«Помогаем воспитывать будущих мужчин»
`
Александр Пашкевич,
директор городского центра технического творчества
Чувствуешь запах краски и дерева. Маленькие уютные мастерские. Дети так увлеченно работают, что даже нас не замечают. Центр технического творчества уже может смело открывать игрушечный магазин. Такие корабли, самолеты и навороченные модели автомобилей, сделанные детскими руками, не будут уступать фабричным игрушкам. Радиоуправляемые машинки лихо носятся по огромной автомагистрали.
Основатель центра технического творчества Александр Пашкевич начинал «строить» учреждение практически с нуля. Сейчас центр считается лучшим в Казахстане. Сюда съезжаются на выставки со всех стран СНГ. Директор рассказал об успехах учеников, недостатке рабочего
материала и нехватке преподавателей.
«Зарплата у главного энергетика была в три раза больше, чем здесь, но мать хотела, чтобы в память о папе я тоже стал директором»
В пять лет пошел в первый класс. Отец был директором школы. Мне было интересно: зашел в кабинет, сел за последнюю парту. Так всю четверть занимался, учиться понравилось. Потом родители стали не пускать на уроки, я – в слезы. После того, как учитель сказала, что ребенок прекрасно все осваивает, я продолжил учебу.
Школу окончил рано. Уехал в Москву. Пятнадцатилетний мальчишка, ничего не боялся. Со слезами на глазах мать отпускала в столицу. Через много лет я также с тяжелым сердцем провожал сына в Питер, супруга три дня рыдала. Так вот поехал я поступать в летное училище, мечтал стать летчиком. Там услышал: «Мальчик, придешь через два года». В школе занимался авиамодельным спортом, поэтому решил идти в энергетический институт. Потом поступил в педагогический.
На трикотажном объединении работал главным энергетиком. Мне предложили возглавить станцию юных техников, которая уже работала десять лет. Директор на пенсии, нужна смена. Честно говоря, не хотел переходить на новое место. Зарплата у главного энергетика была в три раза больше, чем здесь. В это время скоропостижно скончался отец. И мать хотела, чтобы в память о папе, я тоже стал директором.
«Станкам по тридцать лет, но они в идеальном состоянии»
Здание было полуразрушенным. Все окна забиты фанерой. В каждой лаборатории по две печки. Раньше там находилась начальная школа, ее отдали под станцию. Начал с того, что сломали печки, построили котельную, и потихоньку все стало налаживаться. Сейчас у меня работают пятьдесят пять педагогов. А тогда: я, директор, методист, три руководителя кружка и техничка. Думал, отец был уважаемым директором, неужели я не справлюсь. Поставил себе цель, что наше учреждение станет не только лучшим в городе, но и за пределами.
Я начал ездить в командировки, «подружился» с Москвой. И решили мы из станции сделать центр технического творчества. Стали активно себя проявлять, ежегодно выставляли свои экспонаты на республиканских выставках. Мы построили первую автотрассу, на нее приехал посмотреть весь Союз. Оборудования вообще не было, приходилось выбивать токарные, фрезерные станки и другие предметы. Потихоньку оснастил все лаборатории. До сих пор наши станки работают, им по тридцать лет, но они в идеальном состоянии.
Сейчас самый популярный кружок робототехники. Мы по стране в этом деле первооткрыватели. Вся сложность в программировании робота. Недавно изобрели робота-футболиста. Он видит мяч, передвигается, в общем, умеет играть в футбол.
«К сожалению, нет в нашем городе специального магазина для юного техника»
Все современные дети заняты новыми технологиями: компьютеры и смартфоны. Творить стали меньше. Но если ребята к нам записываются, то обычно остаются до выпуска. Дети, когда готовятся к конкурсу, здесь днюют и ночуют. Вместе с ребятами и родителями сами построили дополнительный трассовый зал, лаборатории. У меня работали отец и сын Блохины. Отец трудился главным конструктором на заводе ферросплавов, а сын учился у меня. Потом стал руководителем кружка.
Родители приходят и благодарят, что дети всему у нас научились. Мальчик уже с легкостью работает на станках. Придя в кружок, новички не знают, как пользоваться ножовкой или лобзиком. Что говорить, и некоторые мужчины не могут забить гвоздь.
У нас много изобретений. На всех выставках занимаем призовые места. Даже на чемпионате мира стали первыми. Англичане и американцы были поражены, что актюбинский изобретатель утер всем нос.
Проблема с патентами. А так, надо платить большие деньги, у нас их нет. Мы – бюджетники, какие средства выделят, то и есть. Помогают спонсоры. Это здание тоже надо расширять, детей все больше, становится теснее.
К сожалению, нет в нашем городе специального магазина для юного техника. Там, где можно будет найти любые запчасти и материалы. Тот же самолет не так просто построить, чтобы он был легкий и прочный. Для этого нужно специальное дерево – бальза. Мы все правдами-неправдами выписываем из Китая, России, как-то выкручиваемся.
«Представляете, в августе ей вручает почетную грамоту министр образования, а после обеда пишет заявление на увольнение и едет с дочерью ко мне в Актобе»
Кадров не хватает, чтобы открывать филиалы во всех школах. Сколько я поднимаю вопрос: надо готовить кадры дополнительного образования. Мы куем своих преподавателей. У меня двадцать человек – наши бывшие воспитанники. В постановлении президента уделено много внимания техническому творчеству. Есть поручение открыть технические кружки не только в городах, но и районах. Все потому, что в стране нехватка инженеров.
Мои сыновья здесь тоже занимались. Зарплаты у нас небольшие. Как были на энтузиазме, так и работаем. Но когда развалился союз, ушли единицы, практически все преподаватели остались.
Я никогда не сижу в кабинете. И создавал его в последнюю очередь, пока не оборудовали все лаборатории. Ко мне приходили в центр и удивлялись, где кабинет. Я вообще трудоголик. Только недавно съездил по путевке в Сарыагаш, куда должен был поехать в прошлом году. Уже насильно отправили (смеется).
Знакомые говорят, что мне надо было работать строителем. Сам строил свою дачу, начиная от фундамента и до крыши, все гаражи вокруг центра технического творчества. Для меня «строить» - болезнь.
Супругу я похоронил шесть лет назад. Она была школьным педагогом. Год жил сам, очень тяжело. А потом я поехал в гости в Орск и меня чисто случайно познакомили с женщиной, директором орской школы. Даже не думал, что встречу в этом городе свою любовь. Светлана оставила работу, хотя эта школа лучшая в городе. Представляете, в августе ей вручает почетную грамоту министр образования, а после обеда пишет заявление на увольнение и едет с дочерью ко мне в Актобе. Пять лет вместе. Жена преподает у нас кружок дошколят.
Центр технического творчества остается бесплатным. Все поражаются. Родители удивляются. Привыкли, что все детские кружки в городе платные. И стоят немало денег.
Мы в Мартуке открыли центр технического творчества. Он почти как наш, такие же лаборатории и оборудование. Так что помогаем воспитывать будущих мужчин.
Автор: Редакция
Александр Пашкевич,
директор городского центра технического творчества
Чувствуешь запах краски и дерева. Маленькие уютные мастерские. Дети так увлеченно работают, что даже нас не замечают. Центр технического творчества уже может смело открывать игрушечный магазин. Такие корабли, самолеты и навороченные модели автомобилей, сделанные детскими руками, не будут уступать фабричным игрушкам. Радиоуправляемые машинки лихо носятся по огромной автомагистрали.
Основатель центра технического творчества Александр Пашкевич начинал «строить» учреждение практически с нуля. Сейчас центр считается лучшим в Казахстане. Сюда съезжаются на выставки со всех стран СНГ. Директор рассказал об успехах учеников, недостатке рабочего
материала и нехватке преподавателей.
«Зарплата у главного энергетика была в три раза больше, чем здесь, но мать хотела, чтобы в память о папе я тоже стал директором»
В пять лет пошел в первый класс. Отец был директором школы. Мне было интересно: зашел в кабинет, сел за последнюю парту. Так всю четверть занимался, учиться понравилось. Потом родители стали не пускать на уроки, я – в слезы. После того, как учитель сказала, что ребенок прекрасно все осваивает, я продолжил учебу.
Школу окончил рано. Уехал в Москву. Пятнадцатилетний мальчишка, ничего не боялся. Со слезами на глазах мать отпускала в столицу. Через много лет я также с тяжелым сердцем провожал сына в Питер, супруга три дня рыдала. Так вот поехал я поступать в летное училище, мечтал стать летчиком. Там услышал: «Мальчик, придешь через два года». В школе занимался авиамодельным спортом, поэтому решил идти в энергетический институт. Потом поступил в педагогический.
На трикотажном объединении работал главным энергетиком. Мне предложили возглавить станцию юных техников, которая уже работала десять лет. Директор на пенсии, нужна смена. Честно говоря, не хотел переходить на новое место. Зарплата у главного энергетика была в три раза больше, чем здесь. В это время скоропостижно скончался отец. И мать хотела, чтобы в память о папе, я тоже стал директором.
«Станкам по тридцать лет, но они в идеальном состоянии»
Здание было полуразрушенным. Все окна забиты фанерой. В каждой лаборатории по две печки. Раньше там находилась начальная школа, ее отдали под станцию. Начал с того, что сломали печки, построили котельную, и потихоньку все стало налаживаться. Сейчас у меня работают пятьдесят пять педагогов. А тогда: я, директор, методист, три руководителя кружка и техничка. Думал, отец был уважаемым директором, неужели я не справлюсь. Поставил себе цель, что наше учреждение станет не только лучшим в городе, но и за пределами.
Я начал ездить в командировки, «подружился» с Москвой. И решили мы из станции сделать центр технического творчества. Стали активно себя проявлять, ежегодно выставляли свои экспонаты на республиканских выставках. Мы построили первую автотрассу, на нее приехал посмотреть весь Союз. Оборудования вообще не было, приходилось выбивать токарные, фрезерные станки и другие предметы. Потихоньку оснастил все лаборатории. До сих пор наши станки работают, им по тридцать лет, но они в идеальном состоянии.
Сейчас самый популярный кружок робототехники. Мы по стране в этом деле первооткрыватели. Вся сложность в программировании робота. Недавно изобрели робота-футболиста. Он видит мяч, передвигается, в общем, умеет играть в футбол.
«К сожалению, нет в нашем городе специального магазина для юного техника»
Все современные дети заняты новыми технологиями: компьютеры и смартфоны. Творить стали меньше. Но если ребята к нам записываются, то обычно остаются до выпуска. Дети, когда готовятся к конкурсу, здесь днюют и ночуют. Вместе с ребятами и родителями сами построили дополнительный трассовый зал, лаборатории. У меня работали отец и сын Блохины. Отец трудился главным конструктором на заводе ферросплавов, а сын учился у меня. Потом стал руководителем кружка.
Родители приходят и благодарят, что дети всему у нас научились. Мальчик уже с легкостью работает на станках. Придя в кружок, новички не знают, как пользоваться ножовкой или лобзиком. Что говорить, и некоторые мужчины не могут забить гвоздь.
У нас много изобретений. На всех выставках занимаем призовые места. Даже на чемпионате мира стали первыми. Англичане и американцы были поражены, что актюбинский изобретатель утер всем нос.
Проблема с патентами. А так, надо платить большие деньги, у нас их нет. Мы – бюджетники, какие средства выделят, то и есть. Помогают спонсоры. Это здание тоже надо расширять, детей все больше, становится теснее.
К сожалению, нет в нашем городе специального магазина для юного техника. Там, где можно будет найти любые запчасти и материалы. Тот же самолет не так просто построить, чтобы он был легкий и прочный. Для этого нужно специальное дерево – бальза. Мы все правдами-неправдами выписываем из Китая, России, как-то выкручиваемся.
«Представляете, в августе ей вручает почетную грамоту министр образования, а после обеда пишет заявление на увольнение и едет с дочерью ко мне в Актобе»
Кадров не хватает, чтобы открывать филиалы во всех школах. Сколько я поднимаю вопрос: надо готовить кадры дополнительного образования. Мы куем своих преподавателей. У меня двадцать человек – наши бывшие воспитанники. В постановлении президента уделено много внимания техническому творчеству. Есть поручение открыть технические кружки не только в городах, но и районах. Все потому, что в стране нехватка инженеров.
Мои сыновья здесь тоже занимались. Зарплаты у нас небольшие. Как были на энтузиазме, так и работаем. Но когда развалился союз, ушли единицы, практически все преподаватели остались.
Я никогда не сижу в кабинете. И создавал его в последнюю очередь, пока не оборудовали все лаборатории. Ко мне приходили в центр и удивлялись, где кабинет. Я вообще трудоголик. Только недавно съездил по путевке в Сарыагаш, куда должен был поехать в прошлом году. Уже насильно отправили (смеется).
Знакомые говорят, что мне надо было работать строителем. Сам строил свою дачу, начиная от фундамента и до крыши, все гаражи вокруг центра технического творчества. Для меня «строить» - болезнь.
Супругу я похоронил шесть лет назад. Она была школьным педагогом. Год жил сам, очень тяжело. А потом я поехал в гости в Орск и меня чисто случайно познакомили с женщиной, директором орской школы. Даже не думал, что встречу в этом городе свою любовь. Светлана оставила работу, хотя эта школа лучшая в городе. Представляете, в августе ей вручает почетную грамоту министр образования, а после обеда пишет заявление на увольнение и едет с дочерью ко мне в Актобе. Пять лет вместе. Жена преподает у нас кружок дошколят.
Центр технического творчества остается бесплатным. Все поражаются. Родители удивляются. Привыкли, что все детские кружки в городе платные. И стоят немало денег.
Мы в Мартуке открыли центр технического творчества. Он почти как наш, такие же лаборатории и оборудование. Так что помогаем воспитывать будущих мужчин.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: Редакция