В акимате не знают, куда делись 53 миллиона тенге
Крупная компания выделила деньги на «строительство инженерных сетей и благоустройство двора жилого дома в микрорайоне Батыс-2». Однако, когда общественники решили увидеть «подарок» горожанам своими глазами, ни в областном, ни в городском акиматах не смогли уточнить, о чем именно идет речь.
Артур САЙЫН
Команда общественного фонда «Решимость и единство действий» решила провести свое расследование, пишет @aktobe_times Общественники пытаются выяснить, как акимат Актюбинской области использует деньги крупных компаний и заводов. Хотя регион богат нефтью, газом, хромом и прочими полезными ископаемыми, в ОФ «Решимость и единство действий» считают, что распределение доходов от продажи достояния народа не совсем справедливо. Недропользователи выделяют баснословные суммы на социальное развитие региона, но на что в итоге были потрачены эти деньги – отследить практически невозможно.
Где 53 миллиона?
Компании должны отчитываться о своих расходах на портале «Единая государственная система управления недропользованием республики Казахстан» (ЕГСУ). Однако за последние два года там сведений нет, но это не помешало общественникам изучить предыдущие периоды и найти подозрительные несоответствия.
Так, в 2018 году на основании меморандума о взаимном сотрудничестве между акиматом Актюбинской области и ERG, АО «Казхром» передало почти 53 миллиона тенге ТОО «ТехноГруппСтрой» на «строительство внешних инженерных сетей и благоустройство дворовой территории 90-квартирного жилого дома в мкр Батыс-2 г. Актобе».
- Нет никакого конкретного адреса дома и сведений, что именно было сделано. Мы подавали запросы в профильные ведомства акиматов Актюбинской области и города Актобе, чтобы получить информацию. Но ни одно управление областного акимата, так и отделы города Актобе не знают, где этот проект был осуществлён (копиями ответов располагает редакция «АТ». – Авт.) - недоумевает председатель общественного движения «Экологическое сообщество Актобе и региона» Мурат Жакиев.
Подозрительные фонды?
На социальные развитие регионов компании выделяют средства еще и с помощью различных фондов: ОФ «Парыз», ОФ «Асыл Рух Актобе», ОФ «Қамқорлық -2019». Отчеты об этом также должны отражаться на портале ЕГСУ, но опять же, на что именно были потрачены деньги, выяснить общественникам не удалось. Мало того, когда они перепроверяли через реестр НПО доходы и расходы вышеназванных организации, то не нашли те миллионы, которые они получали от компаний.
- Недропользователи свои условия соблюдают, на социальные нужды выделяют деньги. Но, самое странное: в базе НПО мы пробивали эти фонды, (которые деньги получали) и не нашли соответствующего отчета за нужный период. Например, в 2020 году на приобретение медицинских препаратов и оборудования через фонд ОФ «Асыл рух Актобе» АО «Казхром» выделило 200 миллионов тенге. Но в реестре НПО никаких отчётов этой организации нет, а по закону должны отчитываться. Вот смотрим дальше: в 2017-ом году фонд «Парыз» получил 589 миллионов тенге на строительства дворца школьников в городе Актобе – в базе данных НПО отчета нет. Конечно, вызывает вопросы, как эти деньги расходуются на самом деле, - продолжил Жакиев.
«Возникает вопрос о справедливости»
Недропользователи также производят отчисления на социально-экономическое развитие региона напрямую в бюджет по коду бюджетной классификации 206114. В этом случае акимат сам распоряжается поступившими средствами, но как именно, непонятно, поскольку в отчете на портале ЕГСУ отражается только сумма.
- Здесь общественность не имеет никакого допуска, акимат же не отчитывается, - говорит Мурат Жакиев. - Суммы тоже здесь большие, и возникает вопрос о справедливости. Вот возьмите Темирский район: там ведь 9 нефтяных компаний работает, в итоге с 2016 по 2020 годы они около 3 с половиной миллиардов тенге начислили в областной бюджет, но в Кенкияке, Сарколе до сих пор есть проблемы с водой, поселки не развиваются. Хотя основной экологический урон падает на них. По большему счету эти деньги должны вливаться в дороги, больницы этих сел.
Написали президенту
ОФ «Решимость и единство действий» ранее отправил запрос на имя прежнего акима Актюбинской области Ондасына Уразалина с просьбой предоставить копию меморандума (о социальной ответственности между акиматом и ERG) а также результаты выполненных работ общественных организаций, получающих финансирование с 2016 года по сей день. В ответ акимат посоветовал обратиться к этим фондам напрямую, а меморандум почему-то не предоставил. Тогда актюбинцы написали письмо президенту Казахстана с аналогичной просьбой. На что аппарат президента спустил обращение снова в акимат Актюбинской области. Теперь запросом занимается департамент внутреннего государственного аудита по Актюбинской области.
«Нам нужна прозрачность»
Вопрос справедливого распределения доходов от продаж полезных ископаемых волнует не только нашу общественность. В начале двухтысячных занимавший пост-премьера Великобритании Тони Блэр представил инициативу прозрачности добывающих отраслей (ИПДО) – мировой стандарт, который должен помочь сделать деятельность нефтегазовой и горнодобывающей отраслей промышленности прозрачной. В 2005 году инициативу решили реализовать и в Казахстане с подачи первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. С тех пор стандарты ИПДО стали обязательными и нашли свое отражение в казахстанской нормативной-правовой базе.
Сейчас в мире насчитывается более 50 стран, внедривших ИПДО. Каждые несколько лет требования стандарта ужесточаются, а государства проходят так называемую валидацию – то есть правительства должны подтвердить, что требования ИПДО неукоснительно исполняются. В противном случае, если государство не демонстрирует прогресс, его могут отстранить от ИПДО. Казахстан может ждать та же участь, и в этом может видеть выгоду нефтяное лобби в правительстве.
- Мы видим, что за последние годы отчетов до сих пор нет на портале ЕГСУ, - говорит Мурат Жакиев. - А заседание национального совета по ИПДО в этом году было только один раз. Возможно, концы прячут, не хотят продвигать. В нормальных странах есть штабы, органы, которые конкретно занимаются ИПДО, где выделено финансирование, а у нас занимается министерство индустрии и инфраструктурного развития, у которого полно своей работы. Так что продвижение ИПДО очень сильно тормозится со стороны нашего правительства. Нам нужна прозрачность, ведь не только компании должны обогащаться, но и население должно получать ощутимый эффект от продажи той же нефти. В самом стандарте оговорено, что должно быть справедливое распределение доходов: то есть надо делиться с населением.
О том, что в Казахстане, вопреки стандартам, продолжают скрывать значимую информацию, связанную с недропользователями, ранее говорила директор НПО «Эхо» Мария Лобачева:
- С января 2021 года должна быть опубликована информация о заключённых контрактах и выданных лицензиях. Но, к сожалению, пока что эта информация не выдается. Мы добиваемся того, чтобы это стало доступным. Вопрос также касается конечных бенефициаров или же конечных владельцев компаний. Когда мы говорим о компаниях, очень часто мы не знаем о лицах, стоящих за ними: кто получает прибыль от компании, кто стоит за принятием решений. Эта информация также должна раскрываться, но этого пока нет, - говорила Мария Лобачева в июне этого года.
«Наши на это забили»
Директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин уверен, что Казахстан потеряет инвестиционную привлекательность, если стандарты ИПДО не будут должным образом реализованы:
- ИПДО создана показать бизнесу, что страна инвестиционно привлекательная, открытая. Это содействует имиджевой части Казахстана, но как мы видим, наши на это забили. Поэтому ни о каком разговоре, что они что-то не успевают сделать, нет. Это намеренное торможение, гигантские средства уходят непонятно куда, - считает Александр Мандрыкин.
Автор: