Хиджама опасна заражением ВИЧ-инфекцией и несколькими видами гепатита
На кровопускании в Казахстане создали транснациональный бизнес. В хиджама-центрах признают, что специалистов обучают за неделю. А штамповка сертификатов поставлена на поток. Деятельность кровопускателей никем не контролируется. Организаторы бизнеса прикрываются расплодившимися ассоциациями, которые завозят в Казахстан проповедников и адептов хиджамы из России.
Ренат ТАИПОВ
В Актобе, как и во всем Казахстане, обрела чрезвычайную популярность хиджама – комплекс манипуляций, основанный на кровопускании. Сторонники такого специфического метода «лечения» заявляют, что хиджама относится к исламской медицине. Способы и цели кровопускания весьма разнообразны. Якобы для замедления старения кожи наносят многочисленные порезы на лице. А для избавления от различных хворей место надреза накрывают пластиковой или стеклянной банкой с клапаном, в которую при помощи механического насоса нагнетают кровь.
Репортеры @aktobe_times насчитали не менее 45 различных кабинетов и центров хиджамы, действующих в Актобе. Некоторые «специалисты» проводят кровопускание на дому.
Высокая опасность
Доказательная медицина относится к хиджаме скептически и считает ее пережитком и отголоском средневековья, когда в исламском и христианском мире кровопускание считалось чуть ли не панацеей от всех болезней.
Опрошенные «АТ» дипломированные врачи утверждают, что проведение хиджамы – процедура весьма опасная. При несоблюдении стерильности инструментов она чревата заражением различными вирусными инфекциями: от гепатитов В и С – до ВИЧ. Известны случаи и гибели пациентов после проведения хиджамы.
Умер от потери крови
Так, в Башкортостане (хиджама нашла почитателей практически во всех странах СНГ) в 2015 году на скамье подсудимых оказался известный целитель Равиль Фаткуллин. Его обвинили в убийстве по неосторожности. Фаткуллин проводил процедуру 33-летнему мужчине и настолько изрезал его тело, что тот умер от потери крови. Как показала экспертиза, общая длина разрезов на теле погибшего составила пять метров.
В день оглашения приговора Равиль Фаткуллин попал под амнистию. К тому же, выяснилось, что родители погибшего заключили с целителем мировое соглашение. И после судебного процесса они оставались убеждены, что сын умер от порчи, а не от кровопускания.
Обучат за неделю
Репортер «АТ» посетил несколько актюбинских центров хиджамы. К удивлению, выяснилось, что некоторые из хаджимов (так называют специалистов, проводящих кровопускание) являются дипломированными врачами. Но большинство опрошенных признались, что медицинского образования не имеют.
- Чтобы делать хиджаму, врачом быть не надо. Достаточно пройти курсы, - говорит сотрудница одного из центров. И тут же сообщает, что методике чудодейственного кровопускания можно научиться, «не отходя от кассы».
Курсы длятся в течение одной недели. Выложить за них нужно от 80 до 120 тысяч тенге. Прошедшим обучение выдают сертификаты. Естественно, эти документы не являются государственными. Они подписаны, как минимум, тремя разными ассоциациями, которые специализируются на хиджаме.
В казахстанском сегменте Интернета можно найти, как минимум, 6 ассоциаций хаджимов. Часть организаций якобы обладает международным статусом. Бизнес, выстроенный на кровопускании, достиг впечатляющих размахов, который действительно не знает государственных границ. В Казахстан приглашаются специалисты из России, обучающиеся по методикам французских хиджама-теоретиков.
Познать азы профессии кровопускателя предлагают и на онлайн-курсах, которые проводят в чатах мессенджеров Telegram и Whatsapp. Выпускники также получают сертификаты подтверждения.
Режь - не хочу!
В ведомствах, отвечающих за систему здравоохранения Актюбинской области, признают, что деятельность хаджимов не лицензируется. То есть, пускать кровь пациентам на сегодняшний день может фактически любой желающий. И такая ситуация с хиджамой длится на протяжении, как минимум, десяти лет.
В далеком 2011 году редакция «АТ» на страницах газеты поднимала вопрос о законности работы хиджама-кабинетов. На тот момент объявлениями о кровопускании пестрели все остановки и фонарные столбы в городе. Instagram тогда еще не обрел популярность и не стал одной из основных рекламных площадок для малого бизнеса, как в настоящее время. В 2011 году репортеры «АТ» обращались в Областное управление здравоохранения, где нас заверяли, что проведение хиджамы является незаконным.
Насочиняли
После терактов 2011-2012 годов, совершенных в Казахстане адептами радикальных мусульманских течений, власти республики попытались усилить позиции традиционного для региона ислама. Более того, заявлялось о намерениях создать собственную, казахстанскую, школу ислама. Наряду с этим руководство страны попыталось взять под контроль народных целителей, часть из которых признавала, что занимается мусульманской медициной. В целый свод законов были введены изменения, по которым народное целительство признавалось легальным, если «знахари» проходили процедуру регистрации в госорганах. Они получали сертификаты государственного образца и соответствующие удостоверения. Недоработки приводили к ошибкам и неверному трактованию сырых законов чиновниками от медицины. Так, в 2018 году власти заверяли, что лицензии на проведение хиджамы выдаются Казахстанской ассоциацией народной медицины под сопутствующим контролем Духовного управления мусульман.
Не было такого
В настоящее время в ведомствах, отвечающих за систему здравоохранения области, утверждают, что на занятия хиджамой лицензии все-таки никогда не выдавались.
- Действительно, несколько лет назад организовывались центры лицензирования народного целительства. Но под такой деятельностью понималась рефлексотерапия, иглотерапия, гирудотерапия. Потом всё отменили. Но хиджама и на тот момент не входила в понятие «народное целительство», - объясняет чиновник, пожелавший сохранить анонимность.
Где вы были 10 лет?
Вопрос о законности проведения хиджамы вновь был поднят в Казахстане в январе текущего года, после того как в соцсетях опубликовали рекламу кровопускания. На видео запечатлен момент нанесения многочисленных надрезов на лице младенца. Ролик, снятый в одном из хиджама-центров, вызвал негативную реакцию у многих казахстанцев. Некоторые потребовали полностью запретить хиджаму в республике. На шквал возмущений пришлось отреагировать министру здравоохранения Ажар Гиният. Она лишь напомнила, что хиджама не относится к лицензируемой медицинской деятельности.
«Моё отношение на сегодняшний день: если люди оказывают медицинскую помощь, они должны лицензировать свою деятельность. Если нет лицензии, а занимаются лечением, в том числе кровопусканием, комитет будет разбираться, и будет в соответствии с законом приниматься решение», - заявила Гиният.
Уже штрафовали
Вызывающим шок роликом заинтересовалась в полиции. Правоохранители установили, что кровопускание проводили в атырауском центре «Рабига хиджама». Полиция нагрянула с проверкой и в сам центр, изъяв различные документы. Они были переданы в Комитет медицинского и фармацевтического контроля.
Стоит отметить: несмотря на то, что хиджама в Казахстане не лицензируется, это не означает, что занятие ею находится вне правового поля. По крайней мере, правоохранители находят способы наказания хаджимов.
Так, в июне 2018 года в Алматинской области были оштрафованы трое мужчин, проводивших процедуру хиджамы. На них заявили возмущенные пациенты.
«Люди жаловались на ухудшение здоровья. В ходе организованной проверки были установлены лица религиозной приверженности, занимавшиеся незаконной медицинской деятельностью. Как выяснилось, все трое не имели соответствующей лицензии на проведение такой процедуры. В итоге собранный материал был направлен в областной Департамент охраны общественного здоровья. Уличенные в незаконной деятельности лица привлечены к административной ответственности по статье 424 КоАП «Незаконная медицинская деятельность» с наложением денежного штрафа в размере пяти МРП на каждого», - сообщали в ДВД Алматинской области.
К каким ответным мерам прибегнут казахстанские власти после шквала возмущений, вызванных видеороликом с младенцем, неизвестно. Но ожидать, что хиджама окажется под полным запретом, не стоит. Убежденность в целительности кровопускания сопряжена с религиозными чувствами, а количество верующих в Казахстане только растет.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Рафаиль Кипшакбаев, к.м.н., асс. профессор Caspian International School of Medicine, Caspian University, член Формулярной комиссии министерства здравоохранения Республики Казахстан, член Межрегионального общества специалистов доказательной медицины:
- Давайте исходить из простой логики. К примеру, вы идете в парикмахерскую и предполагаете, что человек, парикмахер, как-то и где-то отучился. Если вас криво подстригли, то, конечно, это вызовет отрицательные эмоции, но волосы – не ноги, они отрастут. А хиджама – это медицинская манипуляция, причем достаточно серьезная. Как говорят гематологи, в организме нет ни одной лишней клетки крови, и чтобы что-то там выпускать, нужно иметь медицинские основания. И здесь ключевое слово «медицинские». А медициной должны заниматься люди с соответствующим образованием.
Эксперт объясняет, к каким последствиям может привести несоблюдение санитарных норм:
- Прежде всего мы говорим о вирусах, в частности могут быть вирусы гепатита В, С. Существует риск заражения ВИЧ-инфекцией. Как видите, это достаточно серьезные заболевания.
Рафаиль Кипшакбаев объясняет, почему после процедуры хиджамы пациенты могут ощущать облегчение:
- Эффект плацебо никто не отменял. Также можно провести аналогию с одним недоказательным методом, который называют «волшебная клизма» – это такой способ очищение организма, когда вставляют огромный шланг, и всю микрофлору кишечника вымывают. Почему после этого человек испытывает некоторое облегчение? Потому что вымывается все, что есть в кишечнике, и создается ощущение легкости. Но о вреде человек не задумывается. Точно так же и здесь: когда человек теряет какой-то объем крови, у него возникает легкое головокружение, эйфория. И оно наверняка воспринимается людьми, как облегчение. К тому же, через ряд гормональных реакций возможно выделение гормонов радости – серотонина и так далее. Эти ощущения и могут трактоваться, как некое облегчение.
Наше общество построено так, что мы скорее будем доверять соседке, каким-нибудь интернет-ресурсам, отзывам, чтобы составить мнение о той или иной процедуре. Если взять для сравнения страны Европы, то там человек прежде всего проверяет лицензию. А мы прежде всего доверяем своим эмоциям, рассуждая: «Я уважаю эту соседку, она не может говорить чушь».
Автор: