На ваши вопросы отвечает детский психолог
Родителей всегда беспокоят вопросы, связанные с развитием их малышей: а те ли я покупаю игрушки? Своевременно ли у ребенка развиваются те или иные навыки? Если и Вас тревожат те же сомнения и страхи, развеять их поможет детский психолог Центра развития личности «Анима» Жайнагуль Консбаева.
Как ребенок развивается?
- Здравствуйте, уважаемый психолог! Хочу у Вас спросить о развитии ребенка. Вот, например, врачи на осмотрах руководствуются какими-то таблицами, и по ним оценивают, насколько развит ребенок. По месяцам, по годам. А как оценивают развитие ребенка психологи? Неужели тоже по таблицам? Просто иногда как придешь к врачу на прием, пусть даже профилактический, так там тебе такого наговорят, мол, то не умеет, и это. И чувствуешь, что твой ребенок неполноценный прям. Многого не умеет. И как способствовать развитию ребенка?
Альмира
- Здравствуйте, Альмира. Вы не указали возраст своего ребенка, чтобы можно было дать краткое описание о нормах психического развития и возможно рекомендации для развития вашего ребенка. Если ответить на ваш вопрос в общих чертах, то конечно также, как и в соматическом развитии (которое оценивают медицинские работники), в психическом развитии ребенка есть свои нормы, которым должен соответствовать ребенок в определенный период своей жизни.
До года оценивается психо-эмоциональное развитие ребенка, то есть реагирует ли ребенок на маму и других близких родственников, так называемый «комплекс оживления» (около 3 месяцев), проявляет ли интерес к игрушкам, пытается ли повторять за взрослыми элементарные движения, например, народные «потешки-ладушки» (примерно в 6-7 месяцев). К 7-8 месяцам у малыша появляется лепет, ближе к году ребенок должен уметь собирать пирамиду из 4-5 колец. Более основательная психолого-педагогическая диагностика детей проводится с трех лет. Именно с этого возраста уже можно говорить об отставании в развитии у ребенка, если каким-то критериям в развитии он не соответствует.
В этом возрасте оценивается, прежде всего, речевое развитие и если есть какие-ли проблемы в этой области, то непременно необходимо обращаться к специалистам. Также оцениваются все остальные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, развитие крупной и мелкой моторики. При оценке всех этих процессов психологи также используют свои нормативные таблицы.
Если говорить о развитии детей, то конечно нужно обязательно заниматься с ребенком с самых первых дней его жизни. Говоря о занятиях с ребенком, я не предлагаю учить с ним алфавит или цифры с самого рождения, нужно как можно больше разговаривать с малышом, называя предметы, окружающие его, так как с самого рождения у детей «накапливается пассивный словарь», то есть они все запоминают и когда малыш начнет говорить, он все слова, которые слышал, начнет воспроизводить.
Очень хорошо способствует развитию детей чтение книг, рисование, лепка. Важно уделять внимание развитию мелкой моторики рук (это не только подготовит руку к письму, но и поможет в развитии речи). Для этого можно давать перебирать различные предметы из одной емкости в другую, давать ребенку прищепки, шнуровки, мозаики. Много различных интересных развивающих игр можно найти среди предметов домашнего обихода, идеи можно «подсмотреть» в книгах Марии Монтессори.
Нужны ли игрушки по возрасту?
- Здравствуйте. У нас такая проблема. Наша бабушка всегда покупает сыну игрушки, несмотря на маркировку. То есть если сыну только 4 года, она может купить игрушку и для семи лет, и для десяти. Покупает, что нравится ей. А я считаю, что обязательно нужно покупать игрушки по возрасту. Не нужно опережать события. Это вредно! Или я не права? Очень хочу показать Ваш ответ нашей бабушке, чтобы убедить ее. Или все-таки нет никаких ограничений?
Назира
- Здравствуйте, Назира. В своем вопросе вы не написали, как ваш сын воспринимает игрушки, которые покупает ему бабушка. Вы пишите о том, что это не нравится вам. Играет ли он с этими игрушками или они для него не интересны и очень сложны? Конечно, в какой-то степени вы правы, говоря о необходимости смотреть на маркировку, ведь указание возраста на коробке с игрушкой предполагает определенный уровень психического развития ребенка, его способность и готовность ее воспринимать.
Но бывает и такое, что ребенок развивается с опережением и те игрушки, которые предназначены для его возраста ему будут не интересны. Поэтому покупка игрушек с маркировкой для определенного возраста - это процесс индивидуальный и здесь нужно руководствоваться уровнем психического развития только вашего ребенка.
Автор: Редакция