Кукольные театры: нехватка режиссеров, бойкот школ и старые здания
В Актобе прошел международный фестиваль театров кукол «Ассалаумағалейкум». О чем мечтают люди, которые каждый день создают сказку для детей?
Номинации - не главное
Театр кукол «Алакай» по традиции встретил старых и новых друзей. В Актобе приехали кукольники из России и казахстанских городов. В фестивальные дни спектакли шли в двух залах «Алакая». Почти каждый час – новая сказка.
- Конечно, есть спектакли, которые пользуются большим или меньшим спросом, - говорит директор Актюбинского областного театра «Алакай» Асия Курманалина. - Татарский театр показывал постановку на татарском языке. К сожалению, полный зал мы не набрали из-за языкового барьера.
У нас широкая география наших друзей. Кукольники тесно связаны друг с другом. Люди, которые занимаются кукольным театром, сами как дети. Этот мир отличается от мира драматических театров, где всё куда жестче. Номинации в этом мероприятии не самое главное. Мы и так знаем, кто чего стоит. Главное, это общение с нашими коллегами-кукольниками. Рада, что приехал Костанайский театр, который мало гастролирует, а также молодой Жезказганский театр.
Театр любим, но не ходим
Пресс-конференция с директорами кукольных театров проходила неформально, в теплой дружеской обстановке за чашкой чая.
- У членов жюри нет оценочного фактора, - говорит театральный режиссер и продюсер из Санкт-Петербурга Давид Бурман (на фото). - Мы не можем взять на себя такую большую роль. На фестивале нет ни одного случайного спектакля. Очень интересный подход - от сказок для совсем маленьких зрителей до серьезных вещей. Кукольники – это сумасшедший мир, у нас нет за спиной ножа, а только плюшки в руках. Мы ведь занимаемся святым. Из социально-культурной миссии нас перевели в сферу культурных услуг. С точки зрения менеджмента, спектакль - это продукт, который ты должен продать. Но у кукольников материальное никогда не встанет впереди культурной миссии. В России следующим годом объявлен год театра. Сейчас идут серьезные вложения в провинциальные кукольные театры.
Давид Бурман заметил, что в последние годы в Актобе активно расширяется культурное пространство.
- Конечно, в этом пространстве логично построить свой новый театр кукол. Я приезжал в Актюбинск, у которого численность была меньше 200 тысяч человек. Актобе уже вырос. И театр кукол по статусу города не может находиться в бывшем Доме культуры. Как-то я проводил интересный эксперимент в Кемерово. Подходил к людям на улице и спрашивал: «Любите ли вы театр?» Мне отвечали, что любят. Ходите? Нет.
30 лет играем спектакли в школе
Во многих кукольных театрах есть проблема с режиссерами. Дело в том, что не всем выпускникам по душе работать в провинциальных театрах.
- Выпускники режиссуры не хотят ехать на периферию, - рассказывает директор Набережночелнинского государственного театра кукол Зухра Митрофанова (на фото). - Хотя мы можем позволить себе платить хорошие деньги режиссеру, обеспечить его жильем. Если раньше человек обучался по бюджету, он должен был отработать в провинции. Сейчас выпускники в свободном полете. Нет тех обязательств, когда люди приезжали в глубинку и что-то старались там делать. Молодые режиссеры устраиваются в столичные театры. Ставить спектакли приглашаем приезжих режиссеров. Они, конечно, и ответственности не несут. Приехал, поставил и уехал.
Набережночелнинскому театру 30 лет. И все эти годы он находится в здании школы.
- До сих пор полгорода не знает, где мы находимся. У нас на каждый спектакль приходит 50 процентов нового зрителя. Многие же думают, что раз мы в здании школы, значит, играют там только дети. Создается впечатление, что театр - как творческая самодеятельность. А когда люди приходят к нам, то уже понимают, что все на профессиональном уровне.
«Наше здание морально устарело»
Кукольникам, к сожалению, не везде дают возможность показать свои сказки. Некоторые школы не пускают актеров на порог.
- Я знаю, что в Москве для школ выделяется некоторая сумма для культурного просвещения детей, - приводит в пример директор «Алакая» Асия Курманалина. - Все это строго под учетом: билеты после культурных мероприятий сдают и подшивают. В Актобе со многими школами мы сотрудничаем, но некоторые объявили бойкот. В акимате нам поручили написать план на год, как мы планируем работать с детьми. Якобы должны объединиться в этом вопросе сферы образования, культуры и спорта. Мы план написали, все точно по датам, темам спектаклей, возрастам и опять тишина. По сути, сдаешь кучу бумаг, которые никому не нужны. У нас есть замечательный спектакль о дорожных правилах. ДВД очень просило показывать его в школах. А сейчас строго запрещено играть спектакли в учебных заведениях. Но зато активно учителя распространяют и продают билеты на разные гастрольные шоу, в том числе и кукольные театры. А некоторые еще думают, что это халтура – наш «Алакай». Звонили как-то нам родители, были возмущены спектаклем «Маша и медведь» заезжего театра. Нам говорят: почему у вашей Маши на ногах кеды и говорит грубым, почти мужским голосом, а медведь какой-то страшный, из лоскутов. Мы объясняли, что это не наш спектакль. У нас есть сказка о Маше и медведе, но называется она «Ау».
По словам директора «Алакая», сейчас появилось много псевдоцентров, где учат актерскому мастерству.
- Потом они ставят спектакль, зарабатывают деньги, риск, что дети поймают «звезду». Это коммерческие проекты. Не всегда в них работают люди, которые имеют право учить детей. Например, какой-нибудь выпускник колледжа «Тарлан» уже обучает детей. Я сомневаюсь в таком преподавании.
Директор «Алакай» Асия Курманалина давно мечтает о новом здании для театра.
- Я всегда говорю, что наше здание морально устарело. Сейчас столько красивых архитектурных построек! Жилгородок все-таки находится далеко от развивающихся районов. Не всем детям легко добираться в наш театр. Мы хотим быть ближе к центру города.
Елена РЫШКИНА
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: