На ваши вопросы отвечает детский психолог
До какого возраста мама должна быть с ребенком круглые сутки? И что делать, когда чадо внезапно взрослеет и бурно отстаивает свои права на самостоятельность? На эти и другие вопросы знает ответы детский психолог Жайнагуль Консбаева.
Ребенок изменился
- Здравствуйте. Очень неудобно выставлять ситуацию на обозрение, но я действительно не знаю, что делать. У меня один ребёнок, сын. Ему 13 лет. В детстве был спокойным мальчиком, на редкость спокойный и послушный ребёнок. Семья полная, я, мой муж - люди образованные, живём в хороших условиях и уделяем время ребёнку. Иногда после школы Костя ходит к бабушке с дедушкой, где не менее приятная атмосфера. Но в последнее время, начиная с 6 класса, с сыном начали твориться плохие вещи. Сначала я ссылалась на переходный возраст, на плохой коллектив в школе. Но как такой умный мальчик мог попасть под влияние хулиганов? Из твёрдого хорошиста превратился в не менее твёрдого троечника - вообще перестал усваивать материал. В дневнике одни замечания - плохо себя ведёт, ругается матом, не берёт тетради! Мы с мужем люди спокойные, стараемся повлиять на него с помощью разговоров. Я не знаю что делать.
Валентина
- Здравствуйте, Валентина. Все, что происходит с вашим сыном сейчас - это признаки подросткового возраста. Вступая в возраст с 11-16 лет ребенок становится странным и неуправляемым, вызывающе себя ведет, экспериментирует с прической и одеждой, грубит, курит, хлопает дверью и включает музыку на полную громкость. Ребенок, с которым вы были так близки, отгораживается от вас, исчезает, бросая обидное: «Отстань, я не маленький!», и родители очень часто боятся, что уже никогда не смогут его понять. Не стоит отчаиваться: сын по-прежнему нуждается в вас, и, возможно, даже больше, чем прежде.
Подростковый возраст как этап взросления не проходит гладко. Смена ожиданий и требований ребенка, переход к более самостоятельной жизни - с иной ответственностью, иными возможностями - даются нелегко. Все меняется: тело, эмоциональные проявления, образ мышления, интересы и поведение. На новом этапе ему необходимо пересмотреть отношение к миру и близким людям, выстроить себя заново, и родителям нужно помочь ребенку в его становлении: быть рядом, соблюдая дистанцию, любить, не смотря ни на что. Говорите своему сыну о своих чувствах и переживаниях, будьте честны и скажите, что тревожитесь, выскажите свои страхи, огорчения, возмущения по поводу его поведения.
При этом стоит избегать осуждающих слов и личностных оценок («Ты меня разочаровал»), говорите только о себе. Поговорить обо всем - значит избежать недосказанности, которая всегда вредит отношениям. Дружеские отношения, которые завязываются в этом возрасте, необходимы для психологического равновесия ребенка. Они создаются для обмена эмоциями, развивают у подростка чувство принадлежности к определенной социальной среде и к своему полу. В то же время эмоциональные связи так сильны, что могут сделать ребенка зависимым от его окружения. Лучший выход из ситуации - попробовать самим наладить общение с приятелями сына, пригласите их к себе домой, присмотритесь, во что они играют, о чем разговаривают. Если вам не совсем нравятся новые друзья вашего сына, не стоит запрещать с ними общаться или критиковать, попробуйте взамен предложить какие-нибудь другие увлечения, может быть спортивную секцию или кружок, которые помогут ему переключиться и создать иной круг друзей - единомышленников.
Сколько нужно внимания?
- Недавно услышала от знакомой, что, мол, те дети, которым не уделяется достаточно внимания, могут вырасти преступниками. Что такие дети привыкают делать плохие вещи, чтобы родители обращали на них внимание почаще. Правда ли это? Что даже в песочнице нельзя оставлять ребенка одного, а играть вместе с ним. Но как это возможно - уделять внимание ребенку 24 часа в сутки. А если он не один, а их трое, к примеру. Как распределить свое внимание между ними?
Елена
- Здравствуйте, Елена. Не нужно воспринимать слова вашей знакомой буквально, может быть и есть такое предположение, что дефицит внимания может влиять на поведение ребенка. Бывает, что дети своим «плохим поведением» привлекают внимание взрослых. И для решения этой проблемы необходимо постараться распределить свое время так, чтобы у вас оставалось время для того, чтобы побыть с ребенком. Не обязательно, чтобы вы целый день проводили только возле него, но минимум 20-30 минут в день это «время вашего ребенка». Конечно если это не младенец, а ребенок среднего дошкольного возраста и старше.
Когда ребенок только родился и до 6 месяцев жизни (согласно некоторым исследованиям до 1, 6 лет), мама должна быть рядом всегда, для того чтобы удовлетворять потребности ребенка и в первую очередь, потребность в эмоционально-личностном общении. В этот период у ребенка формируется так называемое «базовое доверие к миру». Удовлетворяя все его потребности, мамы дают тем самым понять, «что мир не опасен, его здесь любят». После 6 месяцев можно уже привлекать к помощи нянь и других помощников. Но как вы правильно заметили «невозможно уделять внимание 24 часа в сутки», и чтобы каждый ваш день не превращался в «день сурка» желательно хотя бы один день в неделю на пару часов менять обстановку и занять себя чем-то приятным и интересным.
И конечно, во многом какими наши дети вырастут и кем станут, зависит от нас, родителей, нашего воспитания. Что мы сегодня в них вложим, то и получим на выходе. Все родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, умными, воспитанными, а самое главное счастливыми. И здесь мне бы хотелось процитировать великого педагога М. Монтессори, которая в своих работах пишет, «что детей учит то, что их окружает:
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если ребенка часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенку часто высмеивают - он учится быть робким.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо и относится к себе хорошо.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Автор: Редакция