Спасти остатки доисторического леса требуют экоактивисты Алги и Актобе

Спасти остатки доисторического леса требуют экоактивисты Алги и Актобе

Вполне возможно, что в ольшаниках за Алгой 20 млн лет назад обитали индрикотерии - гигантские носороги, достигавшие 5 метров в холке. Напомним, окаменевшие останки индрикотерия были найдены в Актюбинской области.

Три ольшаника, оставшиеся от Великой Актюбинской пущи, оказались на грани исчезновения. В уникальных рощах сгорают краснокнижные деревья. Иссякают питающие их родники. Скот, принадлежащий крестьянским хозяйствам, вытаптывает всё живое. На реке, вдоль которой произрастают ольховые рощи, незаконно построили плотину. Актюбинские чиновники попытались скрыть нарушения – пишет Актобе Таймс.

Много миллионов лет назад, как полагают ученые, территорию Актюбинской области покрывали леса. В некоторых районах еще сохранились остатки актюбинской пущи. В Алгинском районе к таковым относятся три ольшаника, расположенные на реке Темирей к северо-востоку от поселка Есет батыра. Но и эти «островки» реликтового леса находятся на грани исчезновения.

Об опасности, угрожающей ольшаникам, репортеру @aktobe_times рассказал житель Алги Сагингалий Таженов. На протяжении 40 лет он проработал в Алгинской районной больнице, в течение 25 лет возглавлял это медучреждение. Спасти ольшаники Сагингалий Айчанович пытается с 2021 года.

- Я в этих краях вырос. В конце 50-х, когда я еще пацаном был, мы с ребятами боялись даже заходить в эти заросли – такой здесь густой лес был! – вспоминает алгинец. - Между деревьями хмель рос, и он все проходы опутывал – будто лианы росли. В те годы в кинотеатрах фильмы о Тарзане крутили. Мы здесь играли детьми и представляли, что находимся в джунглях. С тех пор лесочки поредели. Но и сейчас они представляют собой удивительный по красоте и значимости памятник природы. И его просто необходимо сохранить!


В общей сложности три ольшаника занимают площадь в 49 гектаров.

Три алгинских ольшаника не безымянны. Первый, самый крупный, назван в честь реки, на которой расположен - Темирей. Второй - Кокуй (зеленый дом), здесь издревле, как рассказывает Сагингалий ага, располагалось зимовье казахов. Третий ольшаник именуют Калиновой рощей, название он позаимствовал у совхоза имени Калинина, находившегося неподалеку.

Оградили от народа

После распада Союза и падения коммунистического режима земли, на которых расположены рощи, раздали частникам. Так ольшаник Темирей попал во владения крестьянского хозяйства «Санжар Т».

Зимой 2021 года Сагингалий Таженов попытался подойти к роще. Она оказалась огороженной:

- Там вал набросали, ограждение поставили с колючей проволокой. А на реке плотину построили. Я предположил, что перегородили реку самовольно, без разрешения. Весной 2022 года, когда вода поднялась, ольховую рощу залило. А это очень пагубно для деревьев. Крестьянские хозяйства разводят скот. Для его выпаса, как я думаю, и огородили рощу. В итоге скот заходит в ольшаники и все там уничтожает. Там ведь не только ольха растет, там много и других редких растений – злаки, кустарники, травы…


Ольшаник Темирей огородили валом и колючей проволокой.

Сагингалий Таженов решил, что оставлять ольшаники в беде нельзя. В середине мая 2022 года он обратился за помощью к известному актюбинскому экозащитнику Александру Мандрыкину, а тот для фиксации происходящего в роще пригласил YouTube-блогера Евгения Демина. Вместе они пробрались к огороженному ольшанику и зафиксировали всё на видео, в том числе и построенную плотину. После чего экоактивисты попытались призвать руководителя крестьянского хозяйства «Санжар Т» к ответу, обратившись к соответствующим органам.

Плотину не увидели

К удивлению спасителей леса, органы в действиях руководителя хозяйства Ермухана Токсанбаева ничего незаконного не обнаружили.

- Подписали акт о том, что провели проверку и никакой плотины не нашли. Под актом свои подписи поставили заместитель Управления природопользования, руководитель Жайык-Каспийской бассейновой инспекции, представитель акимата сельского округа, - перечисляет Сагингалий Таженов. - Мы очень удивились! И при этом глава крестьянского хозяйства накатал на нас заявление в районный отдел полиции. Мол, мы незаконно проникли на его территорию и поставили под угрозу жизнь и здоровье скота, якобы чуть бруцеллезом и ящуром не заразили. Очень неприятно, когда на тебя в РОВД пишут. С нас объяснительные взяли.

В апреле 2022 года полиция сообщила, что все подозрения с экоактивистов сняты за отсутствием состава преступления.

А вот ольшаник Темирей так и остался, будто в заложниках, у крестьянского хозяйства – огороженный валом и колючей проволокой. Реку ограждала плотина.

Наказали?

«Так это дело оставлять нельзя!» - вновь решает Сагингалий Таженов и обращается к Александру Мандрыкину: «Как так получается? Неужели стерпим?» Экоактивисты написали в Генеральную прокуратуру, сообщив, что актюбинские чиновники сокрыли факт самовольного перекрытия русла реки Темирей и не приняли мер для спасения ольховой рощи.

В январе 2023 года природоохранная прокуратура признала: река действительно была перегорожена. Руководителя крестьянского хозяйства привлекли к административной ответственности. Но при этом плотину так и не убрали. Надзорный орган потребовал от Жайык-Каспийской бассейновой инспекции устранить нарушения, а от областного акимата – принять меры к чиновнику, предоставившему недостоверную информацию.


Самый крупный ольшаник Темирей. Высота деревьев здесь достигает 18 метров.

После разноса от прокуроров, как выяснил Сагингалий ага, заместитель главы Управления природопользования лишился кресла.

К акиму за помощью

Думали экоактивисты: как быть с ольшаниками дальше? Если требовать изъятия земли у крестьянских хозяйств – войны не избежать. Нашли другой способ – Закон позволяет создавать государственные заказники на частных землях без изъятия участков у владельцев. Но для создания охраняемой природной территории необходимо научное обоснование. Тогда Сагингалий Таженов обратился к известному ученому, преподавателю Жубановского университета Акылжану Телеуову.

В июле 2023 года в ольшаники прибыла научная экспедиция. Биологи констатировали: «Реликтовые лесные колки реки Темирей являются своеобразным каркасом в стабилизации экологической обстановки в Алгинском районе. Разработка мер их охраны позволит обеспечить целостность местообитания для сохранения их устойчивого естественного существования». Взять под охрану ольшаники необходимо!


Сагингалий Таженов и его друзья стараются часто посещать ольховые рощи: и природа здесь прекрасная, и контроль нужен.

Идею создания заповедника на территории трех ольшаников Сагингалий ага решил донести до акима Актюбинской области Асхата Шахарова.

- В этом году в марте я записался к нему на прием. Короче, все лето аким не принимал. Я начал уже возмущаться. Меня приняли только 13 сентября. Я акиму рассказал, что вот уже два года этим занимаюсь и никак не могу ничего добиться. Аким сразу идею воспринял хорошо и поддержал. Говорит: «Двадцать человек пришли по записи. И вы - единственный, кто пришел с позитивным предложением».

В октябре Сагингалий Таженов получил известие от акимата: предложенный проект приняли в разработку. Чтобы провести новые научные изыскания требуется 15-20 миллионов тенге. Экоактивист надеется, что эту сумму из бюджета непременно выделят, а островки реликтового леса будут спасены.




Автор: Ренат Таипов

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930