Национальное возрождение начинается с детей



Впервые в Актобе для девочек из патронатных семей провели обряд «Кулак тесу».

Константин СЕРГЕЕВ
aktobetimes@list.ru


Не забывать о своих корнях призывал великий Абай. О том, что нужно и важно чтить традиции говорили Сакен Сейфуллин и Ахмет Байтурсынов. Не случайно в своём обращении народу Казахстана президент страны Нурсултан Назарбаев затрагивает вопрос сохранения своей культуры:
- Первое условие модернизации общественного сознания – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

От бабушек к внучкам
На днях в актовом зале школы-гимназии №51 прошло торжественное мероприятие. Впервые в Актобе решили провести обряд «Кулак тесу». Конечно, прокалывать уши девочкам никто не собирался, решили просто надеть серьги. В сторонке за всем действом наблюдала директор учебного заведения Гульназия Дарибаева. На глазах у женщины были слёзы.
- Это слёзы радости, - поясняет руководитель гимназии. – Вспомнила, как много лет назад мне бабушка надевала серёжки. До сих пор помню её слова напутствия. Это очень важно для девочки. Я уже трижды бабушка, своей внучке тоже надевала серьги. Обязательно серебряные, чтобы здоровье было, чтобы путь был светлым и чистым.

Особенности традиций
Идея проведения мероприятия в рамках проектов «Рухани жаңғыру»: «Болашаққа бағдар» и «Бақытты бала», принадлежит ассоциации деловых женщин, а также депутатам городского маслихата.
- Отрадно, что нашу идею поддержали уважаемые в обществе женщины, которые принимают активное участие не только в государственных делах региона, но и являются хранительницами семейного очага. Пришли сегодня и представительницы старшего поколения – «золотой фонд», которые и будут надевать серьги девочкам, находящимся на патронатном воспитании, - отмечает секретарь городского маслихата Сулупан Шинтасова.
Обычай, о котором идёт речь, имеет большое значение для казахского народа. Кулак тесу – традиция прокалывания ушей для серёг девочке (обычно от 5 до 12 лет). Как говорится в одной из известных казахских пословиц, «Қыздың жолы жіңішке» («У девушки дорога узкая»). Смысл заключается в том, что недолго юной девушке играть и веселиться. Исходя из этого, родители девочки всегда стремились сделать её детство счастливым, баловать дочку. На девочек обычно никогда не повышали голос.
- Прикрикнуть на девочку могла только мать. Но это было только в поучительных целях, - подчёркивает почётный гражданин города Актобе Мария Таджибаева. – Девочек одевали в самые красивые наряды, лелеяли, ласкали, стремились исполнять любое их желание. Зная, что в скором времени дочери предстоит жить среди чужих людей, в гостях её усаживали на самое почётное место за дастарханом – тор.
Интересно, что инструментом для прокалывания служили серебряное шило или два зёрнышка проса, которыми сдавливали мочку уха с двух сторон. Конечно, ранка-дырочка болела, и в неё продевали шелковинки или специальные нитки, которые плели из шерсти рыжей собаки. Бытовало мнение, что собачья шерсть обладает целебными свойствами, не давая воспаляться ранке. По своей значимости обычай қулак тесу у девочек был приравнен к обряду обрезания мальчиков. Это была своеобразная инициация для девочек, подтверждающая их пол и то, что они уже подросли. После совершения обряда родственники устраивали праздник в честь дочери и приглашали в дом гостей. Кстати, родители, которые долго были бездетными, прокалывали дочкам уши раньше — уже на третий год. Таким образом, девочке обеспечивали долголетие.

Родные «цветы жизни»
На этот раз серьги надели 17 девочкам, находящимся на патронатном воспитании. Их выбрали неслучайно. Дело в том, что нынешний год объявлен акимом Актюбинской области Бердыбеком Сапарбаевым годом детей. По поручению акима города Актобе Ильяса Испанова за каждым ребёнком, оставшимся без родителей, должен быть закреплён спонсор. На сегодня из 440 детей, находящихся на патронатном обеспечении, триста детишек имеют спонсоров.
- Мы призываем бизнесменов нашего города проявить свою гражданскую позицию и стать своего рода наставниками для детей. Спонсорами перечислюется средства на счета детей в «Жилстройсбербанке», также они опекают их до достижения совершеннолетия, при необходимости оказывают помощь во время обучения в вузе, колледже, трудоустраивают, - поделилась информацией заведующая сектором по охране прав и защиты детства городского отдела образования Агрыс Шагирова.
На сегодня детям, состоящим на учёте отдела образования Актобе, перечислено свыше 30 миллионов тенге.
Одна из первых на призыв взять под опеку детей откликнулась директор ресторанного комплекса «Зере», член ассоциации деловых женщин, Бану Тлегенова. За полгода десятилетняя Аяна Диярова настолько «прикипела» душой к новой «маме», что и дня не может провести без неё. Родители девочки погибли, воспитывает её тётя. Своей девочке Бану Тлегенова надела серёжки сама.
- Мои дети и внуки полюбили Аяну. Радует, что мы приглянулись друг другу. Часто девочка гостит у нас в семье, видит наши взаимоотношения, приучаем её к национальным традициям. Надеюсь, со временем выдам её замуж, - улыбается Бану Галиевна. - Очень правильно, что начали возрождать обычаи и традиции. Это не для галочки, это действительно нужно и полезно. Сейчас девочки стали более агрессивными, а мы прививаем послушание, говорим, что она будущая хозяйка, продолжительница рода.
Кстати, раньше казахи ценили не золото, а серебро, приговаривая, что «золото носят для красоты, а серебро – для здоровья». Изделия из более дорогого металла убирали в сундук, а из серебра носили постоянно. Ещё один момент: вместе с серьгами каждая из 17 девочек получила платок. Традиционно казахские девушки носили яркие цветные однотонные платки, чаще всего – красные.
Член ассоциации деловых женщин Актюбинской области, финансовый директор крупной компании Алтынай Муханова не придаёт значения национальности. У неё двое сыновей, а с конца прошлого года – ещё и дочь. Не родная, но для женщины ведь не существует ни цвета кожи, ни понятие «свой, чужой».
- Когда предложили стать спонсором, я не раздумывала ни на секунду – сразу же выбрала Алёну. Учится она хорошо, прилежная ученица в 25-й школе. У неё есть опекун – тётя, а теперь ещё и мы, - улыбается Алтынай Муханова.
Помимо ежемесячных отчислений в ЖССБ, женщина собирает Алёне приданое.
- Уже решила, что свадьбу сделаем хорошую, не шикарную, но жениха не обидим. Приданое будет достойным. А ещё надеюсь, что смогу сопровождать девочку и после школы, дать ей образование.

Открой личико
Ещё один обычай, который также показали присутствующим – «Саукеле салу».
- Как только девочке исполнялось три года, на голову ей надевали маленькую шапочку – такия. Позже головной убор дополнялся орнаментами и убранством. К моменту, когда девушке подходит время выходить замуж, готовят саукеле, - рассказывает Сулупан Шинтасова.
Саукеле - не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни. Это мостик между беззаботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни.
Это не только головной убор, но и наглядный пример обычаев и традиций, культуры и искусства. Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство саукеле. Шьют из дорогого бархата, велюра. Традиционно края саукеле украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями. Верх саукеле неизменно украшает уки (пушистый пучок из перьев филина).
Чем богаче семья, тем богаче выглядит саукеле. Кстати, в трудной жизненной ситуации девушка могла снять с саукеле часть украшений, чтобы использовать на нужды семьи. Стоимость саукеле всегда была очень высока, говорят, что в старину за неё давали более табуна лошадей. И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребёнка ей торжественно преподносили кимешек - облегающая шапочка из белой ткани, надевающаяся на голову и закрывающая шею, плечи, грудь и спину.
- Кимешек надевали так, что он вытягивал лицо женщины, дабы не было морщин. При этом сам головной убор никогда не закрывал лица представительниц прекрасного пола, - подчёркивает Сулупан Шинтасова.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930