«Актюбинский CRY»: художественная выставка, как крик души

«Актюбинский CRY»: художественная выставка, как крик души

В областном музее искусств состоялось открытие выставки «Актюбинский CRY», приуроченной к Международному женскому дню. Экспозиция объединила 11 художниц, представивших свои работы в различных жанрах: живопись, фотография, видеоарт и инсталляция. Каждое произведение несло в себе глубокий смысл, обращая внимание на проблемы гендерного неравенства и социальной несправедливости.

Несмотря на сильный снегопад открытие экспозиции собрало большое количество неравнодушных актюбинцев.

По словам организаторов, данное мероприятие - не просто собрание работ, а эмоциональная картография города, зафиксированная через призму личных переживаний художниц. В этом проекте не было попытки показать единую правду. Напротив, работы создавали многослойный нарратив, заставляющий задуматься.

«Одиннадцать художниц - одиннадцать разных взглядов на реальность, которая зачастую не совпадает с официальной риторикой. В их работах поднимаются темы тревоги материнства, невидимой работы женщин, нормализации насилия традициями, застоя, страха говорить о проблемах и равнодушия общества», - поясняют организаторы.

Эта выставка, по их словам, не просто иллюстрация кризиса, а попытка осмысления. Авторы пытаются услышать голос города, увидеть невидимое, сказать несказанное. Название «CRY» несет в себе двойное значение: это и крик о помощи, и призыв к осознанию, и надежда на перемены.


Прощальная песня невесты

Кураторы, авторы и их видение

Куратором выставки выступила научный сотрудник музея Алтынзер Ашыкбаева. Кроме того, её фотографии также были частью экспозиции. Она отмечает, что этот проект - особенный, поскольку работы на него отбирались в результате Open call, позволяя новым именам заявить о себе.

«Всего нам поступило около 44 заявок со всей области. Мы были удивлены, так как каждый автор в среднем отправил по 5-7 работ. После чего, мы сделали определённую концептуальную выжимку и выбрали подходящие. У нас были две основные цели: поддержать местное искусство и открыть новые таланты», - поделилась куратор выставки.

Айгерим Шокурова, одна из участниц, рассказала, как участие в проекте вдохновило на реализацию себя, как художницы:

«Я подала заявку, и, благодаря выставке, почувствовала невероятную мотивацию. Особенно ценно было обсуждение работ и поддержка коллег во время наших встреч. Отдельная благодарность моему мужу, который участвовал в каждом этапе создания моего произведения!».

Мира Лин отметила важность этой платформы для молодых художниц:

«Раньше я посещала этот музей только как зритель, а теперь мои работы висят здесь. Это потрясающее чувство! Нам дали шанс показать себя, и я очень благодарна организаторам за такую возможность. Хочется, чтобы и впредь была возможность выставляться».

Гулжан Кунаева, директор музея, также выступила с напутственным словом, подчеркнув значимость представленных работ:

«За каждой картиной, фотографией или инсталляцией скрывается глубокий смысл. Надеюсь, что зрители смогут его прочувствовать. Особенно меня зацепили слова, написанные на стене выставочного зала: «Перемены начинаются после того, как мы сталкиваемся с реальностью - без прикрас, без утешительных иллюзий». Мне кажется, это и есть задача искусства».

Концептуальность

В рамках выставки Алтынзер Ашыкбаева провела зрителей через экспозицию, превращая её в увлекательную экскурсию. Работы были расположены концептуально.

Одна из работ - «Обратная реальность» - представляет собой фотографию, на которой изображено дерево и отражение города в воде. По словам автора, это произведение символизирует две стороны жизни: явную и скрытую, напоминая зрителям о многогранности нашего восприятия мира.

На большом мониторе транслировалась видеопроекция под названием «Актюбинский cry» - стихотворение на языке жестов. Эта работа о молчании, о тех эмоциях и переживаниях, которые не всегда можно выразить словами.

«Люди не всегда могут озвучить то, что их тревожит, а те, кто слышит их слова, не всегда способны понять их смысл», - поясняет Алтынзер.


Следующая картина под названием «401» - мощное высказывание против гендерного насилия. Написанное маслом, это шокирующее произведение не оставляет равнодушным, заставляя задуматься о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в повседневном быту.


Работа Маншук Нугумановой «Переплетение жизни» переносит нас в мир символов. Яркие краски и образ волос, служащий метафорой связи поколений, подчёркивают хрупкость этой нити, которая может, по словам Алтынзер, оборваться из-за чужого решения или внешних обстоятельств.


Айгерим Шокурова в работе «Замужество» использует ткань и металл, создавая символическую композицию из серёг и цепей. Она одновременно отсылает к традиции «сырга салу» и намекает на ограничения, которые общество накладывает на женщин в браке.


Собирательный образ патриархального уклада воплощён в работе «Белый петух» Ирины Курманалиной. Здесь мужчина представлен ярким и значимым, тогда как женщина остаётся в тени - как в природе, так и в социуме.


Особое внимание привлекла инсталляция «О-ДА» («Опорно-двигательный аппарат») за авторством Миры Лин и Алтынзер Ашыкбаевой. Композиция из дерева и керамики, выстроенная в виде пирамиды, отражает социальное неравенство: в её вершине - большая тарелка власти, в основании - полупустая тарелка простого народа, несущего на себе всю тяжесть системы.

Отзывы

«Сначала я не совсем понял концепцию, но когда мне объяснили смысл работ, то всё встало на свои места. Особенно впечатлила инсталляция «О-ДА». Несмотря на социальные проблемы, выставка напомнила мне, что в нашем городе все же есть красота», - поделился Рустам, один из посетителей выставки.

«Я специально отпросилась с работы, чтобы прийти сюда. Это событие действительно важное. Искренность этих работ поражает, они заставляют задуматься. Хотелось бы конечно, чтобы подобные выставки освещались как можно лучше», - рассказала актюбинка Альсина.

Завершение открытия и кинопоказ

Выставка завершилась кинопоказом, на котором представили фильм о судьбе женщины-переселенки «Мечта Дины» и «Дети Дины».

Главная героиня - Дина, мать четверых детей, двое из которых имеют инвалидность. Она сталкивается с бюрократическими трудностями, пытаясь получить гражданство Казахстана, и ежедневно борется за достойную жизнь для своей семьи. Фильм шел на казахском языке, и его финал оставил зрителей под глубоким впечатлением.


Я жду.

«Актюбинский CRY» показал, что даже небольшая локальная выставка может стать мощной платформой для самовыражения, осмысления проблем общества и поиска новых путей. Актюбинские художницы не просто рассказали о своих тревогах, но и дали зрителям возможность задуматься, возможно, изменив их восприятие города и мира в целом.

Выставка продлится до 7 апреля, и каждый желающий сможет бесплатно её посетить.




Возрождение



Автор: Рустам Тулекешев

Похожие новости
Календарь новостей
«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31