Борьба элит: кто расхищал могильники в Актюбинской области



Археологи вернулись с находками из Мугалжарского района. Несмотря на то, что курганы были разграблены, исследователи обнаружили новые артефакты высокой культуры древних кочевников – сарматов, воевавших с персами и Александром Македонским.

Анна КУЗЬМИНА

Актюбинские археологи продолжают изучать сарматские памятники Мугалжарского района. Территорию нашей области эти племена населяли в первом тысячелетии до нашей эры. Обнаруженные памятники относятся к тому периоду, когда у сарматов наиболее активно начинает происходить расслоение общества и формируется правящая воинская элита.

- Незадолго до формирования раннего железного века, в эпоху поздней бронзы, здесь были общества эгалитарные - равные. Была срубная культура. Все были практически равны, без явно выделенных богатых. Элита формируется тогда, когда в обществе появляются экономические излишки. То есть, к примеру, есть 100 человек в поселке, и у них есть несколько тысяч коров. Эти несколько тысяч коров и лошадей плавно перетекут в конечном итоге в руки небольшой группы, - объясняет кандидат исторических наук, археолог Арман Бисембаев. - Тогдашняя кочевая элита являлась сосредоточием необходимых культурных ценностей общества. И эта культура вела за собой основную массу населения, являясь организующим ядром в противостоянии внешним агрессиям.



Внешних агрессий в тот период было много. Объединяясь с племенами Приаралья, массагетами, сарматский союз сражался с персами. А после этого участвовал в столкновениях с Александром Македонским.

Памятников сарматских племен на территории Западного Казахстана, в том числе – и Актюбинской области, больше, чем памятников других периодов – каменного века, эпохи бронзы или Средневековья. На этот раз экспедиция исследовала могильник Жагабулак в Мугалжарском районе.

По всему Западному Казахстану

Сарматы – большой племенной союз тюрко- и ираноязычных народов. С 6-го века до н. э. и до начала первого тысячелетия новой эры они населяли огромную территорию от побережья Черного моря до Приаралья. Племена были кочевыми. Благодаря постоянным перемещениям, зимовкам на территории юга области и летним пастбищам на севере, их памятники сохранились во многих районах. Как рассказывает Арман Бисембаев, область можно поделить на 4 основных зоны их проживания.

- Территория области четко делится на несколько природно-географических локальных микрорайонов. Их можно проследить именно по водным источникам. Первый – вдоль Илека с юга на север, второй – вдоль рек Уил и Хобда, третий – в бассейне Иргиза и Ори, а четвертый – вдоль Темира и Эмбы, - поясняет историк. - В 2019-2020 годах мы работали по Уило-Хобдинскому микрорайону, где был памятник Таскопа, о котором долго говорили (главная находка из Таскопы – так называемый Актюбинский золотой человек, его реконструкция сейчас представлена в Областном историко-краеведческом музее. – Прим. авт.) А недавно мы вернулись из могильника Жагабулак, который находится в среднем течении Эмбы.

Захоронения разграбили много веков назад

Захоронения, которые изучались археологами, оказались разграбленными. Оскверненные могилы встречаются у нас довольно часто. Несколько лет назад археологи уже изучали захоронения возле Родниковки, пострадавшие от рук грабителей. И обворовали их не только наши современники, желавшие обогатиться, но и ближайшие родственники усопших.

- Это сейчас мы относимся к умершим с великим пиететом и почтением. А тогда это и было, и нет. Через 2-3 поколения после похорон близкие родственники грабили эти захоронения, - объясняет Арман Бисембаев. - Всегда находились отчаянные люди. Нередки были случаи, когда одна властная семья ущемляла своих сородичей. А потом она могла потерять свои властные полномочия, лидер мог погибнуть. И угнетаемые родственники начинали забирать власть. А могилы они грабили не с целью наживы, а для возмездия.

Почему не забрали все?

Жагабулак оказался разграбленным не полностью. Через несколько десятилетий после похорон умершего добраться до могилы было уже непросто. Хотя, тогда могильник ещё представлял собой целый архитектурный комплекс.

- У нас есть своя методика раскопок. Она сводится к тому, что наземную насыпь мы детально исследуем: как она была сложена, из чего состояла, как возводилась и так далее. Курган - это не просто земляной холм. Это древнее архитектурное сооружение, которое постепенно развалилось и превратилось в холм. Сарматы не возводили земляные насыпи. Они просто строили специальные «мавзолеи», многоугольные сооружения из земли, глины, камней, дерева. Они возвышались над землей в то время примерно, как сейчас мавзолей Абат-Байтак (реконструированный памятник архитектуры 14-15 веков, расположенный в Хобдинском районе области. – Прим. авт.). Сейчас эти мавзолеи реконструируются. Но если этого не делать, то они через тысячу лет превратятся в такие же земляные холмы. И мы будем думать, что это курган, - продолжает Арман Бисембаев.



После изучения наземной насыпи археологи исследуют могилы. Расчищают захоронения максимально аккуратно. Иногда попадаются скелеты самих грабителей.

- Грабители били узким лазом. Поэтому впопыхах среди земли они что-то не видели. Они грабили, когда всё уже было под землей. Они, как мыши, где-то светили факелами, где-то делали подпорки. И их зачастую заваливало, - поясняет исследователь.

Хоронили поближе к небу

Курганы раннего железного века обычно в профиль напоминают трапеции. По общим чертам они схожи между собой. Но, по сравнению с курганами скифов, – захоронения сарматов скромнее.

- На территории нашего региона самый крупный курган находится в соседней Западно-Казахстанской области рядом с месторождением Карачаганак и районным центром Аксай. Высота кургана - 16 метров. Он как современная пятиэтажка. А в Причерноморье, где жили скифы, есть курганы высотой 25-30 метров. Те племена были намного богаче. У них была выше концентрация людей, рабов, они нанимали греческих мастеров. Наши племена были победнее. Но в то же время сарматы тянулись за скифами, - отмечает Арман Бисембаев. - Курганы этого периода расположены в определенных местах. Земля же неравномерна. И эти курганы находятся на господствующей возвышенности. То есть в квадрате 10 на 10 километров курган окажется, скорее всего, на самом высоком месте. Здесь важна религиозная символика. Задача - похоронить умерших так, чтобы они оказались ближе к небесам и быстрее туда попадали.



Меч для боя и парадный кинжал

Несмотря на кочевой образ жизни, ремесла у сарматов были развиты хорошо. Археологи часто находят глиняные горшки, ювелирные изделия, оружие. Наряжаться они любили. Даже в бой.

- Это так называемый парадный короткий меч, акинак, - демонстрирует находку Арман Бисембаев. - У племен раннего железного века парадные мечи были и коротким (как наш), и длинными. Меч сделан из железа и аппликатирован золотыми пластинками.

- Он был удобен в бою? - недоумеваю, глядя на очень пафосный, но совсем не устрашающий кинжал.

- Конечно! Кинжалами и в Средневековье пользовались. Он прекрасно прокалывает доспехи. Если вы вспомните Иссыкского золотого человека, то у него тоже 2 меча, один из них короткий. Скифы тоже сражались вот такими короткими мечами. Да, на лошади с ним сражаться неудобно, не достанешь. Но они слезали с коней. Потом, уже после 5-го века, кочевники выработали новую тактику. Они меч удлинили до состояния метра. Таким было удобно достать пехотинца, находящегося на земле. Или рубить тех, кто закрылся щитами. А этим кинжалом не получится.

- А зачем нужна золотая аппликация?

- Как зачем? Элита. Зачем носят сумку «Биркин» за 30 тысяч долларов?

- Я не знаю.

- Я тоже. Но элита всегда стремится выделиться.

Ещё одна находка из разряда «для красоты» - золотые бляшки для одежды. Такими же расшит костюм Иссыкского золотого человека. Рисунки на бляшках самые разные – можно разглядеть лапки, головы животных и так далее.



Котел для еды – символ единства

- Мы нашли несколько бронзовых котлов. Это тоже символ власти, предмет, которым не пользовались каждый день. Древнетюркские племена, когда восхваляли своих каганов, говорили, что они хорошо кормили свой народ. Это написано на знаменитых стелах в честь Кюль-тегина и Бильге-кагана. То есть людям очень важно то, как о них заботятся правители. И это символ кормления своего рода. Конечно, каждый и дома может себе приготовить и поесть. Но для кочевников тоже важны праздники, тои, где собирались пировать все. Такой совместный прием пищи являлся символом единения с властью, - говорит историк.



Котлы археологи привезли вместе с землей. Благодаря химическим анализам они смогут выяснить, какие продукты готовили в котлах – мясные или молочные.

- Для производства бронзы в нашем регионе использовались не только медь и олово, но и другие металлы: мышьяк, сурьма, цинк, свинец, - всё, что угодно. А вот столовые приборы встречаются очень редко. В основном ели руками и ножами.



Волк как олицетворение качеств воина

Практически целым археологи нашли каменный жертвенник в форме столика. Кажется, что он всего лишь запылился.

- На поверхность этого столика капали кровь жертвенных животных, посвящая богам, духам, чтобы их умилостивить, задобрить, чтобы они были более благосклонны в человеческих делах, - поясняет археолог. – На поверхности жгли душистые травы. В современном православии есть обряд, когда поп ходит с дымящим кадилом. Это практически то же самое. Вообще, все наши современные элементы суеверия корнями уходят в глубокую древность. Мы просто это не фиксируем. А в целом всё оттуда, далеко-далеко.

Ножки жертвенника сделаны в виде головы волка. Изображения волков встречаются и на других предметах. Как и многие племена, сарматы почитали этих животных.

- Волк был символом воинской ярости. Животное очень хитрое, умное, с социальной иерархией. Животное находится рядом с человеком постоянно, но при этом не подчиняется вообще. Даже львы, цари животных, прыгают через горящие кольца. А волк этого никогда делать не станет! Это символ всех лучших качеств воина, - подчеркивает Арман Бисембаев. – У нас также находят жертвенники, которые показывают связь с сакскими племенами Семиречья, для которых священным животным был горный козел. На одном из жертвенников в экспозиции музея у нас есть горные козлы. Это является показателем далеких брачных связей.

Многое предстоит

В следующем году археологи надеются отправиться на раскопки к побережью Ори и Иргиза. Несмотря на то, что захоронения встречаются по всей области, находки разные, со своими уникальными деталями. Всё это поможет составить более точную картину сарматского общества.

Более подробно о культуре и жизни сарматского племени читайте в следующих номерах «Актобе Таймс».




Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930