«Петь на сцене – это одно, а у костра – это другое!»

Три дня Саздинское водохранилище встречало гостей пятого Актюбинского Международного фестиваля авторской песни «Степной аккорд-2015». Отлаженная работа организаторов, сотрудников акимата города, волонтеров и самих музыкантов подарили Актобе один из лучших летних праздников.

Нельзя было не заметить, что четвертый по счету фестиваль в этот раз взял размах и поднял свою планку на более высокий уровень. Это сказалось на организации мероприятия, которое становится одной из визитных карточек нашего города. Несмотря на то, что фестиваль считается бардовским, организаторы уверены, что со временем на летних площадках будут звучать и рок-н-ролл, и романсы. Поэтому «Степной аккорд» именовали авторским. А что вложит автор в свое произведение – это его дело.
В этом году, как и в прошлом, Международный фестиваль был организован и проводился при поддержке ГУ «Отдел культуры и развития языков г. Актобе» и Городского Дома культуры. По словам руководителей проекта, «Степной аккорд-2015» решено было посвятить 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Музами и идейными вдохновителями фестиваля являются три женщины: заместитель акима города Айгуль Арынгазиева, руководитель городского отдела культуры Маржан Корганбаева и художественный руководитель народного коллектива «Бард-клуб «Рюкзак», и худрук фестиваля Ольга Акчурина.

Фестиваль включает в себя конкурс

По задумке организаторов, участниками фестиваля являются творческие группы, клубы авторской песни, отдельные авторы, исполнители, актюбинские поэты и музыканты из соседних регионов. Пригласили и представителей ближнего и дальнего зарубежья.
- Конкурс проходит в два тура, - рассказывает художественный руководитель фестиваля Ольга Акчурина. – Прослушивали всех желающих и приглашенных исполнителей в режиме творческой мастерской. То есть человек с гитарой или без, садится перед парочкой членов жюри и показывает свое произведение – кто-то поет, кто-то предлагает свои стихи. Вместе они разбирают ошибки, исправляют, делают выводы, учатся. Часто нашим авторам знания получать негде. На то мы и барды. Поэтому организовываются такие творческие мастерские. Это стимулирует автора и приносит ему пользу. Отбор наш проходит очень честно.
Два тура фестиваля – это:
- 1 тур - Прослушивание (без озвучивающей аппаратуры) в режиме Творческих мастерских от представителей жюри;
- 2 тур - Конкурсный концерт на сцене, перед микрофоном, для общей оценки слушателей и полного состава жюри.
Конкурс Фестиваля проводится в трёх возрастных группах:
Детский конкурс:
- до 14 лет;
- от 14 до 18 лет.
Взрослая возрастная категория: - от 18 лет и старше.
Основное требование – песни исполняются под сопровождение акустической гитары (или гитар). В конкурсе не допускается использование фонограмм и электроинструментов. Что очень важно.
- Второй тур, конечно, сложный, - продолжает Ольга Акчурина. – Нужно показать себя перед микрофоном. Умение себя подать артистически – это важно. Ко всему, и произведения должны соответствовать традициям жанра «Авторская песня», оценивается качество стихов, музыки и уровень исполнительского мастерства.
В этом году, признаются организаторы, отбор на фестивале стал жестче, чтобы не пострадало его качество. Международный статус позволяет ему только расти, но не опускаться. По этой же причине в этот раз подобрали и более компетентное жюри, члены которого приехали из семи городов Казахстана и России. В качестве ведущих Творческой мастерской 1 тура и членов жюри 2 тура приглашены интересные творческие люди, поэты, авторы и исполнители: Павел Фахртдинов из Москвы, Максат Сарсенбеков (г.Астана), Гульзада Бейсембаева (г.Астана), Владимир Тиньгаев (г. Байконур), Виктор Калачёв (г.Кувандык), Дмитрий Ананьев (г.Оренбург), Айрат Гузаиров (г.Оренбург), Фарит Сахабутдинов (г.Алматы), Ирина Лобода (г.Алматы), и много других замечательных гостей.
- Бард-клуб «Рюкзак» функционирует при городском доме культуры, - рассказывает руководитель ГУ «Отдел культуры и развития языков г. Актобе» Маржан Корганбаева. – Мы организаторы фестиваля, мы и несем ответственность за все. Любую слабинку мы отрабатываем очень быстро, потому что у нас очень слаженная команда. Плюс подключаются все службы экстренного реагирования. Спасибо и арендаторам зоны отдыха Саздинского водохранилища, которые тоже присоединяются и помогают нам, к примеру, физически – тут убрать, тут песок рассыпать, тут помочь перенести. Это большое дело! Несомненно, эта зона отдыха, конечно, более всего подходит для таких фестивалей. Что-то начинать всегда очень тяжело. Клуб «Рюкзак» функционирует у нас более 10 лет. Они всегда работали на общественных началах, на голом энтузиазме.

Лейся песня

Открывали «Степной аккорд-2015» песней новой, автора Саши Корниловой, которая живет на Байконуре, но в этом году на конкурс приехать не смогла. Но заскочила в Актобе несколько раньше, чтобы привезти новое произведение в подарок. Песня называется «Белый холм».
- Мы собрались здесь, чтобы устроить праздник песни, чтобы взбудоражить своим исполнением все Саздинское водохранилище, - говорит худрук фестиваля Ольга Акчурина. - Сегодня ветреная погода, которая некоторых пугает, но нам, как и многим кажется, что она приносит в наш фестиваль некую свежесть. Те, кто ехал сюда за ощущением праздника – обязательно найдут его здесь.
Погода, действительно, была не жаркая, немного ветреная, местами даже очень прохладная, но это мало сказалось на количестве людей, приехавших на фестиваль. Он давно перестал быть чисто бардовским. Фестиваль собирает людей разных взглядов, интересов и музыкальных пристрастий. Публика на поляне и в палаточной зоне попадается самая необычная – панки, рокеры, байкеры, просто любители-песенники и те, кто только-только пробует себя с гитарой в руках.
Ольга Александровна Казанцева приехала на фестиваль со своей большой семьей – детьми и внуками. Сама уже на пенсии, однако полна энергии и сил для познания нового.
- Я любитель бардовской песни, - рассуждает Ольга. - Мне только в 57 лет впервые удалось переночевать в палатке, посидеть у костра и послушать песни под гитару. Именно знакомство с бардами, с клубом «Рюкзак», второй год приводит меня и мою большую семью на фестиваль. Погода в этом году ветреная, тем не менее, мы решили остаться с ночевкой. Старшие дети с нами были и в прошлом году, а маленькую мы взяли в первый раз. У нас тут две палатки, теплые вещи, еда.
- До знакомства с четой Акчуриных, вы были как-то связаны с музыкой? Возможно, сами сочиняли, пели…
- В свое время я занималась в музыкальной школе, потом в музыкальном училище. И только. Но его я не закончила, вышла замуж и уехала с мужем-летчиком по гарнизонам. Так 20 лет и проездили. А потом переехали в Казахстан, вслед за родителями. Я считаю, что надо больше пропагандировать такие фестивали, праздники. В газетах мало про это пишут, а жаль.
Палаточный лагерь, к слову, разбит вдоль водохранилища на сотни метров. Тут и там пикники, костры, шашлыки, казаны, складные стульчики, гамаки, москитные сетки, счастливые лица и песни у костра.
Среди приезжих гостей - бард-клуб «Акварель» из Оренбурга. Ольгу Ананьеву тут называют музой ее супруга Дмитрия Ананьева.
- Все начинается с туризма, - рассуждает женщина. - Когда-то, лет сорок назад, мы ходили в походы. И вот там были конкурсы туристской гитарной песни. Вот Леша Ананьев – был председателем нашего тур-клуба. Он давал задания: переправа по веревкам, ориентирование, песенный конкурс. И вот там мы услышали гитару, кому-то подпели, потом сами гитару в руки взяли. Наша подруга Роза – она туристка-водница, к примеру, ходила в сплавы и пешие походы. Но, вместе с тем, она автор и исполнитель песен.
Леша часто ездил на «Грушенку» (ежегодный Грушенский песенный фестиваль, проводимый под г. Тольятти – Ю.М.) и оттуда привозил бабинные пленки с записями песен. Все это он включал нам – Дольского, например, Визбора, Кукина, Крупа. А это не может не нравиться, это нельзя не слушать! И мы сами начинали петь.
Так мы из тур-клуба плавно перетекли в клуб песенной самодеятельности «Акварель». В клубе не только пенсионеры. Здесь и наши дети, внуки – они пошли по нашим стопам.
- Сами вы когда начали писать?
- Вдруг в 36 лет. Сначала одну, потому другую песню. Пела песни, которые просто играются и просто поются. Того же Висбора, Веронику Долину.
Оренбужцы говорят, в «Акварель» всегда приходит новая кровь, живое дыхание. Веткой клуба стал союз «Пастораль» и Слава Голубев, который работает с детьми и они стали лауреатами Грушенского фестиваля.
- В клуб приходили люди, пели, обзаводились семьями, теперь их дети поют, образуют союзы и так далее, - продолжает Ольга Ананьева. - Внутри «Акварели» есть несколько составов, ансамбли. Это заразительно! У нас несколько замечательных дуэтов!
Россияне признаются, что их дети нашли более профессиональный подход к исполнению песен. Это не просто запевания у костра.
- Вам есть с чем сравнивать «Степной аккорд»? В Оренбургской области организуют что-то подобное?
- У нас проводят Фестиваль гитарной песни «Кувандык», он областной. В Соль-Илецке был, в Переволоцке. Много! Это не значит, что мы всем составом ездим на все фестивали. Кто-то может поехать, кто-то нет. Но в этом году мы постарались и посетили все, даже «Грушенку», у нас там своя площадка – Иван Маклашов.
А еще у нас есть СТЭМ «Горицвет» при мединституте. Раз в месяц они проводят концерты. Их руководитель бывший врач Летяев. Он и открыл авторские вечера. Его уже сколько нет, а царство песни живет – «Летяевские вечера». Никто не верит, но это бесплатные концерты, на которые ходит и молодежь, и пенсионеры.
Другие, не менее интересные персонажи - Алексей Ефимов и Мирам Ахметбеков приехали на актюбинский фестиваль из Жезказгана. У дуэта пока названия нет, не придумали. Публика встречает их на «ура!». Судя по всему, из-за харизмы.
- Мы люди степные и это отложилось на наших песнях, - говорит Мирам. - Но в репертуаре есть и Розенбаум, и Высоцкий. Но у нас все равно другой оттенок. Мы не упираемся в стиль. Сочинили песню с Лехой и поем ее! Песен у нас пока немного, мы только начали работать. Все началось с чимкентского фестиваля в апреле этого года. И нежданно-негаданно мы заняли первое место. Музыкального образования мы не имеем. Леха – строитель, я учитель. Бросили все и приехали на актюбинский фестиваль. А какая здесь атмосфера! Мы тут со всеми перезнакомились, пели песни у костра. Петь на сцене – это одно, а у костра – это другое. Каждый приехавший сюда – болен музыкой. И мы тащимся от этого!
Интересно, что большую часть беседы с журналистом Алексей с Мирамом посвятили гостю чимкентского фестиваля – дяде Сэму. Этому барду, ни много ни мало, 78 лет. Но играет и поет, как Бог, говорят музыканты. Его харизма и оптимизм привлекают большое количество зрителей и слушателей. В местном рок-н-ролле ему равных нет.
- У вас тоже появится такой талисман обязательно, - уверены жезказганцы.

Все включено!

Те, кто никогда не были на фестивале, думают, что развернутый лагерь на Саздинском водохранилище – место дикое, необжитое и некомфортное. Уважаемые дамы и господа, в этом году тут подключили даже систему wi-fi для более легкого доступа к Интернету. Вводишь логин, пароль и вперед в социальные сети – звонишь родным, друзьям или скидываешь фотографии, посты. Это плюс №1.
- Мы вышли на «Казахтелеком» с просьбой, чтобы они нас поддержали, - рассказывает Маржан Корганбаева. - Все-таки фестиваль проводится в выходные дни, а многие средства массовой информации не работают. Мы подумали, что было бы неплохо, если бы информация о фестивале появлялась в Интернете во время проведения самого же мероприятия. Поэтому мы снимаем и транслируем он-лайн: Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники, Вконтакте.
Плюс №2. Вместо традиционной на бард-фестивале полевой палатки, служащей гостевой комнатой, в этом году установили юрту. Национальный колорит украсил концертную площадку.
- Ко всему мы договорились со службой пожаротушения, чтобы они стали нашими соорганизаторами, - рассказала директор мероприятия. - На фестивале много людей и их задача разъяснить отдыхающим, как правильно вести себя на природе во избежание пожаров. В конце фестиваля присуждено два призовых места за соблюдение техники пожарной безопасности и дали грамоты от Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Много рассказывала о плюсах и худрук Ольга Акчурина:
- Хорошо у нас была налажена работа волонтеров. Это все воспитанники, ученики Романа Акчурина (супруга Ольги – Ю.М.). Они большие молодцы и помощники! Раздавали мусорные пакеты, помогали при регистрации участников, куда-то бегали по просьбе, приносили, уносили. Мы чаще возле сцены были, а они – наши руки, ноги и глаза.
Отлажена была и работа детской площадки. Тут была большая песочница с игрушками, приезжали клоуны и театра клоунады «Забияки». Родители отдыхали, а дети были заняты.
Впервые мы открыли на фестивале фотовыставку – все желающие могли нести сюда свои снимки – этого года или прошлых лет. Ввели мы и гостевую книгу фестиваля. Провели письменный опрос о вреде курения. Была и фотоплощадка для съемок – в ретро-стиле, кантри.
К слову, итоги фестиваля подводили на третий день, в прошлое воскресенье. По просьбе многих участников мы не станем публиковать призовые места и фамилии отличившихся. В один голос поэты-песенники твердили банальную фразу «Главное – участие!». Поэтому, как ни крути, уважаемый читатель, а победила дружба – бардовская, авторская, музыкальная.