На камерный концерт раскупили все билеты
Художественный руководитель и дирижер Али Ермекбаев рассказал, почему в оркестре не хватает музыкантов, и куда уезжают наши специалисты.
Елена РЫШКИНА
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
В областной филармонии в минувший четверг был аншлаг. Мужчины в строгих костюмах и утонченные девушки со скрипками в вечерних платьях в первых рядах оркестра. Некоторые скрипачки мило улыбались зрителям. Кто-то, наоборот, усердно смотрел в ноты. И весь оркестр, как один настроенный инструмент, которым управлял маэстро.
Камерному оркестру областной филармонии 13 лет. За эти годы музыканты объездили весь Казахстан. На недавней встрече с акимом области художественный руководитель и дирижер камерного оркестра Али Ермекбаев поднимал вопрос о грантах в музыкальном образовании.
- Сейчас многие поют, но профессиональных музыкантов мало, - говорит руководитель. - В среднем обучение длится минимум десять лет. Семь лет в музыкальной школе, четыре года – колледж, еще четыре года – консерватория. И выходит дипломированный специалист. Но зарплата у него маленькая, нагрузка тоже. Не у всех хватает терпения работать в этой сфере. Я считаю, нужно больше выделять грантов для Актюбинской области. Обучать наших специалистов за счет государства, и чтобы, окончив учебное заведение, они возвращались обратно.
К сожалению, состав в камерном оркестре неукомплектованный. Не хватает многих инструментов.
- У нас нет гобоя, флейты, контрабаса, виолончели, - перечисляет маэстро. – В районах тоже нехватка музыкальных кадров. Нет таких инструментов, как фортепиано, скрипка, не говоря о духовых. Эти вопросы должны решаться на уровне министерства. Нужно уделять больше внимания музыкальным школам. В сорок третьем году открыли музыкальную школу. И за это время фактически нет новых. У нас как было три музыкальных учебных заведения и школа имени Казангапа, так и остается. Для города такого количества совсем мало. Во второй школе учится двести человек, в первой – триста, в школе Казангапа – пятьсот-шестьсот детей. А что такое для области полторы тысячи человек? Капля в море. К примеру, в Караганде более двадцати школ. В Уральске семь музыкальных, хотя город меньше. К тому же, у них есть симфонический, камерный, духовой, народный оркестры.
Филармония держит тесный контакт с музыкальным колледжем. После получения среднего образования молодежь уезжает учиться в Астану. И, увы, большинство молодых людей остается в столице. Редко кто возвращается обратно.
- Многие проблемы в оркестре идут из-за нехватки кадров, - отмечает Али Ермекбаев. - Не возвращается актюбинская молодежь по многим причинам: в Астане выше зарплаты, больше возможностей. Ну что такое для нашей области, в которой проживает более миллиона человек, пятьдесят грантов на все специализации: музыковеды, скрипачи, духовики? К примеру, учатся четыре духовика. Неизвестно, кто из них закончит, пойдет ли дальше, выберет ли эту профессию и, к тому же, вернется обратно. И эти три-четыре человека «растворяются». В этом году из Актобе уехали две солистки.
Одна из них – Ангелина Югай, лауреат международных конкурсов в Санкт-Петербурге. А за шесть лет мы сделали такой шикарный репертуар! И многие актюбинцы приходили именно на ее концерты. Хорошо, в этом году к нам пришли три человека. Так что укомплектовать оркестр очень трудно. Уже не говоря о таких понятиях, как открыть театр-мюзикл, музыкальной комедии или оперетты. Представляете, какой там должен быть состав: кордебалет, оркестр, вокалисты. Конечно, театр музыкальной комедии необходим нашему городу. Оперетта – жанр для всех интересный и легкодоступный.
Чтобы привлечь зрителей, камерный оркестр стал менять свой формат.
- Например, был у нас концерт, посвященный будущим мамам, - вспоминает Али Ермекбаев. – Своеобразная музыкотерапия. Очень много женщин в положении пришли послушать такую музыку. Был у нас проект «О любви на разных языках». Мы использовали итальянские, французские, русские композиции. Зрителя всегда надо чем-то удивлять.
В последнее время филармония стала активно рекламировать свои мероприятия через социальные сети. И чувствуется эффект, считает руководитель камерного оркестра.
- Социальные сети очень помогают. Большинство молодежи сейчас черпают информацию только через Интернет. Есть люди, которые говорят: вот мы не знали, что у нас есть в городе камерный оркестр. Нам приятно, что у нас появляются новые зрители. Много работаем со школами. Недавно давали концерт в детском доме. Дети – самый тонкий зритель.
Следующим ближайшим проектом будет вечер барокко и романтизма. Большие надежды на наш конкурс вокалистов «Карлыгаш». Мы хотим, чтобы финалисты проекта выступали с живым оркестром. В прошлом году давали концертную программу «Музыка из любимых фильмов». В сегодняшнем концерте мы дополнили репертуар. Кое-что взяли из казахской музыки. Акцент делаем на ретро. Классика никуда не денется, людям всегда приятно услышать мелодии из старого советского кино. И мы рады, что сегодня все билеты раскупили.
Музыка из советского кино растрогала многих зрителей.
«Письмецо в конверте погоди, не рви…»
После концерта артистов филармонии «искупали» в бурных овациях.
Мария:
- Интересно, что в концерте были не только мелодии из старых фильмов. Мы услышали музыку из популярного мультика «Унесенные ветром», а также композицию Меладзе «Оттепель». И многие люди восприняли это. Мы - люди не культуры, но культурные, стараемся часто ходить на концерты.
Юлия Николаевна:
- Зал был полный, и этим все сказано. Помню, когда были на концерте, посвященном военным песням, плакали и пели вместе с артистами. И сегодня на сцене столько очарования и трогательности! Жизнь полна каких-то колючек, а здесь мы попадаем как будто на островок счастья.
Алия:
- Бесподобно… Воспоминания, ностальгия. Оркестр – просто слов нет! Хочется отметить работу концертмейстера Дины Ниязовой.
Автор: