В Актобе проходит выставка мастерицы войлоковаляния Гулнур Аскаровой
В музее искусств особенное место занимают работы актюбинской мастерицы Гулнур Аскаровой. Войлочные картины, сумки, головные уборы – всё это создано в национальном колорите и хранит частичку души народной умелицы. Выставку актюбинцы смогут посетить до 29 октября.
Лязат АСАБАЕВА
На одной из войлочных картин можно заметить замысловатый знак в виде перевернутой петли - бесконечность. Автор работы так и хотела назвать картину, но в итоге поменяла название.
- Я так и хотела эту картину назвать, «Бесконечность». Смотрела на окна домов и видела в них свет. Цвет этого света был разный: у кого-то в окне загорались желтые лампы, у других прохладно-светлые, у кого-то просто лапочки, в других люстры. Но везде был свет. В конце, когда стал проявляться рисунок, я в одночасье поменяла название – теперь полотно называется «Жизнь на асфальте». Панно отражает всю нашу жизнь, жизнь каждой отдельной семьи: у кого-то рождаются дети, кто-то поступает в университет, кто-то создает семьи, - рассказывает Гулнур Аскарова.
Другая картина изображает любимые инструменты казахского народа – домбру и кобыз.
- Домбра и кобыз - наши любимые инструменты. Они есть воплощение нашей культуры. Это тоже декорированное панно из войлока, но выполнено уже в другой технике – мозаике, - говорит мастерица.
Остальные войлочные картины созданы по старинной технике текемет. Эта методика валяния пришла к нам еще со времен кочевания, сегодня ее активно распространяют мастерицы войлоковаляния. Чтобы выполнить узор, требуется достаточно много усилий. На основной цвет войлока накладывают пряди другого цвета и формируют узор. Гульнур Аскарова признается - дело нелегкое и требует большой усидчивости.
- Свою первую работу я храню дома, это подставка под горячее. Тогда я только училась этой методике, поэтому и изделие получилось слабое по качеству, оно было очень тонким, а в некоторых местах даже виднелись проблески света.
Учиться в то время было не у кого. В городе войлоковаляние не было развито, поэтому Гулнур Аскарова училась по мастер-классам интернет-пространства.
- Я была на выставке в Кызылорде лет десять тому назад, увидела работы местных рукодельниц, воодушевилась. Пройти мимо их изделий было невозможно: яркие цвета, фактура. Очень загорелась. Приехала домой, а обучиться делу не у кого. Взялась за интернет, стала изучать. Через два года решила попробовать. Тогда я не разбиралась в качестве, и мое изделие вышло очень тонким, не плотным. Проработав эти моменты, стала делать плотные сукна. Сейчас, конечно, уже не сравнить, - делится историей своего увлечения мастерица.
Центральное место в зале занимает красочное полотно – сырма. Ярко-красная основа с выразительными орнаментами мгновенно притягивает взоры. По центру зеленый орнамент окружен правильной геометрией других узоров, сама работа – в окаймлении красно-желтой нити.
- В ней четыре стороны света. Каждый угол заполнен своим орнаментом, это есть добро, богатство, здоровье, благополучие. И чтобы все эти блага оставались в этой семье, должны быть рамки. Поэтому сырма окантована.
Больше всего моё внимание на выставке привлекли манекены с платьями. Если бы им дать шанс на участие в мировых показах, вероятно, имя Гулнур Аскаровой стало бы казахстанским брендом.
- Эти жилетки выполнены по технологии нано-войлок. Техника сложная. Я ее до сих пор отрабатываю, зато изделия получаются необычными. Трудность заключается в том, что шерсть надо ввалять в легкую ткань, например, в шелк, - говорит мастерица.
Ранее, как оказалась, автор выставки уже занималась пошивом таких изделий, но это было не так выразительно, как сейчас.
- Одежду мы шили в 95-96-х годах, тогда не было тренда в национальной одежде. Мы с мамой поехали в Туркестан, закупились, потом начали выкраивать модели. Образования у меня специального не было, были только те знания, что получила в школе, да пара книжек для самообучения. У меня получилось смоделировать основу, и я начала шить жилетки. Со временем они получили популярность, потом я стала добавлять орнамент и аппликацию, делали тесемки, - вспоминает Гулнур Аскарова.
На первые заработанные деньги мастерица купила электрическую машинку, она шила зигзагом и была своеобразным новшеством, ведь прежняя машинка «Подольск» таких функций выполнять не могла.
- В прошлом году был тренд на тюбетейки, я тоже их делала. Еще монетницы, изделия на той-бастар. Потом решила попробовать из войлока сшить тюбетейки: заказала болванку, методом тыка сваляла первые тюбетейки. Даже в интернете нет мастер-класса, как из войлока делать головной убор, но я валяла сумки и шапки, поэтому на основе их сделала. Такая тюбетейка полезна, не пропускает ветер, - говорит рукодельница.
Сегодня Гулнур Аскарова преподает в академии творчества, открыла филиал в городской школе №71. Девочки первого года обучения пока осваивают азы шитья, а те, кто постарше, уже катают войлочные бусы.
- Для старшего поколения тоже провожу мастер-классы, интерес проявляется больше, научить хочу делать сумочки, тюбетейки. На этом же можно зарабатывать или просто делать подарки своими руками, - делится планами Гулнур Аскарова.
Автор: