«Если журналисты спят ночью, я тоже сплю»
Шынгыс Ильясов, сотрудник пресс-службы акимата Актюбинской области
«Если в соцсети вижу какие-то жалобы на акимат, то уже знаю, кто из журналистов будет звонить и какие вопросы задавать»
Мое утро начинается не с кофе, а с новостей. Дома просматриваю социальные сети. Особенно обращаю внимание на негатив. Уже заранее предугадываю, что если в соцсетях есть жалобы на акимат, то журналисты будут мне звонить. И знаю, кто будет звонить, и даже какие вопросы будет задавать. Действительно так: за три года работы в пресс-службе, изучил каждого журналиста. Лучше какие-то вещи подготовить заранее. Я боюсь ситуаций, когда звонят СМИ, а ты не владеешь информацией.
После звонка журналиста иду к начальству. Я и мои коллеги знаем, что в любом случае информация в СМИ выйдет, с ответом акимата или без него. Пусть хоть два-три слова, но, главное, это будет официальный ответ. Даже если ты с этим журналистом хорошо общаешься, дружишь, но стоит отказать в информации, то сразу станешь плохим. Сотрудник пресс-службы всегда между двух огней. Важно соблюдать баланс. Нужно быть другом для журналиста, и в то же время не идти против начальства. Не спорю, бывают ситуации, когда всем угодить невозможно.
На пресс-конференциях я не должен защищать спикера, и не должен защищать журналиста. К сожалению, не всегда работники СМИ понимают это. Один раз проходила пресс-конференция, все задавали по три-четыре вопроса, что запрещено регламентом. Мне пришлось запретить. В итоге почти половина журналистов ушли на меня обиженными.
Но такие ситуации быстро забываются. Я сам неконфликтный человек. Пресс-секретарь всегда должен протянуть руку помощи журналисту. Если СМИ - это мост между властью и народом, то мы - мост между журналистом и властью. Понимаю, что если где-то не помог работнику СМИ, то это моя огромная ошибка. А вообще, если бы я не доверял журналистам, то здесь бы не работал. Да, это непростые люди, со своими интересными характерами, но у многих из них я беру пример.
«Меня в последнее время не тянет в кафе, клубы»
Когда на работе какие-то форс-мажорные обстоятельства, ты не скажешь: у меня сейчас обед. Или: уже половина седьмого – мне домой. Я никогда не отключаю телефон. Он всегда рядом со мной. Иногда на зарядку поставишь, смотришь через 20 минут, а уже сорок звонков. Когда произошло жуткое ДТП в регионе, пресс-служба работала всю ночь. Не дай Бог, конечно, таких ситуаций. Но работник пресс-службы всегда начеку. Если журналист спит ночью, я тоже сплю (смеется). А если журналисты не спят, а ищут информацию, то, значит, и мне спать не дадут.
Когда стал работать в акимате, «почистил» свою страничку в социальной сети. Удалил студенческие фотографии. Все-таки работа в акимате накладывает на тебя определенный образ. С друзьями вижусь редко. Они обижаются: «Ты нас забыл… Такой занятой, работаешь в акимате». Мне в последнее время не хочется идти в какие-то кафе, клубы. Голова занята работой и учебой. Занимаюсь английским языком, читаю зарубежные СМИ.
Все спрашивают, почему я всегда улыбаюсь. Мне так проще. Да, в душе может быть плохо, но на люди я не выношу свои проблемы, плохое настроение, болезни. Зачем?
«Зима, метель, стою в таксофоне и звоню в Астану»
Шынгысом меня зовут редко. Для всех я просто Чинга. Даже начальство так называет.
Я из Алги. Хотя первое образование у меня медицинское, учился на стоматолога. Но уже в колледже понимал, что это не мое. Не мог долго сидеть на одном месте. Всегда участвовал в каких-то мероприятиях: акции, благотворительные вечера, концерты. После учебы пошел в партию «Нур Отан», попросился работать волонтером. Деньги я за это не получал, мне нужен был опыт.
Если честно, я мечтал стать журналистом. Планы были конкретные: поступить в Евразийский Национальный университет. Нашел в интернете телефон декана ЕНУ. Зима, непогода, а я стою в таксофоне и звоню в Астану. Трубку взял декан. Говорю ему: «Хочу поступить на факультет журналистики». «Ты вообще откуда звонишь?» - спросили меня на том конце провода. Я ответил, что из Алгинского района. «Мальчик, видимо, у тебя большое стремление поступить, раз ты звонишь в столицу из таксофона, с таким рвением ты будешь журналистом». Я узнал, что для поступления на факультет должны быть публикации в СМИ. С января по май писал статьи в республиканские газеты. Подготовил целую кипу печатных материалов.
«Я перепутал на бланке все ответы с вопросами. Тест был провален. Казалось, что разрушились все мои надежды и планы»
В ЕНУ экзамен на факультет журналистики был в несколько этапов. Сначала творческий конкурс, за который я получил максимальные баллы, потом прошел собеседование. И последнее – тестирование по казахскому языку и истории Казахстана. Отмечаю ответы на бланке, дохожу до последнего, а он лишний. Как так? Оказывается, по невнимательности я перепутал ответы – закрасил первый кружок на втором вопросе, и дальше пошло несоответствие всех ответов на бланке.
Что тогда творилось у меня в душе…От обиды наворачивались слезы. Мне казалось, разрушились все мои надежды и планы. Почему так получилось? Я так хотел учиться на журналиста. Год готовился к этому! Почему же так несправедливо, я же никому не причинял зла… Теперь я понимаю, что нельзя так говорить Богу. Я вернулся в Алгу, работал в пресс-службе районного акимата, пока не позвали в Актобе. Через время я все-таки поступил в университет, только уже на специальность «Международные отношения». Все идет так, как должно быть. На журфак я не прошел, но судьба все равно привела меня в среду, где меня окружают журналисты.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: