«Никогда не говори ребенку: «Не пой!»
Алтын Джумашева,
преподаватель дирижерско-хорового отделения, руководитель хора школы №39.
«Выпускникам, которые возвращаются в сельские районы, негде и некому преподавать хоровое искусство»
Когда я окончила десять классов, стала ходить в студию Дома культуры химиков. Пела в хоре Натальи Фоменко - одной из корифеев хоровой музыки в Актобе. До этого ходила в школьный хор. На всех праздниках выступала на сцене школьного актового зала. Так и рождалась любовь к пению. Когда поступала в колледж, в приемной комиссии были Наталья Фоменко и Турум Алагузов. Я сдала на «отлично» и поступила в музыкальный колледж.
В школах дети недополучают знаний об искусстве. Я смотрю на молодежь: культура у неё не на самом высоком уровне. У кого из родителей есть материальная база, стараются развивать ребенка. Музыкальную школу надо посещать четыре раза в неделю. Благодаря бабушкам и дедушкам, дети ходят в кружки. Но не у всех семей есть такая возможность. А в школах не уделяют внимания искусству. С трудом можно вспомнить школы, где есть хор.
Есть такое мнение, что в музыкальных колледжах самые сложные коллективы: пианисты, скрипачи, вокалисты. Творческие люди, у каждого свое «я». Это очень сложно: найти подход к ребенку. Я не могу сказать, что все, кого я выпустила, работают хоровиками. Выпускникам, которые возвращаются в сельские районы, негде и некому преподавать хоровое искусство.
«Многие молодые люди поступают на отделение «вокал», чтобы потом петь на свадьбах»
Молодежь сейчас предприимчивая. Многие поступают на отделение «вокал». И молодежь хочет все быстро. Легче выучить песню, записать фонограмму и ездить с ней по свадьбам. К тому же, на тоях есть шанс заработать больше, чем за преподавание в классе, где тридцать учеников.
В камерном оркестре тоже работа нелегкая. С концертами музыканты объезжают все районы. Низкая зарплата вынуждает их работать в нескольких местах. Если окончил вуз, возможно, будет зарплата восемьдесят тысяч тенге.
Все сейчас хотят на сцену. Выпускники-вокалисты поют на свадьбах. Это легче работы хоровика. Если есть голос от природы, достаточно базового музыкального образования. Хотя я всегда говорю, что высшее образование для музыканта необходимо. Многие наши талантливые выпускники обучаются в Астане.
«Дети не понимали, что такое хор. Прятались от меня, смеялись на уроках»
Я помню нашу девочку Венеру Есмаханову. Сейчас она выступает на казахстанской эстраде как Ерке Есмахан. В колледже она не особо выделялась, а потом уехала в Алматы. Для вокалиста нужно время, чтобы раскрыться. Приятно видеть по телевизору, как сейчас выступает выпускница нашего колледжа. Помню Димаша, его привели шестилетним. Когда он воспитывался у бабушки, постоянно слушал транзистор. Рано его к нам привели, потом забрали. После окончания школы Димаш поступил в музыкальный колледж.
Когда я пришла преподавать в колледж, то собрала ребят из районов. Многие в то время учились на отделениях «домбра» и «кобыз». Директор филармонии Елубай Кенжалиев пел у меня в хоре. Дети не понимали, что такое хор. Прятались от меня, смеялись на уроках. Репертуар я составляла из казахских песен, чтобы дети пели на родном языке. Так двадцать лет я вела хоровое пение два раза в неделю.
Второй год, как я ушла из музыкального колледжа. Хотела работать и дальше. Не знаю, почему так сложилось. Сказали, что я уже отработала два года на пенсии. Я не была в обиде. И понимаю, что в колледж берут работать молодых. В основном выпускники все оседают в камерном хоре. Мой ученик Мербол Куспанов сейчас известен как художественный руководитель камерного хора филармонии.
Все дети музыкальные. Я работаю с целыми классами. На концерте я выставляю всех детей. Если кого-то обделишь вниманием, это ранит ученика. Никогда нельзя говорить ребенку: «Ты не пой, это не твое». Главное - желание научиться петь.
Не понимаю, когда в казахский фильм приглашают актеров из Америки… Как зарубежный артист может передать переживания нашего народа? Ужастики сразу переключаю. Мне не хватает в современном кино песен. Помните, как в советских фильмах? Мне нравилось, когда пела Любовь Орлова. Нравились индийские фильмы, с танцами, песнями…
Помню, как совмещала работу в нескольких местах: колледж, камерный хор, музыкальная школа №3. И бывала такая ситуация: камерный хор выступает вечером, хор - в обед, а в колледже ждут студенты. Так и успевала. Сын тоже получил музыкальное образование. Я отдавала его в музыкальную школу на отделение «домбра». Он мне говорит, что окончил школу только ради меня. Я сыну говорю: «Ануар, пройдет время, у тебя появятся дети, и ты сам скажешь: «Мам, а давай отдадим их на домбру».
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: