Главный тренер ФК «Актобе»: «Ставим себе самые высокие цели на следующий сезон»

Главный тренер ФК «Актобе»: «Ставим себе самые высокие цели на следующий сезон»

Игорь ЛЕОНОВ, главный тренер ФК «Актобе»

Любимый город

Мой родной город – Керчь. Это старинный город в Крыму, основанный ещё в далёкой древности, его история охватывает 26 веков.

Наша семья жила в одном из центральных районов города, который назывался «Соляная». Рядом находились рыбный порт и керченская набережная, заброшенный мясокомбинат и пивзавод. В общем, это был обычный рабочий район со своими особенностями, но при этом довольно-таки криминальный. И, наверное, хорошо, что я стал с самого детства заниматься футболом.

Папа ушёл из жизни очень рано, когда мне было 12 лет. Меня воспитывали мама и отчим. Есть сестра Людмила, она старше меня на 7 лет.

Первым моим тренером был Владимир Васильевич Демидчик. Он увидел меня, когда мы играли с мальчишками во дворе, и забрал в детскую спортивную школу города Керчи. Тренер очень сильно нас любил, всю душу вкладывал в своих воспитанников, работая, мне кажется, и днём, и ночью. Я занимался футболом в этой школе целых десять лет, начиная с первого класса и до десятого. Сначала это была ДЮСШ, а позже она стала первым спортивным интернатом в Керчи, куда собирали талантливых ребят-спортсменов со всего города. Мы в одной школе все и учились, и тренировались.

В девятом классе меня взяли в местную команду «Океан», игравшую тогда во второй лиге чемпионата СССР. Там по регламенту требовалось, чтобы в составе команды обязательно были 2 молодых игрока на домашней и один на выездной игре. Учась в девятом классе, я сыграл в четырёх матчах, а в десятом - уже во всех играх сезона.

Тренер - второй отец

Мою игру в керченском «Океане» заметил главный тренер симферопольской «Таврии» Анатолий Дмитриевич Коньков. Это человек, который стал для меня, можно сказать, вторым отцом. Сразу после выпускного экзамена я поехал к нему в Симферополь. «Таврия» играла в первой союзной лиге, но позже вылетела во вторую. Я провёл 3 года в этой команде - сыграл за неё больше ста игр, забил больше 20 голов (я играл на позиции атакующего полузащитника, «под нападающими») и очень сильно вырос за это время, как игрок.

Позже Анатолий Коньков стал главным тренером «Шахтёра», и в 1988 году я тоже перешёл в «Шахтёр». В Донецке я почти сразу попал в основной состав команды и играл за горняков до самого конца проведения чемпионата СССР, который произошёл вместе с развалом страны.


Гол в ворота Черчесова

Я играл в чемпионате Советского Союза против многих легендарных футболистов того времени. Для любителей футбола со стажем каждое имя, которое я назову, будет звучать, как песня: Блохин, Черенков, Гаврилов, Дараселия, Чивадзе, Кипиани, Оганесян, Заваров, Дасаев...

В этой связи интересно вспомнить матч из последнего чемпионата СССР, сезона 1991-го года. 2 мая мы принимали дома, в Донецке, московский «Спартак». Первый гол нам забил дальним ударом Валерий Карпин, нынешний главный тренер сборной России. А потом, после подачи углового, я забил ответный мяч в ворота, которые защищал не кто иной, как нынешний главный тренер сборной Казахстана Станислав Черчесов.

После Союза

После развала Советского Союза мы с одноклубником Алексеем Кобозевым уехали в Австрию. Год отыграли там за команды первой лиги «Санкт-Пёльтен» и «Флоридсдорф». При этом меня всё время тянуло назад в «Шахтёр». Поэтому, когда мне позвонил тренер Валерий Яремченко и позвал обратно, я, недолго думая, вернулся в Донецк и оставался там с небольшими перерывами вплоть до 2014 года.

В самом конце своей карьеры игрока я ещё немного поиграл в Первой лиге России за «Волгарь-Газпром» и «Газовик-Газпром-Ижевск». Там собралась очень хорошая команда из опытных игроков, на наших матчах 30-тысячный стадион в Астрахани заполнялся всегда до отказа, и я вспоминаю тот период с большой теплотой.

Селекционер

После того, как я завершил свою карьеру игрока, мне поступило новое приглашение в Донецк. Президент футбольного клуба «Шахтёр», Ринат Ахметов, принял решение создать большой селекционный отдел. В эту команду он собрал футболистов, которые ранее выступали за «Шахтёр» и теперь завершили свою карьеру игрока. И мы начали селекционную деятельность. Через полгода (а может, и раньше) мы вчетвером отправились в поездки по разным странам: побывали в Южной Америке – Бразилии, Аргентине, а затем провели много времени в странах Европы - Сербии, Болгарии, Венгрии, Польше. За время своей работы в селекции, а это почти четыре года, я, возможно, налетал больше, чем многие пилоты: едва приземлялись в Донецке, как почти сразу вылетали обратно. Мы активно следили за игроками, посещая главные дерби каждой страны, такие как, например, матчи «Црвена звезда» с «Партизаном». Наша цель заключалась в том, чтобы узнать каждого потенциального футболиста, заслуживающего внимания.

В Бразилию мы летали и на три недели, и на месяц. Там мы тоже были на топовых матчах - Сан-Паулу, Коринтианс, Сантос, Палмейрас...

Из «Атлетико Паранаэнсе» мы подписали двух игроков - Жадсона и Фернандиньо, Элано увидели в «Сантосе». Это всё было довольно увлекательно, так как важно было следить за всем происходящим и делать правильные выводы, чтобы не ошибиться в выборе. Наша команда селекционеров сумела собрать в клуб множество талантливых футболистов из разных стран, таких как Дарио Срна, Резван Рац, Хюбшман, Элано, Жадсон, Фернандиньо, Тейшейра, Дуглас Коста. Многие из них долгое время выступали за «Шахтёр», а затем были выгодно перепроданы в другие европейские клубы. И именно с этими игроками донецкий «Шахтёр» добился одного из самых больших достижений в своей истории - в 2009 году клуб выиграл Кубок UEFA.

Какá

Когда мы прилетели в Сан-Паулу, нас привезли в офис футбольного клуба и бразильские специалисты, которые с нами работали, стали предлагать футболистов из своих заранее подготовленных списков. Наверное, подумали, что приехали какие-то молодые, неопытные лохи, и можно им «впарить» кого угодно. Но мы же только закончили играть, и тоже понимали футбол. Отвечаем, что хотим прежде посмотреть на игроков, что называется, в деле. Помню, приехали на стадион, начинается матч. И видим, что те игроки, которых нам предлагали, ничего на поле не показывают. Смотрим игру дальше: футболист в середине поля играет. Он «забрал» себе центр поля, раз за разом обыгрывал по нескольку игроков соперника, гол забил. Быстро просмотрели его досье: молодой, лет 19-20. Ну и всё, после игры говорим: извините, ваши кандидаты не годятся, мы хотим вот этого.

Они отвечают: нет, на него уже «Милан» претендует, уже полгода за ним смотрит, готовят трансфер, изучают все его привычки, что ест, что пьёт и тому подобное, и стоил он по тем временам сумасшедшую сумму - 20 миллионов. Это был Какá, впоследствии ставший одним из ключевых игроков «Милана» и получивший «Золотой мяч» лучшего игрока Европы.

Тренер

Осенью 2006 года Академию «Шахтёра» возглавил Хенк ван Стее, специалист из Голландии. Он предложил нам, занимавшимся селекцией, перейти на тренерскую работу. Я согласился и стал ассистентом тренера в команде «Шахтёр-3», где выступали все наши выпускники, завершившие академию. У нас играли ребята в возрасте 17-19 лет вместе с более опытными игроками. Многие из этих молодых игроков в дальнейшем продолжили карьеру в различных командах украинской Премьер-Лиги. В общем, это был мой первый тренерский опыт.

В декабре 2010 года я был приглашён в тренерский штаб мариупольского «Ильичёвца», в котором проработал где-то месяцев 5 вторым тренером, а потом меня поставили главным тренером. С последнего места в турнирной таблице нам удалось подняться на 10-е, и мы сохранили прописку в Премьер-Лиге, такого результата от нас никто не ожидал. При этом команда состояла почти полностью из моих воспитанников, молодых футболистов, которых мы тренировали.

После ухода из «Ильичёвца» я занимал должность заместителя директора академии «Шахтёра». Принял команду U-17, c которой мы выиграли чемпионат Украины в этой возрастной категории. И у нас в команде играли такие игроки, как Михаил Мудрик и Анатолий Трубин. Первый сейчас выступает за английский «Челси», второй – за португальскую «Бенфику».

2014 и 2022

В 2014 году наступили тяжёлые времена: произошли события сначала на майдане в Киеве, потом в Крыму и на Донбассе. Наша Академия «Шахтёра» переехала под Киев, в село Счастливое. Нам тогда сказали: сейчас уедете на пару-тройку месяцев и потом вернетесь, это ненадолго. Мы уезжали последними, всё ещё надеясь, что ситуация вот-вот наладится. Но это продолжается до сих пор...

«Шахтер» вообще можно назвать самым пострадавшим в результате военных действий футбольным клубом Украины. Ещё весной 2014 года команда играла на суперсовременной «Донбасс Арене» свои еврокубковые матчи, а уже осенью того года представить себе такую ситуацию стало невозможно. Стадион, где проводились матчи в присутствии более чем пятидесяти тысяч зрителей, с тех пор пустует. Более того, он подвергался постоянным обстрелам и получил многочисленные повреждения из-за попадания снарядов. Я это всё видел своими глазами. Это очень тяжело.

Супруга и дети переехали со мной под Киев. Всё наше имущество, недвижимость пришлось бросить в Донецке.

Ещё восемь лет я жил в Украине, тренировал разные команды в Киеве, Ужгороде, Виннице. Потом наступило 24 февраля 2022 года.

Когда началась война, я был в Турции, на сборах с командой «Нива» из Винницы. Супруга Марина и младшая дочь Мария были в Киеве, а старшая дочь Алёна с мужем - в Харькове. Я не спал ночи напролёт, пока они не добрались до Винницы, где у меня была служебная квартира. Потом, когда вернулся, мы с супругой и младшей дочерью уехали в Германию.

Боль

Я очень скучаю по Донбассу, я прожил там около 30 лет, сыграл больше 300 матчей за донецкий «Шахтёр», реализовал себя там, как футболист, работал тренером.

Я переживаю за Украину и за всё, что сейчас там происходит. И когда я говорю про это, у меня ком в горле, я не могу много говорить. Поверьте мне, люди устали от всего этого, очень устали.

Полтора года назад у меня умерла мама, которая оставалась в Керчи, а я даже не смог поехать на её похороны. Но я надеюсь, что мама меня простит.

В Актобе

Меня пригласили работать в Казахстан, и 23 декабря 2023 года я прилетел в ваш город - меня попросили помочь футбольному клубу «Актобе» в селекционной работе: всё-таки, у меня был опыт. Потом я работал с молодёжной командой ФК «Актобе».

Уже здесь я познакомился с сотрудниками футбольного клуба «Актобе» и с акимом Актюбинской области Асхатом Шахаровым. Когда мне сказали, что глава региона хочет со мной поговорить, я был удивлён и, конечно, взволнован. А он приехал, и мы беседовали с ним часа три. Просто и обо всём. И знаете, я могу сказать: видно, что он любит футбол и болеет душой за команду «Актобе». И, самое главное, что он, как бывший спортсмен, понимает все проблемы клуба.

В этом сезоне мы смогли взять Кубок и выиграли бронзовые медали Чемпионата. Конечно, и мы, футболисты, и наши болельщики хотели добиться большего. Если бы не было необязательных потерь очков в середине чемпионата, и если бы не отпускали своих лидеров до завершения сезона, всё могло быть по-другому. Но события уже произошли так, как произошли, и их исход нельзя изменить.

О дальнейших планах

В декабре мы посмотрим нашу местную молодёжь, иностранцев пока не будет: здесь пока нет возможности для полноценных тренировок в зимнее время, и потому нет смысла им приезжать. Я буду наблюдать за второй командой и следить за молодыми игроками. Сборы начнутся с 10 января и продлятся до марта, в зависимости от даты начала чемпионата. Мы, как всегда, проведём два сбора в Турции.

Первая игра сезона, вероятно, будет с алматинским «Кайратом» за Суперкубок. Поэтому мы начнем общую подготовку с первого сбора, а ближе к игре уделим больше внимания Суперкубку. Все усилия будут направлены на то, чтобы привезти этот трофей в Актобе.

Что касается состава, пока не могу ничего сказать. Скорее всего, изменения будут минимальными, и большинство нынешних игроков останутся в команде. Основной костяк точно сохранится, но возможны изменения в зависимости от регламента. Количество легионеров может варьироваться, и мы ждем решения Федерации футбола Казахстана. Будем наблюдать за тем, кто возглавит организацию и сколько команд будет участвовать в чемпионате - четырнадцать или шестнадцать. Это всё ещё под вопросом, и в будущем это повлияет на состав команды. Мы будем исходить из ситуации и стремиться привлечь в команду высококлассных футболистов. Мы ставим себе самые высокие цели на следующий сезон.

Город по душе

Я себя чувствую так, будто прожил в Актобе много лет – настолько здесь уютно и комфортно. Город мне очень по душе. Он чем-то напоминает мне Донецк, куда я приехал совсем молодым. Я люблю гулять пешком по проспекту от нашего стадиона до православной церкви, которая рядом с мечетью и развлекательным центром.

Здесь приветливые люди. Я ценю простоту общения, а горожане здесь действительно открытые.

Ещё я заметил, что актюбинцы очень болеют за свои команды и любят спорт в целом. Например, я был впечатлён тем, как местные болельщики вели себя на финале Кубка Казахстана по волейболу.

Что касается футбольных болельщиков, то могу сказать, что мне доводилось наблюдать, как болеют фанаты в разных странах - Германии, Испании, Бразилии и Аргентине. Особенно я запомнил аргентинских болельщиков: был на матче «Бока Хуниорс» против «Ривер Плейта», и это было нечто невероятное. Уверен, что ваши поклонники футбола ничем им не уступают. Фанаты здесь энергичные и мощные: они создают такую атмосферу на стадионе, при которой играть вполсилы становится невозможно. Либо ты выкладываешься полностью, либо не выходишь на поле вообще. Эта атмосфера уникальна, болельщики просто потрясающие, и я им благодарен. Все матчи, проведенные здесь, оставили незабываемые воспоминания. Когда я нахожусь на стадионе, до отказа заполненном зрителями, это чувство трудно передать словами, но оно просто захватывающее.




Автор: Марат Танкаев

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930