«Школьная «робототехника» нужна, потому что не хватает технарей»
Александр Гончаров,
руководитель кружка робототехники, вице-президент федерации «Образовательной и спортивной робототехники» «КазРоботикс»
«Ручной труд ценился больше»
Еще ребенком пришел в центр технического творчества. Тогда не было такого понятия – «робототехника». Мы собирали различные приборы. Делали светомузыку, знаете – такие бегущие огни для школьных дискотек. Тогда это было модным. Потом стали собирать первые компьютеры «Спектрум». Плату заказывали из Ленинграда, паяли детали, и получался маленький компьютер.
Тогда ценились вещи, сделанные своими руками. Сейчас, бывает на занятиях ребята говорят: вот зачем это делать, если можно просто купить. У нас много деток из малообеспеченных семей. Раньше набирали огромные группы. Современные дети привыкли к смартфонам, планшетам. Но когда ребенок попадает в центр технического творчества и начинает втягиваться, участвовать в соревнованиях, он понимает, как здесь интересно.
«Завод выкидывал – мы забирали»
Нам, мальчишкам, материалы приходилось добывать. Рядом работал рентгензавод. Помню, как ходил, договаривался с рабочими. Например, заводу нужно два резистора или транзистора, а закупают целую партию. Полежит год, потом списывают как неликвид и закапывают. Мы как узнаем, что выкинули ненужные детали, бежим туда, пока трактор не закопал. Когда начал работать преподавателем, стало проще. Официально договаривались с заводом. Нам звонили и говорили, что если мы не заберем, то детали сожгут. Набирали их сумками и приносили в центр технического творчества.
Видите, станки у нас еще старенькие стоят. Обновление нужно, все устаревает. Во времена развала Союза не было никакого финансирования. Несколько лет назад мы добились того, что в лабораториях нам обновили станки, закупили наборы. На ремонт здания фактически денег нет. Недавно акимат пообещал финансовую помочь, будем надеяться.
Наш центр технического творчества считается лучшим в Казахстане. Ведь нам удалось сохранить прочную базу советских времен. В других казахстанских городах, где есть такие центры, еще более плачевное состояние. Там и оборудования нормального нет.
«Не хочется, чтобы на уроках дети просто приходили играть в Лего»
Берем ребят, начиная с пятого класса. Прежде всего учим их работать с инструментами. Новички пытаются паять детали. Некоторые просто играют на занятиях. Это не школа, мы их не заставляем что-то сразу делать. Потихоньку смотрят, чем занимаются старшие, появляется интерес. Им тоже хочется что-то смастерить своими руками.
В школах собираются открывать предмет робототехники. Закупают Лего-наборы. В конструкторах добавлены блок программирования, датчики. Больше они ничем не отличаются от обычного Лего. Надо вводить более углубленные курсы. Не хочется, чтобы на уроках дети просто приходили играть в Лего. На трудах школьники раньше работали инструментом. Сейчас как таковых хороших мастерских в школах не осталось. Конечно, уже не тот век, чтобы просто махать напильниками. Но можно организовать рабочие места с 3Д-принтерами, где дети будут заниматься программированием, моделированием. Создать базу несложно, были бы средства.
Конечно, в школах предмет «робототехника» нужен, потому что необходимо развивать инженерное мышление у детей. Технарей абсолютно не хватает! Многие, даже если и оканчивают техническое, не работают инженерами.
«Врачи сказали, что наш прибор лучше заводского»
С двухтысячного года мы с детьми занимаемся разработками научных проектов. Это изобретения со всеми заключениями и доказательной базой. Как-то ребята сделали стимулятор мышц. Его опробовали в БСМП. Врачи сказали, что он лучше их заводского «Амплипульса». Делали и точечные стимуляторы, которые действуют на биологически активные точки, процесс похож на иглоукалывание. Получился очень хороший прибор, но дальше дело не пошло. Запатентовать изобретение стоит очень дорого - около двух тысяч долларов. В России, знаем, где-то выпускают точечные стимуляторы, но уже доказать не докажешь, что это наше.
«Мы не поехали, и у нас забрали первые места за республику
Я стараюсь, чтобы дети принимали участие везде. Открыть федерацию было идеей наших выпускников. Честно сказать, госучреждению найти спонсоров очень сложно. Когда вы – общественное объединение, ситуация меняется.
В прошлом году ученики центра технического творчества выиграли поездку в Катар. Национальные организаторы обязаны были найти спонсора и повезти всю команду. Но нам сказали, чтобы мы сами искали деньги. Мы не поехали, и у нас забрали первые места за республику, да ещё полностью дисквалифицировали.
Самодельные роботы победили Лего
Если учитель ощутил призвание, он уже не уйдет из школы. Будет работать за любую зарплату. В нашем центре тоже оклады небольшие. Но стараемся где-то находить возможности, чтобы ребята занимались, ездили на соревнования. Самый первый чемпионат был три года назад в Санкт-Петербурге. Очень боялись ударить в грязь лицом перед опытными российскими соперниками. Но наши ребята достойно выступили и привезли кубки: одно первое, два вторых и три третьих места! И с нашими самодельными роботами, без всяких Лего, мы выиграли это международное соревнование.
Беседовала Елена РЫШКИНА
Автор: