Обучать бизнесу со школьной скамьи
В Актобе будут использовать опыт зарубежных стран по обучению предпринимательству
с ранних лет.
От вовлечения казахстанцев в бизнес-среду зависит стабильность в стране. На днях об этом заявил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев:
- Нужно, чтобы человек смог себя обеспечить, чтобы у него было достойное жилье. Мы делаем всё возможное, чтобы бизнесу было выгодно существовать в нашей стране. Мы должны делать послабления. Если людям это начнёт приносить прибыль, то будет стабильность в стране.
Западные страны – наглядный пример того, как развивается предпринимательство. Около 60-70 процентов населения США заняты в сфере малого и среднего бизнеса. А в Германии и вовсе этот показатель доходит до 85 процентов.
- В этой сфере необходимо проделать большую работу и дать бесплатное образование тем, кто не смог поступить в вузы и колледжи. Раньше было трудовое воспитание в селах, теперь и в городе мы должны об этом подумать. За всю жизнь человек должен получить четыре-пять специальностей. Нужно продумать, какие специальности будут востребованы в будущем, и мы им будем выдавать микрокредиты, - отметил глава государства.
Самое ценное – человеческий капитал
По мнению руководителя областного управления предпринимательства Анар Даржановой, бизнесменов нужно растить ещё со школы:
- Деньги у государства есть, льготные условия тоже, сейчас упор нужно сделать на человеческий капитал, причём качественный. Поясню, у нас получается так, что выпускник вуза зачастую не знает элементарного: требований госзакупок, казсодержания, брендирования, как проводят маркетинговые исследования. У нас думают, что этим должны заниматься только экономисты и финансисты. Сейчас время другое. Например, врач не только должен лечить, но ещё и может разбираться в основах бизнеса. Он ведь может открыть собственную клинику. Хочу сказать, что каждый выпускник должен быть ориентирован на работу в бизнесе.
В идеале, в каждом учебном заведении будут обучать предпринимательскому мышлению. Пока же основы ведения бизнеса преподают во всех факультетах, независимо от специальности, регионального университета имени Жубанова, в политехническом колледже и в 20-й средней школе. При этом «школьный эксперимент» планируют внедрять и в ряде других образовательных учреждений.
- У нас совершенно другое мышление, - продолжает Даржанова. – После школы наши ребята обязательно стараются поступить либо в вузы, либо в ссузы. На Западе сначала ищут себя, пробуют поработать в этом направлении. Для них диплом – это не просто бумага, которая потом не нужна. Сейчас нужно умение предвидеть и распознать возможности выхода из «зоны комфорта», отказа от мышления по формуле «поживём и увидим». Последнее зачастую более губительно для бизнеса, чем постоянный эксперимент, граничащий с риском провала. Таким образом, предпринимательское мышление – это компетенция, которой необходимо обучать наряду с предоставлением классического образования.
Подготовил Константин СЕРГЕЕВ
Автор: