Без льгот и пособий: как права онкобольных нарушают в Актобе
В Актобе больше половины онкобольных, находящихся на последней стадии заболевания, остаются без инвалидности. Они и их близкие не получают социальных пособий, помощи соцработников и других льгот, которые им положены по закону.
В Актобе у половины онкобольных 4-ой клинической группы нет инвалидности. Это те пациенты, у которых есть доказанная злокачественная опухоль, что не поддаётся специальному лечению. Иначе говоря, заболевание на последней стадии. Такие больные подлежат только паллиативному лечению. Без оформления инвалидности они и их близкие лишены социальных пособий и выплат, возможности пользоваться услугами соцработника и других льгот.
Об этом недавно говорили на республиканской конференции Казахстанской ассоциации паллиативной помощи с участием международных экспертов, проходившей в медуниверситете им М. Оспанова.
Так, по данным ассоциации, в Актобе на 1 ноября насчитывалось 110 онкобольных 4-ой клинической группы. Из них 60 человек не имеют инвалидности вообще. У 26 человек – 1 группа, у 21 – 2 группа и у 3 – 3 группа инвалидности.
Эксперты говорят, все паллиативные онкопациенты должны иметь 1 группу инвалидности, так как испытывают серьезные ограничения в жизнедеятельности и нуждаются в постоянном уходе. Отсутствие инвалидности или оформление им другой группы – это прямое нарушение их прав, говорит директор филиала Ассоциации семейных врачей Казахстана Татьяна Острецова. Но мало того, инвалидность они должны получать ускоренно, но на практике процедура оформления затягивается настолько, что многие просто не дожидаются ее и умирают. В поликлиниках не все врачи, по словам эксперта, знают, как правильно оформлять инвалидность, руководствуются ненаучными соображениями, не в курсе о последних изменениях в законах и приказах Минздрава, а также министерства социальной защиты населения.
- У нас ушло 32 человека за это время, которым не успели оформить инвалидность, - говорит Татьяна Острецова. – Причина ещё и в том, что оформляют первичную инвалидность онкологи медцентра, больной два месяца ходит оформлять инвалидность, потому как то нет талона, то не может попасть на прием. Инвалидность должна оформляться по месту жительства, даже первичная, потому что все обследования он все равно проходит в поликлинике. Хотя по приказу больной может быть обследован на месте, или даже заочно, но опять же нарушение прав идет.
А еще эксперты отметили, что причина затягивания оформления на инвалидность может быть связана с коррупционной составляющей. У больных могут просить деньги для решения вопроса в ускоренном порядке.
Онкобольные – особая категория
Заместитель руководителя департамента комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты населения по Актюбинской области Нонна Валиулова сообщила, что паллиативные онкобольные, в отличие от других больных, должны направляться на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления инвалидности без выдержки каких-либо сроков.
- Другие категории не могут быть направлены ранее 4 месяцев от момента установления диагноза, начала лечения, проведения каких-то реабилитационных мероприятий. Но больные, нуждающиеся в паллиативной помощи, являются исключением, - говорит Нонна Валиулова. – Они должны направляться на МСЭ по факту установления нуждаемости в паллиативной помощи, а лучше всего еще и раньше.
Она подтвердила, что онкобольные 4-ой клинической группы должны получать 1 группу инвалидности.
- Почему иногда в нашей практике мы сталкиваемся с тем, что пациенту 4-ой клинической группы 1 группа инвалидности не устанавливается? Это по той простой причине, что форма (на МСЭ) была оформлена некачественно. Если там все прописано: 4 клиническая группа, пациент получает обезболивающее, нуждается в уходе, помощи и так далее, то вероятность установления не 1-ой группы сводится к нулю. Пользуясь случаем, хотела бы отметить, чтобы наши коллеги в поликлиниках оформляли качественно эти формы.
Следует отметить, что эксперты МСЭ пациентов, как раньше, не принимают очно, а лишь работают с данными, которые собирают врачи.
- С 2022 года повсеместно в нашей республике введен пилотный проект заочного проактивного освидетельствования, то есть практически все категории социально-значимых заболеваний (в том числе онкологические заболевания) освидетельствуются в заочном формате, - продолжила Нонна Валиулова. - Пациентам после оформления соответствующих документов в поликлиниках не надо идти в отдел медико-социальной экспертизы и в очном порядке проходить освидетельствование. Данные о них из медицинских систем уже в обезличенном формате поступают в систему министерства труда и распределяются трем экспертам, которые находятся в различных регионах. Кто эти эксперты, мы не видим в системе до того момента, пока не будет принято решение. Уже утверждённое решение направляется по месту жительства пациента. Конечно, это большой плюс, особенно для тех пациентов, которые живут отдаленно.
Для экспертов МСЭ совершенно непринципиально, первично или повторно и кем оформлен пациент. Для экспертов принципиально, чтобы 031 форма - это заключение на МСЭ - была оформлена грамотно, объективно и в полном объеме, все обследования необходимые были внесены.
Эксперт также рассказала, на какие выплаты и пособия имеют право онкобольные:
- При установлении первой группы инвалидности вне зависимости от возраста, заболевания, работает ли человек или нет, данной категории лиц положено пособие по уходу. Пособие по уходу может быть оформлено совершенно на любого человека: на члена семьи, дальних родственников, на соседей или просто знакомых лиц, потому что мы знаем, что есть одинокие люди. Если этот человек не пенсионного возраста, и ему устанавливается 1 группа инвалидности, кроме пособия по уходу, которое на сегодняшний день составляет 70 тысяч тенге, ему выплачивается госпособие по инвалидности – это около 95 тысяч тенге. Если человек за последние 24 месяца работал и имел отчисления в государственный фонд социального страхования, ему еще положены выплаты по утрате общей трудоспособности. Итого складывается какая-никакая сумма для того, чтобы как-то облегчить материальные условия наших пациентов.
3 000 больных без инвалидности
Недавно генпрокуратура выявила, что в Казахстане около 3 000 онкобольных вовремя не получили инвалидность. Лишь после вмешательства прокуроров, к примеру, жителю Северо-Казахстанской области была оформлена 1 группа инвалидности. Теперь он получает пособие в размере свыше 95 тысяч тенге, ежемесячные выплаты по случаю утраты трудоспособности – еще 161 тысяча тенге. Родственник, который за ним ухаживает, получает около 70 тысяч тенге. Вот почему важно оформлять инвалидность.
Прокуратура потребовала от Минздрава принять конкретные меры, отметив, что медицинские организации имели полные основания направить этих больных на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности, но не делали этого.
Автор: Артур Сайын