Запасы воды отравили нефтью



Почему в Актобе игнорируют министра экологии?

Вода, два слоя нефти и несколько компаний

Пески Кокжиде расположены в 11-и километрах от Кенкияка. Под песчаным массивом находится огромное месторождение пресной воды. И под ним же залегают месторождения нефти. Всё устроено так, что вода находится на глубине до 150-и метров, под ней на глубине до полукилометра расположено надсолевое месторождение нефти, а еще глубже – на 2-4 тысячах метров - подсолевое.

Больше 20-и лет на Кокжиде ведётся добыча черного золота. На сегодня только действующих скважин, по данным министерства энергетики, там насчитывается 163. Добывают нефть компании АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «КМК-Мунай», ТОО «Фирма Ада Ойл». Также разворачивают свою деятельность ТОО «RAMCO Oil» и ТОО «Aral Petroleum Capital». ТОО СП «FIAL» и ТОО «Урихтау Оперейтинг» уже ведут разведку нефти. И чем больше развивается нефтедобывающий комплекс, тем больше вод из месторождения используется на технические нужды.

На пределе

Долгие годы в Актюбинской области шли баталии между нефтяными компаниями, заверявшими, что ведут работу в соответствии со всеми экологическими нормами, и общественниками, настаивающими на запрете добычи нефти.

В настоящее время назрела проблема - не хватает питьевой воды. Причем сразу в Атырауской области, Западно-Казахстанской и Актюбинской. Если ссылаться на результаты оценки запасов вод, проведенной ещё в 1980-х годах, то месторождение способно обеспечить водой все 3 региона.
«Воды реки Илек, питающей Тамдинский и Саздинский водозаборы, загрязнены химическими токсикантами, концентрации которых превышают гигиенические нормативы в десятки раз, а речная вода относится к «чрезвычайно грязной», согласно действующей классификации водных объектов. Дефицит водных ресурсов в Республике Казахстан в средние по водности годы достигает 6,6 км3 и особо остро ощущается в Западном Казахстане. Причинами дефицита водных ресурсов, нарастающих из года в год, являются природные факторы, значительный объем использования стока трансграничных рек сопредельными государствами, чрезмерное безвозвратное во многом неэффективное водопотребление, низкое качество воды и т.д. Водообеспечение населения Актюбинской области практически полностью базируется на подземных водах, а обеспеченность населения водопроводной водой составляет всего лишь 70%», - указывали общественники в обращении к властям.

Власти решили попытаться поймать двух зайцев: и воду использовать, и нефть добывать. Сейчас на Кокжиде, как говорят в управлении индустриально-инновационного развития Актюбинской области, идут работы по переоценке запасов вод. Необходимо обозначить реальные контуры месторождения и определить границы контрактных территорий недропользователей. По результатам исследования можно будет рассчитать объем запасов месторождения.

Поручили в министерстве

Однако есть риск того, что вода слишком загрязнена. Тогда использовать её для нужд населения уже не получится. Превышение ПДК по нефтепродуктам фиксировали в водах месторождения 10 лет подряд. Подробные данные вы можете увидеть в диаграмме. И, хотя в последние годы отмечается снижение ПДК, уже в этом году планируется бурение новых нефтяных скважин. Не исключено, что это приведет к новым загрязнениям. Несмотря на поручения министра экологии, мониторинг вод не проводится.

Год назад в министерстве экологии и местных исполнительных органах составляли Дорожные карты по улучшению экологической обстановки в регионах. Запланированные мероприятия рассчитывали провести в течение четырех лет. Предполагалось, что после их исполнения главные экологические проблемы страны, пусть частично, но будут решены.

План действий для Актюбинской области получился довольно обширным и включил в себя пункт об отслеживании загрязнения вод Кокжиде. Саму Дорожную карту презентовал министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев. Он тогда отметил, что управлению природных ресурсов поручено ежегодно проводить мониторинговые исследования качества подземных и поверхностных вод месторождения Кокжиде.

Не было, и будут не скоро

Репортеров «АТ» заинтересовали результаты исследований, которые были запланированы на 2020 год. Мы направили запрос в несколько инстанций: как и когда проводили исследования; на содержание каких элементов; были ли пробурены для этого новые наблюдательные скважины; и пригодна ли по итогам исследований вода для питья? Спросили мы и об исследованиях текущего года. Ответ удивил.

«В связи с объявленными в 2020 году карантинными мерами и ограничением передвижения по территории области, мониторинговые исследования не проводились. Мониторинг качества подземных вод объекта «пески Кокжиде» планируется возобновить после завершения работ по переоценке запасов воды месторождения, не ранее 2022 года», - значится в документе за подписью и.о. руководителя управления природных ресурсов Актюбинской области Асхата Кубенова.
Аналогичный ответ мы получили от главы управления индустриально-инновационного развития Ирана Шархана.

Мешало выборочно

Несколько удивителен и смехотворен тот факт, что поручение по мониторингу вод дали в карантинный 2020 год. Неужели забыли в ведомстве об ограничительных мерах? И почему ограничения на передвижение по области не помешали другим задачам программы?
Вот, например, в рамках той же Дорожной карты неподалёку от Кокжиде работы все-таки велись. Вдоль рек Эмба, Сагиз, Темир и их притоков установили 7 826 водоохранных знаков. Работа эта, как и мониторинг, была поручена областному акимату. Почему-то её выполнению никакие ограничительные меры не помешали.

Анна КУЗЬМИНА,
Артур САЙЫН
aktobetimes@list.ru



Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930