На ваши вопросы отвечает детский психолог

`

Ваш ребенок скоро пойдет в детский сад, и вы не знаете, как ему помочь поскорее привыкнуть к новому коллективу и воспитателям?
Вы заметили, что ваше любимое чадо ведет себя странно? Помочь разрешить эти и другие сложности может детский психолог Центра развития личности «Анима» Жайнагуль Консбаева.



Как адаптировать ребенка к садику

- Здравствуйте, уважаемый психолог. Хотела бы узнать, с какого возраста лучше отдавать ребенка в детский сад? И как сделать адаптационный период легким? Говорят, дети в начале своего хождения в садик кричат, испытывают стресс, не хотят идти туда и т.д. Не хочется такого стресса для своего ребёнка. Но в сад все же идти придется, надо работать. Если ли какие-то методы быстро адаптировать ребенка к садику?

Айгуль


- Здравствуйте, Айгуль. Очень хорошо, что вы так серьезно и основательно относитесь к вопросу посещения детского сада вашим ребенком. Самый оптимальный возраст, по достижении которого лучше устраивать ребенка в детский сад - 3 года. Но в каком бы то ни было возрасте ребенок в любом случае проходит так называемый адаптационный период. Это тяжёлый период и для ребёнка, и для мамы. Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом: появляется четкий режим дня; рядом нет родных и близких людей; ребёнок постоянно вынужден контактировать со сверстниками; необходимо слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; внимания персонально к ребёнку становится намного меньше. Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться около 2-3 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается.
В целом психологи отводят на адаптацию ребёнка к детскому саду до 6 месяцев. Если за этот период ребёнок не адаптировался, возможно, ему пока рано ходить в детский сад или же он просто «несадовский ребёнок» (такое тоже бывает). Первое время почти все малыши испытывают от посещения детского сада, в основном, отрицательные эмоции. Они могут быть более плаксивы и встревожены даже дома. Это связано с тем, что ребенку может быть страшно, он может бояться незнакомых воспитателей, детей, а также часто дети боятся, что родители за ними не придут. Ребёнок может злиться (не давать себя раздеть, вырываться, или даже ударить маму или папу). Может казаться, что малыш вообще ничего не чувствует. Он становится апатичным, вялым, депрессивным. Такие проявления детей встречаются часто и говорят они о том, что ребёнку сложно расставаться с мамой и привыкать к новой, чужой для него среде. Однако отрицательные эмоции обязательно сменятся положительными, свидетельствующими о прохождении адаптационного периода.
Наберитесь терпения. Ребёнок может в первое время вообще не выходить на контакт ни со сверстниками, ни с воспитателями. Может выбрать себе тихий уголок и оттуда наблюдать за происходящим. Важно дать ребёнку возможность самому начать общаться. Он сделает это тогда, когда будет более-менее спокоен и готов к взаимодействию. Насильно заставлять его что-то делать не стоит, этим можно только отпугнуть ребёнка. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что малыш все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Но торопить его в этом не следует.
Одними из стрессовых факторов для ребёнка являются питание в детском саду и сон. Снижение аппетита связано как с переживаемым стрессом, когда есть вообще не хочется, так и с тем, что еда не такая, как дома. Улучшение аппетита будет говорить об успешном прохождении адаптации. Дневной сон для ребенка является одним из самых сложных испытаний в период адаптации. Другая кровать, непривычная обстановка, рядом нет мамы и любимой игрушки. Ребёнку бывает сложно заснуть, сон может быть тревожным и коротким. Причем и ночной сон тоже страдает.
Адаптация к детскому саду – это серьёзный стресс. А организм всегда реагирует на стрессовые факторы снижением иммунитета. А вероятность встретиться с вирусом в саду намного выше, чем раньше. Именно с этим связано то, что ребёнок может в первые месяцы часто болеть.
Для того, чтобы ваш ребенок более или менее легко адаптировался к детскому саду, лучше сначала походить в развивающие центры на занятия, которые проводятся несколько раз в неделю по несколько часов. В таких центрах занятия проводятся вместе с мамами, так ребенок постепенно привыкнет к общению со сверстниками, к новым взрослым в его жизни и затем можно будет оставлять его на занятиях самого, и он будет знать, что «мама обязательно за ним придет».
Когда соберетесь отдавать ребенка в сад, говорите о садике и о воспитателях в положительных тонах, особенно в его присутствии. Если ребенок будет слышать, какой прекрасный его детский сад и его воспитатели, ему будет легче ходить в него и легче устанавливать контакт с воспитателями. Будьте уверены и спокойны. Ваше спокойствие и твёрдое понимание того, что все идёт правильно и хорошо, будут опорой вашему ребёнку. «Если мама спокойна, значит всё хорошо, и нет ничего страшного. Я справлюсь. Мама во мне уверена». Запомните: спокойная мама – спокойный малыш!


Дочь вырывает у себя волосы

- Здравствуйте. Моей дочке три года. Недавно заметила, что она стала выдергивать у себя волосики. Иногда прям целыми клоками. Спрашиваю – зачем так делаешь? Молчит. Откуда у нее эта дурная привычка появилась, не знаю. Меня это пугает. Скажите, это нормально вообще? Может, это нервное? И как ее от этого отучить?

Валентина


- Здравствуйте, Валентина. Ваше беспокойство обоснованно и тот факт, что ваша дочь стала выдергивать волосы нельзя отнести к разряду просто вредных привычек, которые сами проходят. Вспомните, что могло повлиять на ее возникновение, может быть, была какая-то психотравмирующая ситуация или произошли какие-либо изменения привычного образа жизни, возможно ей где-то не достает вашего внимания и ласки. Такое явление, когда ребенок автоматически выдергивает у себя на голове волосы, а также выдергивает брови и ресницы, является свидетельством разновидности невроза навязчивых состояний, в медицине - это называется трихотилломанией. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета - для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку.
Ребенок неосознанно лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения.
Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Во многих случаях это расстройство является способом самоуспокоения, на фоне психического напряжения, конфликтных ситуаций мозг «вспоминает» об «эффективном» способе самоуспокоения, и обычное накручивание волос трансформируется в трихотилломанию. Это один вариант.
Второй вариант - самонаказание, истинное или демонстративное. Это происходит при предъявлении к ребенку жестких требований, при чрезмерном контроле за его досугом, при завышенном уровне возлагаемых надежд родителями в отношении достижений ребенка. При этом ребенок может оценивать себя очень низко или, наоборот, очень высоко, что зависит от врожденных психологических особенностей и влияния окружающих людей. Но в том и другом случае, если ожидания родителей не оправдываются, у ребенка вполне может наступить психологическая декомпенсация. При заниженной самооценке - самонаказание, как правило, истинное, при завышенной самооценке - демонстративное. Вырывание волос может свидетельствовать о невозможности соответствовать требованиям извне или может служить способом, чтобы привлечь внимание окружающих.


Автор: Редакция

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930