«Вяжешь, считаешь эти петли - и погружаешься в такое спокойствие ума»
Юлия УРЕКЕШОВА, координатор клуба «28 петель» в Актобе
Это было ровно 7 лет назад, летом. Я обучалась в одном социальном проекте по семейной психологии. В нашем городе набралась группа, и мы обучались очно. В середине проекта у меня появилась мысль: чем же я могу помочь нашем городу, чем могу быть полезна людям? Я вяжу с детства, хорошо разбираюсь в пряже, умею обучать, поняла, что мне бы хотелось задействовать свои навыки.
Я узнала о клубе «28 петель», где вяжут для недоношенных детей, и подумала, что это как раз моя тема, и я могла бы здесь быть полезной. Заглянула в «Инстаграм», изучила эту тему и связалась с организатором клуба. Сказала, что могу все организовать, знаю, где купить пряжу, хорошо вяжу. Мне ответили: «Хорошо, давайте работать».
О том, как все начиналось
Но так как это было лето, пора отпусков, то для себя я определила дату начала работы нашего клуба – 1 октября. В своем «Инстаграме» написала пост, что приглашаю к себе на кухню желающих вязать для недоношенных детей. И ко мне пришли три моих подписчицы, три подруги.
Я связала комплект одежек, чтобы наглядно показать им, как это выглядит. Подготовилась, чтобы дать ответы на все возникающие вопросы. Вот так мы сели на кухне вязать, общаться, пить чай. И оказалось, что одна из моих подписчиц напрямую знает заведующую отделения реанимации нашего первого роддома. Более того, сама время от времени вяжет шапочки, носочки, и туда отвозит. При нас она связалась с заведующей, которая, кстати, до сих пор работает в отделении реанимации, и нам сказали, что будут очень рады вязаным одежкам.
В первую встречу мы вышли на врача, который в курсе всего этого, а ведь далеко не все врачи готовы с распростёртыми объятиями принимать волонтеров клуба «28 петель». Уже через три недели вещи, которые девочки навязали, я повезла в первый роддом.
Большую часть времени мы вяжем дома, но также собираемся и в общественных местах. Как правило, это кафе, иногда летом можем в парке собраться на лавочке, на аллее, чтобы люди видели нас. Вот такая реклама клуба получается.
Редкое спасибо
Мамочки нас благодарят крайне редко, если учесть, что в месяц мы отвозим порядка 20-40 комплектов. У нас два роддома - в поселке Новый и первый роддом. В первом роддоме отделение побольше, туда чаще приезжаем, а в Новом маленькое отделение, мы туда раз в два месяца передаем комплекты. И при этом даже не раз в месяц, а намного реже кто-то говорит спасибо. При том, что в каждый комплект мы вкладываем брошюрку, чтобы мамы понимали, откуда это.
1 ноября - Международный день недоношенных детей, и нас медики приглашают на открытое мероприятие, куда зовут и мамочек с уже подросшими недоношенными детьми. И вот там мы реально можем с этими мамами контактировать, и нам часто говорили: «Мы думали, что ваши комплекты – это от государства помощь такая». Кто-то думает, что это медсестры и санитарки по ночам вяжут, чтобы одеть недоношенных детей. И тогда мы поняли, что нужна какая-то информация о нас. Сделали брошюрки, в которых есть наш «Инстраграм», информация о нас. А еще памятка о том, как носить эти вещи, о пользе шерстяных вещей для недоношенных деток.
Иногда мамочки с нами списываются, созваниваются и предлагают оказать помощь в виде пряжи, потому что пряжа у нас лишней никогда не бывает. Пряжа нам очень нужна.
О задачах и новичках
Я не считаю, сколько комплектов связала, да и задача координатора не столько вязать, сколько координировать работу клуба. Я выхожу на связь с медиками, отвожу комплекты. Моя задача также контактировать с новыми людьми, чтобы им комфортно было влиться в коллектив. Еще у нас есть координатор по обучению новичков Галина Алексеевна. Поэтому я должна скоординировать работу клуба так, чтобы и у меня не было выгорания, и работа не прекращалась. А в октябре будет уже семь лет нашему клубу.
Бывает так, что за полгода один человек придет, а иногда в месяц сразу трое вольются в команду. Абсолютно по-разному приходят новички.
Это дело добровольное. Возможно, человек сразу пришел с мыслью о том, чтобы научиться бесплатно, а научившись вязать шапочки, плед и распашонку регланом, можно же и себе вязать. А может, человек недооценил свои возможности. Оказалось, что он не в силах связать больше одного комплекта. Ну, не готов он вкладываться, тратить время, ходить на посиделки.
Очень важно создать в клубе такую доброжелательную атмосферу, чтобы люди, которые пришли вязать, понимали, что нашли единомышленников. Ведь мы очень душевно на посиделках общаемся. Вязальщицы наши понимают, что в жизни им не хватало такого общения, и тогда они остаются здесь на годы.
Только не о политике
Обо всем говорим на встречах, только не о политике, у нас на это запрет. Обычно это вязание, ведь у нас есть люди, которые вяжут всю жизнь, и нам интересно обсудить свежие тренды, узоры, особенно если кто-то пришел в новой вязаной вещи. Вторая тема – это цветоводство и огородничество. Третья тема - кулинария. Но и здоровье, йогу, тренажерные залы тоже обсуждаем.
У нас есть вязальщицы самого разного возраста. Вот в мае пришла волонтер с мамой вместе. Маме 81 год, она приходит к нам за тёплой и душевной беседой.
Всегда в тренде
В моем окружении вязание не утратило актуальность. В моем гардеробе очень много вязаных вещей, и это не то, чтобы они имели несовременный вид. Сейчас очень много моделей, брендов, представленных трикотажными вещами. Просто это все связано на машинке, а мы вяжем вручную. Если посмотреть те же показы мод, там есть вязаные платья, кардиганы, свитера. Мне кажется, это никогда не уйдет из моды.
На заказ вязать не интересно
На заказ мне вязать не интересно. Понимаете, я вот буду вязать свитер две недели, а вы готовы отдать за это половину своей месячной зарплаты? Ну, конечно, нет.
Нужно понимать, что ручной труд не может стоить дешево. Сейчас можно купить свитера из акрила, даже не из шерсти, за 15-20 тысяч. А я только пряжу на свитер беру итальянскую за 20 тысяч тенге. А еще за работу. Я считаю, что такой свитер должен стоить 40-50 тысяч тенге. Не думаю, что люди готовы отдавать такие деньги.
Со спицами с детства
У меня мама вязала. Она научилась вязать лет в 30. Я и моя сестра были буквально обвязаны с ног до головы. В те годы, когда все было в дефиците, у нас были очень красивые вещи. Глядя на маму, уже лет в восемь у меня возникло желание взять в руки спицы. Потом я научилась самостоятельно по книжке вязать крючком. В моем подростковом возрасте была в моде аэробика, гетры, так вот я вязала себе эти гетры, хомут на шею, мне было интересно связать шапку с большим помпоном. В студенческие годы однозначно было дешевле связать себе модный свитер или мини-юбку резинкой. Потом появились дети, стало интересно вязать для них.
Работа холодного времени года
Это же как медитация. Сидишь, считаешь эти петли, узор, чтобы ничего не напутать, и погружаешься в такое спокойствие ума...
В отличие от шитья, любую вязаную вещь можно распустить и переделать. Были у меня случаи, когда вещи носились несколько лет, потом я понимаю, что эта модель мне надоела, распускаю ее и вяжу новую вещь.
Летом сложно заставить себя вязать. Это в основном работа холодного времени года, потому что нет огорода, меньше движения, хочется сидеть в тепле, и тогда лучше и больше вяжется.
Единомышленники научат
К нам приходят взрослые женщины, которые хотят научиться вязать. Но было бы желание, терпение, а всему можно научиться.
Есть ролики в YouTube, но всем хочется вживую, чтоб показали. Насколько я знаю, курсов в городе у нас нет. Надо идти к единомышленникам, а это мы. На встречах мы бесплатно обучаем, делимся опытом, лайфхаками. Я считаю, что это бесценный опыт.
Беседовала Ольга ЕРЕМЕЕВА
Автор: