«Я всегда мечтала, чтобы зрительный зал был полный»
Дина Ниязова,
художественный руководитель Актюбинской областной филармонии имени Г. Жубановой
Моя мама работала преподавателем Алгинской музыкальной школы. Она все время брала меня с собой на работу, поэтому я жила среди музыки. Нас в семье пятеро. Родители всех отдали учиться в музыкалку, чтобы мы не слонялись без дела. Каждый из нас в дальнейшем понял, кому стоит продолжать заниматься музыкой, а кому нет. Я всегда чувствовала, что это - моя стихия.
Мама с папой взяли в кредит фортепиано, чтобы я училась играть. Стоил тогда инструмент семьсот с пятьдесят рублей. И выплачивали мы за него по пятьдесят рублей в месяц. Для моей семьи это были очень большие деньги. Я понимала это и старалась оправдать родительские надежды.
Помню, как по просьбе моего преподавателя пыталась подобрать по слуху на моем новом фортепиано детскую песню «Маленькой елочке холодно зимой». У меня получилось. В это время пришел настройщик инструмента. Он попросил меня сыграть. Я там что-то наиграла одним пальцем, на что он сказал: «И все, что ли? Смотри, как надо». И начал играть «Вологду». Меня так впечатлило, что я сама стала пробовать подобрать по слуху этот мотив, тренировалась долго. И вот на уроке хора сидят человек пятьдесят, и я начинаю играть «Вологду». После подбирала по слуху все, что угодно, вплоть до хитов «Ласкового мая». Кроме меня, такого никто не играл, поэтому я тогда была звездой музыкальной школы (смеется).
После окончания музыкального колледжа мне очень сильно захотелось выйти замуж, как бы мама ни противилась. Естественно, мне тогда пророчили не свадьбу, а большое будущее в Алматы. Но я никогда не стремилась переехать. Мне очень нравится в Актобе, и я четко понимаю, что мне никуда не нужно уезжать. После учебы меня оставили преподавать в музыкальном колледже.
«Один концерт в квартал – уже считалось хорошо. Я поняла, что классика меня не прокормит, и ушла в художественную самодеятельность»
В прошлом году актюбинской филармонии исполнилось семьдесят лет. Я пришла сюда работать в две тысячи третьем году. Только открывался камерный оркестр, и меня пригласили в качестве пианистки. Слепили состав из того, что было. Сейчас за последние пять лет ситуация улучшилась. Приезжают специалисты из других городов Казахстана.
Для такой большой области надо открывать специализированную музыкальную школу. У нас такой дефицит кадров в глубинке… От игры некоторых районных пианистов хочется плакать. На весь Западный регион нет ни одного оперного театра. Что говорить о создании симфонического оркестра, когда камерный оркестр не знаем, кем заполнить.
Было время, когда трудилась на пяти работах, причем везде официально. Одно время музыканты филармонии работали бесплатно. В девяностые один концерт в квартал - это уже считалось хорошо. Я поняла, что классика меня не прокормит, и ушла в художественную самодеятельность. Научилась писать фонограммы. Купила синтезатор за триста с лишним долларов и стала работать с КВН-щиками, эстрадниками, освоила детский репертуар. Играла на концертах художественной самодеятельности у таможенников, налоговиков и в других организацях Платили очень хорошо. И в тот период, когда был развал, я его не почувствовала, потому что нашла свою нишу.
Когда меня попросили стать художественным руководителем филармонии, я не знала, что делать. Открыла сайты российских филармоний, позвонила в Челябинск, Тольятти. Просто поговорила с художественными руководителями, абсолютно незнакомыми мне людьми. Таким образом и получила ускоренный мастер-класс по телефону. Мысли прояснились, я поняла, как мне дальше работать.
«Уже не звоню и не прошу прислать тридцать курсантов, чтобы они послушали концерт»
В детстве сочиняла музыку. В школьном эссе я имела неосторожность написать, что мечтаю стать композитором. Учитель русского языка и литературы перед всем классом перечеркнула мое сочинение и написала резолюцию, что у меня бредовые мечты. Пять лет назад все-таки попробовала себя в качестве мелодиста. Но себя не считаю композитором.
Очень люблю рукоделие. Я умею все: вышивать, делать корпешки, вязать, украшать одежду. Научилась делать прически и профессиональный макияж. Это удобно, когда концертмейстер создает образ солистам. Артисты со своей зарплатой не могут себе позволить визажиста, который будет им делать макияж на каждое выступление. Перед концертами девчонки стоят в очереди, чтобы я их накрасила.
Имя Дина означает силу. Я только снаружи выгляжу доброй, но внутри меня хороший стержень. Когда общаюсь с мужчинами, не ощущаю себя томной женщиной, наоборот - наравне с ними. Вообще очень редко злюсь, практически не нервничаю. У меня почти нет подруг. Моя сестра Айгуль - мне самый близкий друг (Айгуль Арынгазиева – заместитель акима города). Мы вместе росли, жили в общежитии. И вообще, столько всего вдвоем прошли.
Уже не звоню и не прошу прислать тридцать курсантов, чтобы они послушали концерт. Зрительный зал всегда полный. Я всегда об этом мечтала. Актюбинцы заранее покупают билеты на концерты филармонии. И так на душе радостно, когда все билеты разобраны! Не знаю, чья это заслуга. Может, потому что за последние годы нам удалось правильно поставить концертную деятельность. Да и сейчас духовно люди опустошены настолько, что уже сами бегут за искусством.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: