Беда с математикой и чтением: PISA выявила глобальные проблемы у школьников Казахстана
Наша страна усилила свои позиции по сравнению с 2018 годом по тестированию PISA-2022. Но в целом итоги оказались намного ниже результатов 2015 года. Можно предположить, что знания казахстанских школьников ухудшились из-за кардинальных реформ в образовании, начатых еще при министре Ерлане Сагадиеве. Большинство учеников не может понять смысла прочитанного, а половина не способна осилить задания базового уровня по математике.
Артур САЙЫН
Напомним, PISA – это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Раз в три года 15-летние подростки почти по всему миру проходят специальный тест, который оценивает функциональную грамотность школьников и умение применять знания на практике.
Очередное тестирование должно было пройти в 2021 году, но из-за коронавируса было перенесено на 2022 год. Результаты были опубликованы только в декабре 2023 года, сообщает @aktobe_times В тестировании участвуют страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также те государства, которые взаимодействуют с ОЭСР.
Математика похрамывает
По математике Казахстан взял 46 место (425 баллов), оказавшись между Румынией и Монголией. Лидируют Сингапур, Макао (КНР) и Тайвань. Примечательно, что постсоветская республика Эстония находится на 7-ом месте с 510 баллами.
По сравнению с 2018 годом, казахстанские школьники по математике продвинулись всего лишь на 2 балла, но не смогли преодолеть результаты 2015 года (460 баллов).
В докладе PISA-2022 сказано, что почти половина школьников в Казахстане не смогла преодолеть 2-ой базовый уровень по тестам на математическую грамотностью, а их всего 8. Выяснилось, что лучшие математики обучаются в Алматы (453 балла), следом идут Астана и СКО. Очень плохо с царицей наук в Туркестанской области (389 баллов).
Актюбинская область расположилась на 5-ом месте с 437 баллами, после Костанайской. Актюбинские школьники показали прогресс по сравнению с тестированием 2018 года, тогда удалось набрать 420 баллов, хотя в 2015 году было больше - 446 баллов.
Лучшие чтецы из Костаная
Читать в Казахстане постепенно разучиваются, страна оказалась на 61-ом месте, набрав 386 баллов. В лидерах - бессменный Сингапур, Ирландия и Япония. Казахстанские школьники с читательской грамотностью справлялись лучше в далёком 2015 году - 427 баллов. Резкий спад был в 2018-м – 387 баллов.
Лучше всех читают школьники из Костанайской области, Астаны и Алматы. В аутсайдерах также держится Туркестанская область.
Актюбинские школьники находятся на 10 месте, набрав на 2 балла больше, чем в 2018 и при этом на 20 баллов меньше, чем в 2015 году.
Почти 60% казахстанских школьников, не смогли преодолеть задания по чтению выше 2 уровня. Такая ситуация наблюдается и в других странах.
«В системах образования 30 стран более половины учащихся показали навыки чтения ниже второго базового уровня», - значится в докладе.
Ученые в Алматы
По естественнонаучной грамотности казахстанские школьники заняли 49 место (423 балла), уступая Румынии и опережая Болгарию. На первом месте стоит все тот же Сингапур, на втором – Япония, а замыкает тройку лидеров специальный административный район Макао (КНР).
В прошлый раз (а именно в 2018 году) наша страна заняла 69 место (397 баллов). Прогресс кажется заметным, но мы снова не достигли показателей 2015 года, тогда страна набрала 456 баллов.
В региональном разрезе по естественнонаучной грамотности 1-е место завоевал город Алматы с 458 баллами, следом идут Астана и Костанайская область, набравшие по 455 баллов. Туркестанская область вновь на последнем месте.
Отметим, что Актюбинская область находится на средних позициях с 425 баллами, преодолев результаты 2018 года (389 баллов) и не дотянув до результатов 2015 года (434 балла).
Сагадиева наследие?
Очевидно, что результаты PISA были намного лучше в 2015 году. Связано ли это с тем, что в Казахстане с 2016 начали проводить кардинальные реформы в системе образования, которые вызвали резонанс в обществе, пока оставим на суд читателю.
Богаче – умнее?
В целом мировые результаты у школьников стали хуже – заключают авторы доклада.
«Результаты PISA-2022 беспрецедентны. Средняя успеваемость в странах ОЭСР упала на 15 баллов по математике и на 10 баллов по чтению. Это примерно столько же, сколько полгода обучения чтению и три четверти учебного года по математике. Напротив, средние успехи в естественной науке существенно не изменились», - значится в докладе организации.
Урон образованию в мире сильно нанесла пандемия COVID-19, но авторы доклада отмечают, что есть и другие существенные проблемы.
«Исследование PISA-2022 показывает, что страна или экономика, в которой получают образование студенты, влияет на их успеваемость. Около 31% различий в успеваемости учащихся обусловлены различиями в системах образования стран – главным образом в том, как они организованы, финансируются и используют свои ресурсы».
Влияет на успеваемость социально-экономическое положение учащихся.
«Анализ показывает, что в 2022 году учащиеся из благополучных семей показали лучшие результаты, чем их сверстники из неблагополучных семей во всех странах/экономиках».
В среднем по странам ОЭСР учащиеся из социально-экономически благополучных семей набрали по математике на 93 балла больше, чем их сверстники из неблагополучных семей.
Вероятность того, что учащиеся из неблагополучных семей в странах ОЭСР не достигнут базовых знаний по математике, в среднем в семь раз выше, чем у учащихся из благополучных семей. То же самое справедливо и для естествознания. Когда дело доходит до чтения, вероятность низкой успеваемости у малообеспеченных учащихся более чем в пять раз выше, чем у их благополучных сверстников».
Отстают на три года
Председатель Сената Маулен Ашимбаев обеспокоен тем, что казахстанские школьники отстают от сверстников из стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития. Он попросил Минпросвещения принять меры.
«Нужно сказать, что немного удручает отсутствие динамики роста в результатах наших школьников. По некоторым параметрам мы видим ухудшение ситуации. Особо настораживает ситуация с читательской грамотностью. Наши школьники отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на три года. Вроде бы безобидная категория, но это же показывает системные проблемы. Показывает, что сегодня дети больше вовлечены в социальные сети, смотрят TikTok, YouTube. Наверное, это тоже хорошо, но в результате наши школьники меньше читают серьезную литературу, художественную литературу, прежде всего. В результате они теряют очень важный навык для дальнейшей жизни. Без читательской способности, наверное, очень сложно формировать хорошего специалиста, профессионала», – заявил Ашимбаев.
В Минпросвещения учли результаты PISA и разработали проект «Читающая нация». Так, в стране должны увеличить количество художественной литературы в библиотеках. Кроме того, предстоят изменения в образовательных программах.
Автор: