«В провинциях балет любят не меньше, чем в столице»



Заколдованная принцесса Одетта, сон булгаковской Маргариты и зажигательное фламенко. Академический театр танца Булата Аюханова показал актюбинцам бессмертные постановки.

Елена РЫШКИНА
aktobetimes@list.ru


Звучит музыка Чайковского. На сцене красота и грация на пуантах. По сюжету «Лебединого озера» принцессу Одетту заколдовал чародей Ротбарт. Девушка превратилась в лебедя. Снять злые чары может только принц, если полюбит принцессу.
Несколько вечеров Государственный академический театр танца радовал актюбинцев балетом. Танцоры не первый раз приезжают в наш город. И каждый раз актюбинские зрители тепло принимают алматинских артистов.

Без классики никуда
В государственном академическом театре танца есть золотой фонд спектаклей. Это постановки, которые живут не один десяток лет.
- У нас наработанный за пятьдесят лет репертуар, - говорит главный балетмейстер Гульфида Гафурова. - В основном это постановки Булата Аюханова. Он воплощает все творческие идеи в нашем коллективе. Есть основной золотой фонд: такие спектакли, как «Кармен-сюита», «Болеро». «Скифы» - премьера одноактного балета на музыку Сергея Прокофьева. Ежегодно репертуар должен пополняться новыми постановками, но мы стараемся это делать чаще. Мы сотрудничаем с молодыми балетмейстерами. Очень много номеров поставлено хореографом Анварой Садыковой. У нее особое направление: неоказахский танцевальный стиль. Выпускники казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова ставили у нас балеты. А вот «Сон Маргариты» – постановка нашей ведущей балерины театра Гульнар Камаловой. Она же исполнительница главной партии – Маргариты. Классика у нас в первую очередь. Это база, академизм, на котором все держится.

Зрители увидели скомпонованный вариант «Лебединого озера», это сценическая версия основателя и бессменного руководителя алматинского академического театра танца Булата Аюханова.
- Булат Газизович взял самые лучшие моменты из музыкального материала Чайковского, - подчеркивает Гульфида Гафурова. - В конце спектаклей мы обычно показываем отрывки других постановок: «Спящая красавица», «Щелкунчик»... Без классики никуда: она поддерживает артистов. Люди воспринимают балет именно через классику. Все знают, что «Лебединое озеро» - балет, даже те, кто не разбирается в искусстве. Это название ни с чем не перепутаешь. Наш камерный театр в гастролях не может показывать балет в полном объеме, поэтому мы ставим одноактные-двухактные спектакли.

Зрители хорошо принимают такие постановки. Есть у нас замечательный балет «Сокол революции». Главные герои: Ленин, Карл Маркс и Сталин. И, несмотря на то, что время сейчас совсем другое, этот спектакль популярен. Накануне девятого мая мы показывали в Санкт-Петербурге постановку «Ленинградцы, дети мои» на музыку Шестаковича. Приходили блокадники, они рыдали. Смотря наш спектакль, ветераны вспомнили все, что пережили в военные годы. Балету покорны все возрасты. Начиная от малышей, которые смотрят танец маленьких лебедей, хлопают в ладоши и пищат от восторга, и, заканчивая людьми преклонного возраста. Балет – настолько доступное искусство среди всех жанров. Здесь только пластика тела, великолепная музыка, образы артистов. Нет языкового барьера. Людям не нужно объяснять, все понятно без слов.

Коров подоят и придут
В семидесятые годы Государственный академический театр танца гастролировал по Европе. В то время артисты приезжали с балетом в Сирию, Ирак, Иорданию, Англию, Индию, Францию, Италию. Сейчас академический театра танца ездит с выступлениями по всему Казахстану и стремится нести искусство в глубинку страны.
- Наш коллектив небольшой, но мы как рупор казахстанского балета, - подчеркивает балетмейстер. - Приезжаем в такие города, как Катон-Карагай, Шеманаиха. Там живут такие же люди, как в столицах. Просто у них нет возможности приехать в мегаполис. Но мы можем приехать к ним и показать свои спектакли. Зритель везде одинаковый, независимо от социального статуса. Как-то приехали в поселковый городок. Уже надо выступать, а зрительный зал пустой. А нам говорят: «Сейчас сельчане придут, коров только подоят». Люди после спектаклей плачут от восторга. И мы рады, что можем подарить им этот праздник. Артисты «Астана Опера» гастролируют за границей. У них немаловажная миссия: показать наше национальное достояние европейцам. А мы несем искусство в казахстанский народ.

Танцуем душой
В Актобе приехали 24 артиста балета. В настоящий момент восемь девушек балетной труппы в декретном отпуске.
- Хорошо, что три новенькие девочки пришли в прошлом году, - говорит заслуженный артист РК, педагог театра Сергей Тихонов. - Из нашего алматинского училища есть выпускники, которые переехали в Астану и в столице заканчивают учебу. Там, конечно, готовые условия, не так, как когда-то мы начинали танцевать, на деревянном полу.

Многие известные ныне хореографы - ученики Булата Аюханова. Но стиль самого мэтра повторить никому не удается.
- Булат Аюханов всегда опережает время, - подмечает главный балетмейстер Гульфида Гафурова, - на два-три шага впереди. Его стиль хореографии никогда не устареет. И повторить почерк мастера невозможно. Как говорит Булат Газизович, у нас театр не артистов, а солистов. Помню его слова: «Балет – это не спорт, здесь не факт задрать выше ногу, навернуть больше пируэтов. В первую очередь - танцевать душой». И выступление наших артистов не должно зависеть от сцены, света, занавеса. Как мы сами преподнесем, какая будет идти от нас энергетика, так люди и воспримут. Мы хотим затронуть нашим танцем струнки вашей души…

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930