В мутных водах Кокжиде правду уже не найти?
Главный эколог области назвал сильное загрязнение месторождения пресной воды «неправдой», а запрет на добычу нефти – фактически невозможным.
Анвар КУРМАНГАЛИЕВ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Буквально на прошлой неделе местные власти признали, что крупнейшее месторождение пресной воды Кокжиде было загрязнено в результате добычи нефти. Глава Управления природопользования Нуржан Аккул заявил о том, что добычу черного золота и вовсе намерены прекратить.
Ядов «выше крыши»
Ранее гидрогеолог Нуртас Балмагамбетов в интервью «АТ» привел шокирующие цифры, демонстрирующие степень загрязнения Кокжиде. Он проводил мониторинг, служа в компании «Алия и Ко», которая с мая по декабрь 2015 года по заданию Управления природопользования области проводила эти работы.
По словам Нуртаса Балмагамбетова, были выявлены превышения в несколько десятков и даже сотен раз по 13 наименованиям нефтепродуктов и тяжелых металлов в реках Темир, Эмба, Атжаксы и Ащисай. Загрязнение, по данным Балмагамбетова, наблюдается и в подземных водах. Так, например, на одной из наблюдательных скважин месторождения было зафиксировано превышение допустимой нормы железа в 1.000 (!) раз.
Полностью не изучили
За комментариями по степени загрязнения Кокжиде мы обратились к руководителю Департамента экологии Актюбинской области Жаксыгали Иманкулову.
- Месторождение пресных вод Кокжиде представляет собой большой резервуар, который подпитывается с двух сторон реками Темир и Эмба, - начал с общих данных эколог. - Также воды непрерывно подпитываются осадками, проходящими через толщи песков – естественный природный фильтр. Месторождение до сих пор полностью не изучено, и вполне возможно, что там имеются и другие природные источники подземных вод.
Загрязняют осадками
Как объясняет Иманкулов, нефть залегает ниже уровня месторождения пресной воды.
- На этих песках частные компании ведут геологоразведочные работы и осуществляют добычу нефти. Эти процессы сами по себе оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Нефтепродукты оседают на песках, в определенном радиусе от мест добычи. И раз осадки выпадают на пески, какие бы мощные ни стояли фильтры, в любом случае в подземные воды проникают загрязнения. Тем более, в 90-х было узаконено амбарное складирование отходов добычи нефти.
Вопрос известный
С 2004 по 2011 год Жаксыгали Иманкулов трудился в Управлении природных ресурсов и регулирования природопользования.
- В мою бытность мы инициировали проведение собственных работ по мониторингу вод месторождения Кокжиде. Привлекли компанию, которая за счет средств из областного бюджета по периметру месторождения пробурила мониторинговые скважины, и в весенне-летне-осенний период занималась исследованиями.
В то время мониторинг, как рассказывает эколог, показал, что лишь на некоторых наблюдательных скважинах присутствуют примеси нефтепродуктов. По его словам, была проведена большая работа, были наглядно показаны места загрязнений, где был допущен разлив нефти. Экологи предположили, что загрязнение исходит из законсервированных скважин.
- На данный момент, - убеждает Иманкулов, - загрязнения минимизированы.
Запретить не получится
Гидрогеолог Нуртас Балмагамбетов в интервью «АТ» заявлял, что необходимо срочно запретить бурение нефтяных скважин в пределах Кокжиде. Но, как объясняет Жаксыгали Иманкулов, местные исполнительные органы не могут просто взять и запретить частным недропользователям работать. Фирмы заключили с правительством контракт, который может быть расторгнут лишь при существенных нарушениях обязательств.
Не согласен
- Что касается тех данных, которые были приведены Нуртасом Канымкуловичем Балмагамбетовым, я считаю их некорректными, - заявляет Иманкулов. - Я лично знакомился с материалами прошлогодних работ, которые проводила компания «Алия и Ко», где было очень много замечаний, и я во многом не согласен.
Поэтому говорить о том, что месторождение загрязнено - это будет большой неправдой. Есть превышения лишь по некоторым наблюдательным скважинам, - заявляет Иманкулов.
Замечаний не было?
Асланбек Баудияров, глава ТОО «Алия и Ко», считает, что свою работу он и его команда сделали добросовестно. По итогам этой работы, как говорит Баудияров, в 2015 году проводились слушания, на которых присутствовал и господин Иманкулов. Глава компании уверяет, что по своей работе он не услышал ни от кого ни единого замечания, тем самым считает, что соответствующие ведомства согласились с результатами этой работы.
Также Асланбек Баудияров высказал мнение, что главе Департамента экологии следовало бы подкреплять свои слова какими-то фактами и не быть голословным. К сожалению, в ТОО «Алия и Ко» отказались обнародовать данные, полученные при мониторинге вод месторождения, сославшись на то, что при заключении контракта с государством была договоренность о неразглашении информации.
Нужна помощь правительства
- Для того чтобы констатировать угрозу месторождению, необходимо провести ряд мероприятий, которые мы инициируем в настоящий момент, - говорит Жаксыгали Иманкулов и сообщает, что акима области Б. Сапарбаева поступило конкретное протокольное задание, чтобы департамент с ответственными министерствами разработали отдельные правила разведки и добычи конкретно для Кокжиде.
- Должны быть очень жесткие правила для недропользователей. Нужно в первую очередь досконально изучить это месторождение, его геологическое строение, определить состояние законсервированных скважин, определить границы месторождения, - отметил руководитель экологического ведомства.
Также он добавил, что поскольку Кокжиде имеет большое значение для всего западного региона, мониторинг следует проводить на уровне правительственного центра. Уполномоченный орган по этой части – это Комитет геологии и недропользования, который имеет бюджетную программу исследований и мониторинга.
Также планируется инициировать выборочные проверки и охватить все компании, которые сейчас там работают.
- Хотелось бы, чтобы и другие органы, в случае обнаружения нарушений, тоже нам о них сообщали. Чтобы проводился совместный контроль, - добавил Жаксыгали Иманкулов.
Жаксыгали Иманкулов: «Проблема не настолько серьезная, чтобы прекращать разработку месторождения».
Нуртас Балмагамбетов: «Необходимо немедленно перестать качать нефть из Кокжиде».
Автор: