104 нефтяные скважины изуродовали пески Кокжиде
Бурить новые нельзя – в этом убеждены актюбинские экологи.
Пески Кокжиде, под которыми залегает месторождение пресной воды, способное напоить несколько регионов Казахстана, буквально усеяно нефтескважинами. «СНПС АМГ» на песках имеет 10 скважин, «КМК Мунай» - 52 скважины, «Фирма Ада Ойл» - 42. Уникальную местность окутывает сеть, связующая нефтекачки с накопителями.
Пески с севера омываются Темиром, с востока – Эмбой, образуя весьма хрупкую экосистему. Загрязнение почвы и рек способно сказаться на подземных пресных водах, и наоборот.
В департаменте экологии признают: негативное воздействие нефтяной отрасли на состояние массива неизбежно.
- Однозначная позиция нашего департамента: бурить новые скважины там нельзя! – заявляет руководитель отдела департамента экологии Нурай Сатимов. – Но предъявлять такие требования к недропользователям мы не можем. Потому что в законодательстве написано – запрет возможен только при наличии угрозы. А компании утверждают, что при существующих конструкциях скважин никаких угроз нет! Якобы на воду они никак не воздействуют.
█ Взять, да и закрыть все нефтескважины невозможно
Весной 2016 года руководство Областного управления природопользования заявило, что поставило перед Астаной вопрос о прекращении нефтепромысла на песках Кокжиде. В департаменте экологии идеологически предложение поддерживают. Но при этом высказывают опасения.
- Одна из главных проблем на месторождении - в старых, уже ликвидированных скважинах. Есть и просто заброшенные скважины, - говорит Нурай Сатимов. – Сами понимаете, это приводит к негативным последствиям для экологии. Если просто остановить работу на данных объектах и просто оттуда выгнать компании, то кто будет следить за этими скважинам? Их же надо ликвидировать. А будут ли они ликвидированы и надлежащим ли образом будут ликвидированы? Поэтому говорить: взять и закрыть - нельзя.
Опасное освоение месторождений на песках Кокжиде началось еще в советские годы.
Автор: