Власти хотят оставить нефтяников на месторождении подземных вод «Кокжиде»

Власти хотят оставить нефтяников на месторождении подземных вод «Кокжиде»

К 2030 году все нефтяные скважины должны быть удалены с территории, где сосредоточены крупнейшие запасы питьевой воды всего Казахстана. Но власти, вопреки достигнутой договорённости с общественностью, решили сменить вектор направления. Месторождение хотят оставить в распоряжении нефтегигантов взамен на улучшение технологий добычи. Однако известные ученые и экоактивисты заявляют, что по «Кокжиде» не может быть никаких компромиссов.

На протяжении десятков лет ученые и экоактивисты добиваются вывода из песков «Кокжиде» недропользователей, которые регулярно травят запасы уникальных пресных вод. Все это время нефтегиганты отделываются лишь штрафами и периодическими проверками. В конце 2021 года прокуратура области, казалось бы, сделала невозможное и заявила о необходимости прекращения добычи нефти на месторождении. Тогда было установлено, что на «Кокжиде» происходили многочисленные аварии с разливами нефти и выбросами газа в атмосферу, о чем компании умалчивали. Было наложено 170 штрафов на 200 млн тенге, предъявлен ущерб на 7 млрд тенге. Некоторые компании использовали пресную воду для технических нужд, за что также были оштрафованы. Экологи и по сей день говорят, что аварии там не редкость.

После заявления прокуратуры министерство энергетики и минэкологии приняли решение о поэтапной ликвидации нефтескважин с территории «Кокжиде» вплоть до 2030 года. Хотя, конечно, общественность надеялась на скорейшее решение вопроса, но даже такой исход называли чуть ли не победным. Для осуществления вывода нефтескважин был составлен план, предусматривающий обязательную рекультивацию земель. В этом году департамент экологии заявлял, что будет ликвидировано сразу 9 нефтескважин, но получилось только 3. А всего их около 300.

Планы поменяли

Как заявляют актюбинские известные ученые и общественники, власти теперь хотят отказаться от намеченных планов по ликвидации нефтескважин и дать возможность недропользователям добывать черное золото еще неопределённое количество времени. Об этом стало известно на так называемом научно-технологическом хакатоне по решению вопросов месторождения подземных вод «Кокжиде», который недавно прошел в университете им К. Жубанова. Мероприятие состоялось без официального анонса, независимые эксперты узнали о нем благодаря третьим лицам. Хакатон, как выяснилось, организовали министерство науки и высшего образования совместно с Центром научно-технологических инициатив «Самгау». Там также участвовали представители минэнерго, минэкологии, министерства водных ресурсов и сами недропользователи.

В числе случайно оказавшихся там был и профессор ЗКМУ, академик, специалист в области промышленной токсикологии Арстан Мамырбаев. На двухдневном хакатоне прямо был поставлен вопрос о том, что недропользователей оттуда выводить рано: мол, это негативно отразится на экономике.


- Недропользователям хотят дать возможность дальнейшего продолжения работ на данном участке, это вполне очевидно, - говорит Арстан Мамырбаев. – Представители официальных ведомств: министерства науки и высшего образования, министерства энергетики, Казгидрологии и акимата - в принципе высказывают такую точку зрения, что надо дать добро тем 5 компаниям, которые сейчас работают, продолжать добывать нефть, но где-то потом оговаривать о постепенном выводе из данной зоны с закрытием соответствующих скважин.

На хакатоне участники составили несколько проектов, которые предусматривают улучшение технологии добычи, якобы позволяющее исключить загрязнение подземных вод. Профессор называет эти проекты дилетантскими ввиду того, что их составили наспех и хотят реализовать в короткие сроки.

- Проекты вовсе не направлены на то, чтобы сокращать добычу нефти на этом месторождении, - продолжил Арстан Мамырбаев. - Во всяком случае, проекты, которые были представлены, направлены прежде всего на решение каких-то узких технических инженерных моментов, касающихся бурения скважины и нефтедобычи в целом. Они были достаточно слабо представлены, во многом как-то в одностороннем порядке, недоработаны. С научной точки зрения вызывают больше вопросов, чем дают ответов. Сложилось впечатление, что под прикрытием якобы выполняющихся проектов, которые якобы улучшат и не допустят возможности техногенного вмешательства, хотят оттянуть этот процесс (поэтапной ликвидации), дать возможность недропользователям откачать последнюю оставшуюся нефть. Так и было сказано, что 3-4 проекта будут профинансированы, срок их выполнения где-то год, но серьёзные научные проекты в течение одного года не решаются никогда, а минимум 3-5 лет выполняются. А год — это все лишь сотрясание воздуха, чтобы успокоить общественность и дать возможность недропользователям n-количество времени продолжать добычу нефти в этом регионе. А те моменты, которые имели место три года назад, когда действительно вроде бы очень серьёзно ставился вопрос, что будет ежегодное сокращение и закрытие производственных скважин, запрет на возникновение новых, – все это, в общем-то, отодвигается.

Профессор убежден, что на сегодня ни одна технология не дает гарантию, что подземные воды не будут загрязнены.

- Совершенных технологий, абсолютно гарантирующих на 100 процентов экологическую безопасность с точки зрения того, что не произойдет катастрофического загрязнения подземных вод, никто дать не может. Ни компании эти, ни научные проекты, которые разрабатывают, поэтому реальная возможность загрязнения есть, - отметил профессор.

Также он подчеркнул, что на хакатоне присутствовали не все специалисты и госорганы, которые имеют прямое отношение к проблемам экологии.

- Организаторы этой научно-технической сессии не совсем правильно подошли к информированию населения. Они пригласили только лишь инженерно-технический персонал. В то же время, так скажем, представители чистой экологии или медицинской экологии не были приглашены. Не было комитета госсанэпиднадзора, хотя они должны в обязательном порядке принимать участие. Или ученые нашего медуниверситета, где есть целый факультет, который готовит санитарных врачей, которые абсолютно не были уведомлены, - заключил профессор.

«Компромиссов быть не может»

Руководитель ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин, также без приглашения оказавшийся на этом мероприятии, говорит, что власти параллельно с сохранением недропользователей на месторождении хотят начать использовать воду для нужд населения.


- На мой взгляд, это диверсионная работа, попытка продавить интересы компаний, - говорит Александр Мандрыкин. - В казне нет денег, никто не хочет закрывать скважины. Об этом было заявлено одним из представителей министерств, что это будет отражаться на экономике. Подчеркну: рассматривалось только обоснование работ для дальнейшей добычи с якобы предотвращением возможных загрязнений, но напрямую не велся разговор о сохранении источника. Экологическая плоскость только на десятом плане рассматривалась. Компании надо выгонять оттуда! Надо придерживаться намеченного плана (поэтапной ликвидации до 2030 года. – Авт.) и не трогать там воду, ведь это уникальный источник для наших поколений! Предлагаю взять это дело под полный контроль и объединиться всем для защиты этого источника. Здесь компромиссов быть не может!


Редакция «АТ» будет следить за ситуацией с «Кокжиде», как и прежде. Также мы намерены направить официальные запросы в профильные министерства для разъяснения вопросов, связанных с дальнейшей судьбой подземных вод.


Автор: Артур Сайын

Похожие новости
Календарь новостей
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031