Что скрывают от народа актюбинские недропользователи?

Что скрывают от народа актюбинские недропользователи?


«Сумасшедшие» деньги на полезных ископаемых делают в Актюбинской области, - считают общественники. Добывающие компании обвинили в утаивании информации о тратах на развитие региона.

Артур САЙЫН


В Актюбинской области работают сотни компаний-недропользователей, которые добывают полезные ископаемые и получают от этого доходы. Население нашего региона давно задается вопросом: «Что народ имеет от продажи чёрного золота и ценных металлов?» Так, 31 мая общественники, активисты и чиновники пытались найти ответ на этот вопрос на круглом столе, в котором участвовал репортер @aktobe_times

В 2005 году Казахстан присоединился к инициативе прозрачности добывающих отраслей (ИПДО). Смысл этой инициативы - как раз в выведении на чистую воду деятельности нефтегазовой и горнодобывающей отраслей промышленности.



- Инициатива прозрачности добывающих отраслей – это общемировой стандарт, который способствует эффективному управление добывающих секторов стран, - выступает посредством Zoom из Алматы директор НПО «Эхо» Мария Лобачева. - ИПДО - это инструмент, который дает нам, жителям страны, гражданскому обществу, СМИ возможность получить информацию о добывающем секторе и участвовать в обсуждении проблем. На сегодняшний день в ИПДО участвует 56 стран по всему миру. Одно время участвовали США, но под воздействием мощных лобби добывающих компаний они вышли из этого процесса.

Самое главное, как отмечает Лобачева, что при ИПДО раскрывается сведения, которые доступны гражданам не только Казахстана, но и всего мира. Например, об объемах добычи, потенциальных запасах, объемах экспорта. Сколько та или иная компания заплатила таможенных пошлин, сколько выплатила социального налога и так далее.

- Ну, конечно, особый интерес представляют социально–экономические расходы, - дополнила М. Лобачева. - Согласно нашему законодательству, компании должны выделять деньги на социальное и инфраструктурное развитие областей, и эта информация должна раскрываться.

Информация не выдается

Конечно, не все так гладко: несмотря на требования, которые предполагает ИПДО, некоторые важные данные до сих пор хранят в тайне от народа.

- С января 2021 года должна быть опубликована информация о заключённых контрактах и выданных лицензиях, - продолжила М. Лобачева. – Но, к сожалению, пока что эта информация не выдается. Мы добиваемся того, чтобы это стало доступным. Вопрос также касается конечных бенефициаров или же конечных владельцев компаний. Когда мы говорим о компаниях, очень часто мы не знаем о лицах, стоящих за ними: кто получает прибыль от компании, кто стоит за принятием решений. Эта информация также должна раскрываться, но этого пока нет, - отметила М. Лобачева.



ИПДО не развита в Актобе?

Следом слово взял член штаба экологического сообщества города Актобе и региона Мурат Жакиев. Он проанализировал открытые данные, которые публикуют наши недропользователи, и пришел к выводу, что ИПДО в Актюбинской области недостаточно успешно развивается. По его мнению, компании продолжают скрывать свои траты.

- Уровень жизни у нас в Актобе снижается, мы должны развивать ИПДО, но, просмотрев отчеты, мы видим, что от жителей очень многое скрывается, - говорит Мурат Жакиев. - Мы проанализировали четыре крупные компании: ТОО «Казах Ойл Актобе», ТОО «Актюбинская медная компания», «Казхром» и ТОО «Казахтуркмунай». Для примера: участниками компании «Казах Ойл Актобе» являются «КазМунайГаз» и китайская компания Caspian Investments Resources Ltd (Sinopec). «Казах Ойл Актобе» за 2020 год выплатила 8 миллиардов тенге государству, остальные компании не отчитывались почему-то, хотя там тоже есть государственное участие.

Далее Жакиев затронул тему о так называемых экологических налогах. Это деньги, выделяемые за воздействие предприятий на окружающую среду:

- Есть платежи за пользование водными, земельными ресурсами, за эмиссию в окружающую среду и так далее. Мы снова взяли 2020 год. Суммарно, если взять эти компании, они выплатили почти 3 миллиарда тенге. Куда эти деньги должны уходить? Логично, что на мероприятия, связанные с охраной окружающей среды. Мы хотели узнать, на что эти деньги именно были потрачены, но не нашли информации и подали запрос в управление природных ресурсов. Наше письмо адресовали в управление индустриально-инновационного развития. Нам ответили в итоге, что план мероприятий по охране окружающей среды на трёхлетнюю перспективу введен в новом Экологическом кодексе от 2 января 2021 года. В предыдущих нормативно-правовых актах этого не было. Отсюда вопрос: как распределялись средства от оплаты эмиссии и штрафы по экологии? Неясно. Также мы запрашивали информацию напрямую от недропользователей. Некоторые поделились, но большинство остаются за железным занавесом, просто игнорируют нас!

Третья проблема, которую поднял Жакиев, касалась социальных инвестиций в регион от недропользователей. Активист обнаружил, что некоторые компании почему-то через, по его словам, «сомнительные фонды» оплачивают «подозрительные услуги». Например, некая компания оплатила долг за коммунальные услуги перед своей дочерней компанией. Другая же в 2020 году оказала помощь в борьбе с пандемией, но что именно купили на сумму более чем в 200 миллионов - непонятно.

- А представьте, если проанализировать другие годы, сколько таких темных мест найдем, учитывая, что у нас много таких компаний? – сказал Мурат Жакиев.

Кстати, о том, какой проект или услугу может оплатить компания в рамках социальных инвестиций, обговаривается между властями и самим предприятием. Общественники задаются вопросом: почему перед этим не проводят слушаний?

«Если нет отчетов, то есть риски»

Репортер «АТ» тоже ранее рассматривал отчет о социальных инвестициях компаний в Актюбинской области и увидел, что далеко не все они отчитываются о проделанной работе в заявленной сфере.

- Компании сдают отчеты в министерство энергетики или министерство индустрии и инфраструктурного развития. Министерства обязаны публиковать их отчеты. Но что касается портала единой государственной системы управления недропользованием, то там отчёты компании заполняют самостоятельно. Если имеются факты, что компании не отчитываются, и министерство не предпринимает никаких действий, это повод для достаточно серьезной общественной дискуссии о том, присутствует ли коррупция в добывающей сфере, - считает М. Лобачева.

На круглом столе присутствовали сотрудники управления индустриально-инновационного развития. О том, что недропользователи в Актюбинской области не всегда отчитываются, они не знали, и отметили, что ничего не могут поделать.



- Давайте я вам объясню, чем занимается наше управление. Мы ведем государственную политику в сфере реализации прав недропользователей в сфере общераспространённых полезных ископаемых. Это инертные материалы, которые используются в строительной сфере. О том, что вы сейчас говорите, эти компании добывают углеводородное сырье или твердые полезные ископаемые. Здесь уполномоченным органом является министерство энергетики и министерство инфраструктурного развития. Почему они не размещают информацию? Не знаем, наверное, не предусмотрена за это ответственность. Мы не можем от них требовать, есть закон, и мы им ограничены, - сказал заместитель руководителя управления Азамат Кудайбергенов.

«Актобе – это не нахлебник республики»



Экономист и политолог Ануар Нуртазин, выслушав озвученные проблемы, выступил со своим экспертным мнением:

- Вот у нас предстоит референдум. Любой референдум должен улучшать наше сегодняшнее благосостояние. Добиться изменения в экономике невозможно без прозрачности. Истина в том, что финансовые средства зачастую скрываются от нас: куда они приходят и куда они идут. Недостаток информации приводит к манипуляциям в статистике. А потом мы размышляем, почему у нас средняя зарплата составляет полмиллиона тенге, как было озвучено с самых высоких трибун. На что мы должны обратить внимание? У нас основные выплаты идут от тех компаний, которые находятся в центре, независимо от того, где они получают финансовую выгоду. То есть компании, например, получая основной доход с Атырауской, Мангыстауской, Актюбинской областей, отчитываются потом в Алматы или в Нур-Султане. Таким образом, у нас все регионы, за исключение некоторых, получают финансирование из республиканского бюджета. Что в корне неправильно!

Кто в действительности в Казахстане зарабатывает? Заработок не считается в тенге, а в валюте. Так вот, кто занимается экспортом, тот зарабатывает в валюте. У нас экспортёрами являются на самом деле 4 западные области Казахстана. Они приносят 90% валютной выручки. Вы посмотрите, какой процент от бюджета на сегодня получают эти области, – меньше 10%. Хотя приход от них 90%. Как так выходит? Вы должны знать, что Актобе – это не нахлебник республики, это одна из областей, которая за 30 лет сформировала огромный валовый валютный доход нашей страны. Каждый из нас должен иметь возможность спросить с высшей власти: где наши деньги? И что нас ждет в будущем? - высказался А. Нуртазин.

В конце встречи представитель управления индустриально-инновационного развития выразил мнение, что ситуация с открытостью в добывающей сфере изменится после референдума.

- 5 июня будет референдум и будут масштабные изменения, в частности, связанные с недрами. В Конституции написано, что недра принадлежат государству, в новой редакции будет следующее: «Недра принадлежат народу Казахстана». Это спустя 30 лет говорит о большом сдвиге. Хотя прозрачность, открытость давно должны были работать. Но прошло 30 лет, и мы пришли к этому. Да, есть критика в отношении «СНПС-Актобемунайгаз» и других компаний, хотелось бы, чтобы они делали больше для области. Думаю, что это вопрос времени, - заключил Азамат Кудайберегенов.

А руководитель ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин предложил разработать инициативу прозрачности карьерных разработок наподобие ИПДО.



- Информации о разработчиках карьеров вообще нет, из 86 таких компаний 20% имеют о себе какие-то данные. У остальных ничего - ни сайта, ни контактов. Возьмите Биршогыр, где щебёночные заводы варварски уничтожают ландшафты, ничего практически не оставили от палеовулканов. Хотя в Австралии далекой делают миллионы долларов за счет туризма. Такая инициатива, как ИПДО, нам необходима, с сегодняшнего дня мы должны заложить основы, - сказал А. Мандрыкин.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930