Тараканы на кухне, повара без санкнижек - общественники заявили о нарушениях в школьных столовых Актобе

О грубых нарушениях санитарных норм сообщили члены общественного совета Актюбинской области после визитов в школьные столовые. Также, по их словам, детей недокармливали, занижая порции обедов. Арендаторы с этим не согласились и обвинили их в ущемлении бизнеса. Прокуратура начала проверку.
Общественный совет Актюбинской области недавно посетил школьные столовые города Актобе и выявил многочисленные нарушения.
В пищеблоках, по словам председателя общественного совета Таттыгуль Талаевой, ползали тараканы, посуду мыли в чанах с остатками жира, детям недокладывали мяса и овощей. И это далеко не всё.
- Питание в школах заслуживает пристального внимания. Бракеражная комиссия, как выяснилось, не всегда проводит мониторинг, а журналы заполняются формально, - говорит Таттыгуль Талаева. - Я пока не буду называть конкретные школы, потому что анализ ещё не завершён. Но дело не в отдельных заведениях: практически везде зафиксированы нарушения. Кое-где в пищеблоках замечены тараканы, посуду моют с грубыми отклонениями от санитарных норм. Например, должна быть механическая обработка посуды: сначала удаляют остатки пищи щёткой, потом замачивают в моющем растворе, а затем промывают под проточной водой. А здесь всё делают руками — посуда укладывается в два слоя в чаны вместе с остатками пищи и жира. Это создаёт высокий риск передачи ротавирусной и других инфекций — очень опасная ситуация.

Как отмечает Таттыгуль Талаева, в ряде школьных пищеблоков отсутствовали сертификаты на мясо и рыбу, использовались полуфабрикаты сомнительного происхождения, нарушались и санитарные правила хранения продуктов.
- Яйца, например, должны храниться в холодильнике, а они просто лежат на складе при комнатной температуре. А ведь существует риск заражения сальмонеллой. Нарушается так называемое товарное соседство. Используются готовые фарши. Неясно, из чего они приготовлены, — продолжает Таттыгуль Талаева.
Кроме того, общественный совет выявил случаи отсутствия санитарных книжек у некоторых поваров.
Не докладывают?
Таттыгуль Талаева подчёркивает: на организацию бесплатного школьного питания в Актюбинской области выделено 8,5 млрд тенге. На одного ученика в день выходит 604 тенге. И этих средств, по её словам, более чем достаточно для обеспечения полноценного питания. Однако, как утверждает председатель общественного совета, на детях экономят, существенно уменьшая порции.
Примеры были приведены на личной странице Таттыгуль Талаевой в Instagram.
Так, в одной из школ в день визита общественного совета детям подавали овощное рагу с курицей, булочки и кисель. Общее количество учащихся — 333 ребёнка. По нормам, должно быть 38,9 кг курицы, но по факту — только 18. Картофеля — 25 кг при норме 17,9, а вместо 9 кг кабачков использовали 18 кг капусты.
- В одной школе недостача составляла половину, в другой – треть от установленной нормы, - комментирует Таттыгуль Талаева. - У каждого ребёнка должен быть свой калораж – то количество энергии, которое подрастающий организм должен получать с пищей. А если продуктов не хватает – нарушается питание, дети не наедаются, еда теряет вкус и попросту выбрасывается.
Ко всему прочему, члены общественного совета, по словам Таттыгуль Талаевой, зафиксировали, что в некоторых школах продолжают продавать запрещённые сладкие напитки и снеки.
По словам председателя общественного совета, в мониторинге участвовали не только члены совета, но и специалист городского отдела образования, а также врач-диетолог.
Некоторые поставщики услуг, по ее словам, являющиеся членами Ассоциации розничной торговли и общественного питания, направили жалобу в прокуратуру, назвав действия общественников незаконными
- Общественный совет, прежде всего, действует в интересах детей. Мы не надзорный орган, а структура с рекомендательными функциями, - подчёркивает Таттыгуль Талаева. - Наша цель – не наказание, а конструктивный диалог и выявление системных проблем. Но при этом бизнес, работающий в сфере школьного питания, должен осознавать свою социальную ответственность. Здесь необходима солидарная позиция: здоровье и безопасность детей — это общая забота государства и предпринимателей.

Таттыгуль Талаева подчёркивает, что такие проверки особенно необходимы после случаев массового отравления в школах. Один из ярких примеров — случай в Мангистауской области, где осенью прошлого года сотни детей в селе Бесшокы отравились после школьного обеда. Предпринимательница, отвечавшая за питание, была приговорена к одному году лишения свободы за нарушение санитарно-эпидемиологических требований.
- Только вдумайтесь: по всей области на школьное питание выделяется 8,5 миллиарда тенге – это эквивалент стоимости трёх новых школ. И при этом дети из социально уязвимых семей, учащиеся начальных классов не получают качественного питания. Фактически получается, что бюджетные деньги идут на обогащение ограниченного круга предпринимателей. Конечно, им невыгодно, чтобы мы приходили и задавали вопросы. Но это недопустимо, потому что речь идёт о здоровье наших детей! - подчёркивает Таттыгуль Талаева.
По ее словам, государство, в свою очередь, оказывает весомую поддержку предпринимателям, занимающимся школьным питанием. Так, только на закуп оборудования для школьных пищеблоков, как говорит Таттыгуль Талаева, в 2023 году из бюджета было выделено 213 млн тенге, а в 2024 году — ещё 93 млн. При этом сумма, которую область получает от арендаторов, значительно ниже — всего около 60 млн тенге в год.
Незаконно?
В республиканской ассоциации розничной торговли и общественного питания назвали мониторинг общественного совета в школах Актобе незаконным. Ранее столовые уже проверяло управление санитарно-эпидемиологического контроля, поэтому предприниматели посчитали, что идет какая-то спланированная атака на бизнес.
По словам представительницы ассоциации Марины Лаптевой, работникам столовых не было известно, кто ходит по пищеблокам, проверяющие вели себя грубо, на просьбы предъявить санитарные книжки угрожали проблемами, давали рекомендации, противоречащие законодательству.
Ассоциация обратилась в прокуратуру области с жалобой.
- Ранее также в течение года все пищеблоки уже неоднократно проверяли группы от отдела образования, управления образования, ежедневно проверяются медиками школы и ежемесячно членами бракеражных комиссий. То есть, поварам в действительности работать некогда – они постоянно кого-то встречают. Они (члены совета) приходили в некоторые школы в одной и той же санитарной одежде, например, выходили из одной школы, шли по улице и заходят в другую школу в одних и тех же бахилах, халатах (есть видеофиксация) – это крайне возмутительно! На замечания директора и сотрудника столовой раздражаются, отвечают грубостью. О какой безопасности детей может идти речь?!
По поводу того, что на детях экономят, занижая порции, Марина Лаптева также сообщила, что совет проверял количество продуктов уже после приема пищи, и потому сделал неверные выводы.
- Представьте, эти повара – трудяги, которые приходят в 5 утра, чтобы испечь и приготовить для наших с вами детей горячий обед и вовремя накормить, и им говорят: «Вот недовложение». То есть, их фактически обвиняют в воровстве. Повара были этим крайне возмущены, на некоторых объектах это доходило до слез. Никаких недовложений не было. Я выясняла ситуацию по каждой школе отдельно, мне указали на школу №27, мы взяли объяснительную, осмотрели записи с видеокамер, проверили журналы, закуп продуктов. Общественный совет пришел в эту школу, когда питание уже закончилось. На вопрос, как они просчитали, говорят: «Мы взвесили замороженное мясо, вот и посчитали, что на следующий день им не хватит приготовить». То есть, они предположили, что детям на следующий день, возможно, недодадут мясо. Во-первых, каждый день количество детей разное, и выдача производится по фактическому количеству детей согласно заявке соцпедагога. Во-вторых, это был обед (время визита общественников. - Авт.), и всегда поставщик может докупить мясо, у каждого разный срок поставки. Вообще, контрольное взвешивание проводятся так: берут 10 порций по факту и проверяют, а такого, чтобы где-то пришли и высчитывали, есть ли на завтра мяса – норматива не существует. Это нарушение, притянутое за уши.
- Общественники заявили, что у некоторых работников нет санитарных книжек, на кухне нарушается технология мытья посуды, бегают тараканы и прочие нарушения. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Если на каких-то объектах допустили сотрудников с просроченной санкнижкой – это недопустимо, и непременно должно быть устранено. Однако мне известно, что указывали в нарушение даже при наличии санитарной книжки, которая просто не находилась на объекте. По нарушению технологии мытья посуды: водой обеспечены все школы, обеспечить моющими средствами – обязанность поставщика, не знаю ни одной школы, где не было бы средств для мытья. Памятки по мытью перед глазами у каждой посудницы – механическая очистка от остатков пищи, мытье, полоскание. Замачивание определенной посуды на ночь. Все просто, как правило, в этой части у сотрудников столовых не бывает нарушений.

Относительно насекомых (тараканов) – каждый поставщик питания ежегодно обязан заключать договор на дезинфекцию и дератизацию, и это обязательство исполняется поставщиками, иначе у них попросту не будет санзаключения и разрешения на работу, а СЭС при ежегодной проверке оштрафует. Если имеются факты наличия насекомых - школа совместно с поставщиком должны проводить внеплановые работы. Но вот, чтобы «бегали тараканы», я уверена, что утрируют. В прошлом году в актюбинских пабликах публиковали видео якобы из одной из школ Актобе, где якобы были насекомые, в эту школу сразу же оперативно выехал мониторинг управления образования. Выяснилось, что видео не из этой школы, и никаких насекомых нет. Публикацию паблик удалил.
В какой столовой и на каком этапе усмотрели эти и другие недостатки, члены общественного совета не сообщали.
Чтобы не было, как в Мангистау
Эксперт уверяет, что качество школьного питания находится под ежедневным контролем. К тому же, к проверкам привлекаются родители учеников, а также специальные межведомственные группы.
- Никогда и никто не чинит им препятствий, потому что они на законных основаниях посещают пищеблок. Межведомственные экспертные группы отдела образования и управления образования в вашем городе проверили некоторые школы уже по 3 раза. Я состою в данной группе, несколько школ города Актобе посещала. Ваш город показал достаточно неплохие результаты работы.
По ее словам, предприниматели совсем не против проверок, но этим должны заниматься компетентные органы.
- Мы, как ассоциация, поддержали новые поправки, которые вносятся в Кодекс о здоровье народа, и теперь предпринимателей из сферы школьного питания и любой сферы, которая работает с детьми и получает финансирование из бюджета, будут проверять без предупреждения органы СЭС. Мы поддержали, потому что лучше пусть проверяет уполномоченный орган, который имеет компетенции, чем приходят общественники, которые не обладают знаниями в сфере санэпидблагополучия.
Прокомментировала она и случай с массовым отравлением школьников в Мангистауской области. Опираясь на это происшествие, в том числе, общественный совет Актюбинской области решил провести свой мониторинг.
- Проблема в Мангистау случилась из-за тотальной коррупции, - считает Марина Лаптева. - Почему-то СМИ замалчивают, что все три отравления в Мангистау – это один и тот же поставщик. На этого предпринимателя из Мангистау я писала жалобы в прокуратуру области и города еще в августе прошлого года, ещё до того, как дети отравились (у меня есть 4 официальные жалобы). Поставщик вообще незаконно работал во многих школах, ему выставляли баллы, несмотря на нарушения в конкурсной документации (имеются решения суда). Сейчас этот же поставщик работает под другим ТОО, я об этом также передала информацию в Министерство просвещения. Мы со стороны Ассоциации предложили действенные меры – запретить аффилированным компаниям, допустившим серьезное нарушение, повлекшее отравление детей, работать в сфере питания. Я лично за исключение из числа поставщиков подобных предпринимателей. Один такой поставщик портит репутацию всей отрасли.
Историю с Мангистау многие «проверяющие» используют для спекуляций на теме безопасности детей и оправдания хаотичных проверок и посещений. Якобы, если не проверять, «будет, как в Мангистау». Нет, не так! Чтобы не было, как в Мангистау, должны работать уполномоченные органы, бракеражные комиссии, а не общественники. Бесконтрольные проверки порождают бытовую коррупцию – это еще один риск.
Не индексировали несколько лет
По словам Марины Лаптевой, в Актюбинской области уже несколько лет не повышают стоимость школьного питания, поэтому бизнесу в условиях инфляции с трудом удается держать качество и выживать.
- У вас на одного ребенка оплачивают 538 тенге, не 604 тенге, как указывают в отчетах. Я проверяю эти сведения на портале госзакупок, 604 тенге — это для красивой статистики с пометкой «включая НДС». Разница идёт в экономию бюджета. Важно отметить, что данная сумма не индексировалась два года, с этим вопросом поставщики обращались и в Министерство просвещения, и в управление образования, и в маслихат. Поскольку индексация по приказу министерства просвещения №598 должна быть ежегодной, мы писали письма в управление образования, они нам ответили отказом. Неоднократно обращались с прошлого года. Нам пришлось обратиться в прокуратуру, там усмотрели нарушения, и прокуратура области внесла акт прокурорского надзора в адрес акимата. Теперь стоимость должны проиндексировать на уровень инфляции.

Фото со страницы общественного совета Актюбинской области
Автор: Артур Сайын