От реализма к новой дальности: ученики ГХЛ поразили мастерством

От реализма к новой дальности: ученики ГХЛ поразили мастерством

Альберт Шукенов, представляя читателям «АТ» работу «Алаша тоқу қолөнері», признает, что вдохновлялся творчеством Абылхана Кастеева - советского художника, которого называют основоположником казахского изобразительного искусства.

В музее искусств 9 июня открылась выставка дипломных работ выпускников четвертых и шестых классов Городского художественного лицея. Как правило, принятая в лицее градация соответствует девятым и одиннадцатым классам общеобразовательных школ.

При создании работ одни ребята стремились найти вдохновение в осенних городских пейзажах и погружались в вечернюю меланхолию. Другие, захваченные красотой рептилий, устремлялись всей душой к доселе еще не виданным пейзажам. Третьи отыскали источник творческого подъема на твердой почве казахстанского реализма. Прочие нашли умиротворение в традиционных прикладных практиках и духовном наследии подвижников просвещения.

Не все юные художники намерены связать дальнейшую судьбу с изобразительным искусством. Но все до единого постарались по максимуму вложить полученные знания и умения в выполнение дипломных проектов.

После торжественного открытия выставки лицеисты рассказали репортеру @aktobe_times , как выбирали тематику для собственных работ, и поделились впечатлением от картин сотоварищей.


Ренат ТАИПОВ


Тайна выбора

У большинства посетителей вернисажа восхищение вызвала работа 17-летнего Альберта Шукенова. На картине, выполненной масляными красками, запечатлены две мастерицы, занятые усердным тканием ковра.

- Над картиной я работал два месяца, то есть всю последнюю четверть, - объясняет юноша. - Мне очень нравится изображение портретов. И мне кажется, что они у меня хорошо получаются. Поэтому я и включил портреты в композицию. А живопись меня привлекает потому, что мне нравится выражать свои эмоции через краски и кисти. Во время работы я использовал очень много разных кистей – широких, средних размеров, и очень много тонких. Как вы видите, использовал я и несколько оттенков красного – здесь и кармин, и кадмий, и светло-красный оттенок. Сам процесс смешивания красок очень интересен!

К удивлению одноклассников и огорчению педагогов, Альберта не прельщает профессия художника или дизайнера.

- Собираюсь поступить в вуз, но не по художественному направлению. Избрал немного другое, - говорит выпускник, не желая раскрывать тайну выбора. - Но я и в дальнейшем буду рисовать. Думаю, это станет для меня хобби. Возможно, это увлечение я тоже как-то реализую в будущем.

Из понравившихся дипломных проектов других лицеистов Альберт отметил работу Хадиши Серикбаевой, выпускницы 6 класса.

Крушение реальности

Хадиша, как и Альберт, предпочла реалистическую живопись. Она изобразила казахского просветителя Ыбырая Алтынсарина, дающего уроки детям.

- Когда рисовала детей, мне очень хотелось изобразить реалистичные лица. Поэтому я смотрела на разные типажи в Интернете и на них ориентировалась, - рассказывает девушка. – А при изображении Алтынсарина, я использовала его известные портреты.


«Ұлы «Дала қоңырауы», Хадиша Серикбаева.

Хадиша решила стать профессиональным художником и, для этого намерена поступить в академию искусств имени Жургенова. Но уже сейчас ее дипломный проект хочется разбирать как работу вполне сложившегося мастера. И пусть дети кажутся слегка застывшими (возможно, в немой почтительности к великому Алтынсарину), но блики на картине в стеклянной раме, висящей за спиной педагога, выглядят достойными кисти настоящего профессионала. Взгляд автора этой статьи (как и рыжей кошки) в особенности привлекли две птицы, сидящие на веточке за окном. Своим фантастическим оперением – синим и красным – они выхватывают запечатленную на картине сцену из реальности и уносят работу в те стилистические пространства, которые Хадише, вероятно, еще предстоит освоить.


Хадиша Серикбаева решила стать профессиональным художником и, для этого намерена поступить в академию искусств имени Жургенова.

Дуальность и единство

Лицеистка Аружан Кубенова моделью для дипломной работы избрала своего «самого близкого и родного человека» - маму. Она же стала и объектом для психологического исследования юной художницы.

- Композиция всей картины немного нестандартная. Есть отражение в зеркале, что делает фигуру дуальной, но образ единый, - подчеркивает Аружан. - Многие детали на портрете символические. Впереди дамские принадлежности на туалетном столике: вот пудреница, сумка, перчатки – они олицетворяют женственную натуру мамы. Перчатки сняты, что является символом: когда мы выходим из своего дома, когда удаляемся от родного очага, мы надеваем некий образ, который хотим показать окружающим. И вот: мама приходит домой и снимает с себя этот образ, смотрит на себя настоящую, но и в этот момент она остается такой же прекрасной. То есть она и внутри, и снаружи всегда великолепна.


Аружан Кубенова на защите дипломной работы.

На вопрос, не намерена ли Аружан стать искусствоведом, художница отвечает:

- Да, была идея поступить на искусствоведа. Но сейчас я поступаю на инженерный факультет. Но искусство всегда останется для меня отрадой для души, таким маленьким уголком, где я всегда могу скрыться.

Оценивая работы выпускников лицея, Аружан обращает внимание репортера на пейзажи и натюрморты, выставленные на вернисаже, и восклицает:

- Великолепно, когда кто-то раскрывается в дипломной работе! Мне было очень интересно наблюдать за таким процессом: кто-то рисует всегда натюрморты, а потом неожиданно на «дипломку» выбирает пейзаж, и у него получается великолепная работа! И ты видишь, насколько человек, оказывается, разносторонний.

В перспективе

Один из пейзажей, представленных на выставке, был создан Ангелиной Савченко. Она уже учится в колледже на графического дизайнера и параллельно завершает обучение в лицее. На работе, выполненной масляными красками, Ангелина изобразила одну из удивительных локаций Алматинской области - Чарынский каньон.

- Мне очень нравятся горы! Признаюсь, я просто влюбилась в этот каньон! Но я там еще ни разу не была. Я просто совместила несколько фотографий, посмотрела видео о Чарынском каньоне. Свой ракурс выбрала и изобразила. Мне кажется, я быстрее всех дипломную работу закончила!

По дну каньона бредут туристы. Равными им по размерам, благодаря возможностям перспективы, изображены ящерки, которые согреваются на переднем плане.

- Ящерицы - постоянные жители каньона. А все туристы и путешественники ходят к ним в гости, - объясняет Ангелина. – Вообще ящерки – это удивительные животные. Они просто прекрасны! Я в них влюбилась с детства. Очень хотела завести игуану, но мне не разрешают до сих пор. У них такой необычайный окрас: они как маленькие дракончики. Если бы крылышки были, то было бы просто прекрасно. У меня любовь к драконам появилась еще в раннем детстве после тех сказок, которые мне мама читала.


В следующем году Ангелина должна окончить колледж, после чего планирует отправиться в путешествие.

- В тот же Чарынский каньон хотелось бы съездить наконец-то и нарисовать всю красоту с натуры. Если честно, то портреты у меня пока не получаются. А вот пейзажи я просто обожаю: люблю прописывать первый план и показывать дальность, - заключает художница.


«Чарынский каньон», Ангелина Савченко.


Всего на выставке в Областном музее искусств представлены 160 работ выпускников лицея. К сожалению, рамки статьи не позволяют представить всех юных художников, у которых репортер взял интервью. Больше работ лицеистов (да еще и в цвете) вы сможете увидеть на странице №16. Для читателей, которым и этого покажется мало, сообщаем: выставка в музее продлится до конца июня.


«Жилгородок», София Жандаулетова.



«Зимняя сказка», Милана Изтлеуова.



«Восточный натюрморт», Кристина Дмитриева.



«Натюрморт с сакурой», Даяна Уразгалиева.



«Хамелеон», Ажар Жоламанова.



«Тишина», Юлия Банбенкова.



«Вечерняя меланхолия», Милана Мунушева.



«Өрт сөндіруші батыр», Алина Калиева.



Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930