100-летие одного из самых уникальных горожан отметили в Актобе

100-летие одного из самых уникальных горожан отметили в Актобе


В краеведческом музее открылась экспозиция, посвященная памяти Ростислава Сегедина – ученого, поэта, музыканта и художника, создававшего фотохронику Актобе с 1947 года.

Ренат ТАИПОВ


Universal human, полимат – пожалуй, именно к такому редчайшему роду людей стоит отнести известного актюбинца Ростислава Сегедина. Геологоразведчик по профессии, он не ограничивал свои интересы лишь одной областью знаний. Пытливый и высокий ум, огромные жизненные силы и стремление к vita activa до глубокой старости позволили Ростиславу Александровичу добиться ощутимых результатов практическим во всех сферах, за которые он брался. Совершал открытия в геологии, археологии и палеонтологи. Писал стихи и музыку. Проектировал улицы. Владея несколькими иностранными языками, переводил Лонгфелло, Гете, Шиллера и Гейне. Много рисовал, увлекался фотографией. Создал серию уникальных фотоальбомов «Актюбинск: прежде и теперь», на которых выросло не одно поколение урбанистов и просто жителей, влюбленных в родной город.

31 января 2022 года Ростиславу Сегедину исполнилось бы 100 лет. В среду, 27 апреля, в краеведческом музее открылась выставка, посвященная актюбинцу. С посетителями музея, приглашенными студентами и журналистами встретилась дочь Ростислава Александровича – Наталья Сегедина:

- Отец родился в Острогожске. Окончил в 1944 году Воронежский университет и был прислан сюда, в Актюбинск, на создание геологической экспедиции. На фронт его не забрали, поскольку имел очень плохое зрение. В 1946-ом по распределению прибыла сюда и моя мама. Она тоже геолог. Здесь с отцом они познакомились и поженились. Родились мы: я - старшая, и два брата – Саша и Костя.


Ростислав Сегедин, ученик 9-го класса, с сестрой.


В науке

Будущий заслуженный геологоразведчик Казахстана свои изыскания начинал с изучения Южного Урала и Мугалжарских гор. За годы, отданные науке, стал автором более 70 статей, участвовал в создании многотомной «Геологии СССР». 21-ый том этого фундаментального научного труда почти наполовину состоит из статей актюбинца.



- Он очень тесно сотрудничал с краеведческим музеем и геологической выставкой, расположенной на улице Кереева. Фактически половина экспонатов выставки – это папины находки, - рассказывает репортеру @aktobe_times Наталья Сегедина. – В одном из районов области его внимание привлек холм, от которого шли выложенные цепочкой камни, как усы. Самое интересное, что никто на это не обращал внимания. Только папа. Он всё заснял и отправил в специализированный исследовательский институт. Выяснилось, что там располагалось захоронение пятого века нашей эры.

С юмором

- Как и все геологи, Ростислав Александрович человеком был с тончайшим чувством юмора, - вспоминает краевед Роза Балдыгарина, хорошо знавшая Сегедина. - Писал шутливые стихи. А сколько анекдотических историй происходило у них в экспедициях! Все и не расскажешь. Вот одна. Поселок Косистек. Работали в поле – всё выполнили. Стали ждать машину. Три дня ждали – не приезжает. Продукты кончились, а денег нет. Зачем в поле брать деньги-то? Думали-думали и придумали. Их коллега Шпак (сейчас уже не вспомню имени) всегда с собой скрипку брал. Так вот, они пришли в центр Косистека к магазину. Шпак начал играть на скрипке, а Сегедин и третий товарищ песни пели. Так они и заработали себе копеечку.

В быту

Наталья Ростиславовна вспоминает отца человеком весьма скромным, погруженным в себя, но при этом и очень компанейским.

- Он очень любил музыку. Сам играл на пианино. Да и мы, дети, все играли на пианино. С нами занималась нанятая учительница. Из любимых музыкальных произведений у отца был вальс «Оборванные струны», посвященный памяти актрисы Веры Комиссаржевской. Он и сам писал музыку, сочинял песни. Причем не только на свои стихи, но и на стихи зарубежных поэтов, которых переводил.


Ростислав Александрович (справа) с коллегами, 1949 год.


На праздники (8 Марта, 1 Мая) во дворе ставили патефон, выносили столы. Собирались все соседи. Танцевали и пели. И мы, ребятня, рядом крутились.

Обычно, когда дети приглашают своих друзей домой, у них спрашивают: «А родители будут?» Если отвечают, что будут, то обычно реагируют негативно: «Ну, тогда не придем». А у нас всё было наоборот. Если отвечаю: «Да, родители будут», тогда в ответ радовались: «Вот тогда обязательно придем!» А почему? Когда завершалось застолье – наступало время для игр. Папа садился за пианино. Все начинали играть в «Холодно – горячо». То есть прятали какой-нибудь предмет. Дети искали. Если ребенок удалялся от спрятанной вещи – папа играл тихо, а если приближался, то – громко. Вот так!

В архивах

Не стало Ростислава Сегедина в 2013 году. Его архивы, вероятно, до сих пор хранят много неизученных материалов. Поэтические переводы пока еще не опубликованы. Не созданы аудиозаписи его музыкальных произведений.

- Если открыть все наши шкафы, - улыбается Наталья Сегедина, - то места в краеведческом музее не хватит – это точно!


В экспозиции представлена часть коллекции фотоаппаратов выдающегося геолога.


Несколько личных вещей Ростислава Александровича выставили в музее. Здесь и полевая куртка, и «геологический» молоток с делениями по 10 сантиметров, медали, несколько фотоаппаратов, авторские значки – среди которых значок с гербом Актобе, который создал сам Ростислав Сегедин. Тут и марки, и конверты, которые коллекционировал актюбинец. И, конечно же, в музее выставили фотоснимки, как самого Сегедина, его друзей и коллег, так и фотографии Актюбинска, который он снимал, начиная с 1947 года.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031