Первые пастухи степи: чем жили и как умирали «бронзовые» актюбинцы

Чем в реальности являлись курганы, которые якобы строили представители ямной культуры в 4-3 тысячелетии до нашей эры? Зачем обсыпали своих мертвецов охрой? И могли ли верования древних обитателей актюбинской земли стать основой для концепции Сансары – круговороте рождения и смерти, развившейся в индуизме? Об этом рассказывает известный археолог Арман Бисембаев, проводивший раскопки на могильнике Кумсай в Уилском районе. 

9 скелетов и разрозненные человеческие останки обнаружили археологи во время раскопок, проведенных на могильнике Кумсай летом 2025 года. Он расположен на правом берегу реки Уил, на полпути от районного центра к поселку Шыганака Берсиева. Могильник Кумсай известен с 2010 года. Он является памятником эпохи бронзы и датируется 4-3 тысячелетием до нашей эры. В те времена здесь проживали первые степные пастухи (еще не кочевники) – представители ямной культуры.

На достаточно большой площади могильника расположены 168 «курганов», или точнее - семейных склепов. Так называет данный тип захоронений известный казахстанский археолог, актюбинец Арман Бисембаев. Этим летом он руководил раскопками на Кумсае, которые финансировались Мичиганским университетом. Американскими исследователями был отобран генетический материал, анализ которого поможет приоткрыть завесу над тайной расселения индоевропейских народов.

Первые пастухи степи: чем жили и как умирали «бронзовые» актюбинцы

- У наших (уилских. – Авт.) ямников, хоть мы и говорим, что они жили в эпоху бронзы, ни грамма металла еще не было. Они всё так же продолжали пользоваться каменными, деревянными и костяными орудиями, - объясняет Бисембаев. - Ямники – это первые пастухи степи. Не кочевали еще, но на 10-15 километров максимум отходили, чтобы до осени скот траву возле поселения не съедал и не вытаптывал. А ближе к осени пастухи со стадами возвращались к поселку, чтобы в зимний период скот, преимущественно мелкий рогатый, рядом крутился.

Поселение древних кумсайцев, по всей видимости, располагалось в 3-х километрах к югу от могильника.

- На этой земле сейчас находится большая казахская зимовка, бьет родничок. Там действует фермерское хозяйство, - рассказывает археолог. - Естественно, проводить раскопки на территории мы не можем. Но мы прошлись по участку. Нашли осколки примитивной керамики, обнаружили красивый, обточенный каменный молот.

Арман Бисембаев считает, что раскопки на поселении не дали бы впечатляющих результатов. Высот архитектуры кумсайцы не достигали – на то они и ямники. Выкапывали в земле ямы. Возможно, поднимали небольшие стены и накрывали их шалашеобразной крышей. Так и жили в мало чем примечательных землянках.

На раскопках могильника Кумсай.

А вот погребения дают обширный материал для анализа. С 2010 года на могильнике было раскопано около 20 семейных склепов. В некоторых из них были похоронены 10 человек разного возраста, в том числе старики и маленькие дети. Группа, возглавляемая Арманом Бисембаевым, в этом году провела раскопки 3-х семейных захоронений.

Как появились курганы

В массовом сознании сформировалось представление, что древние степняки могилы своих вождей и родичей сверху покрывали большим слоем земли, создавая высокие насыпи – курганы, сравнимые чуть ли не с пирамидами Древнего Египта. В реальности, как объясняет Бисембаев, курганы не насыпались. Они формировались в результате руинирования надмогильных построек.

- Ямники над погребением строили некую наземную конструкцию, примерно такую, как сейчас казахи строят, - объясняет археолог. – Выкапывали могилу, укладывали туда покойника. Земля на мертвеца не должна была падать. То есть создавали для человека дом, последний приют. Вот и в русском языке для слова гроб есть синоним – домовина. Сверху могилу накрывали ветками, брусьями, а поверх немного подсыпали землей и застилали дерном. Место над могилой по периметру обносили невысокими стенами, без крыши, без куполов.

Для каждой семьи, по всей видимости, отводился на кладбище свой участок. Патриарх умер – похоронили. Следом не стало, к примеру, его брата, потом малолетнего племянника, тогда детская смертность достигала 60-70%. И вот вокруг главы семьи лежит уже несколько родственников. Обнесли участок стеной по кругу – получается семейный склеп.

Естественно, со временем стены как над могилами, так и вокруг склепа разрушались. Погребения заносило землей, зарастали они травой. Формировался холм, который создавал впечатление, что над могилами намеренно возвели курган.

Могильник Тагискен.

В подтверждение высказанного мнения Арман Бисембаев приводит известные могильники Тагискен и Уйгарак (1-е тысячелетие до нашей эры), расположенные в Кызылординской области.

- Стены на этих могильниках построены из хорошо замешанной глины. Плюс климат в Приаралье таков, что под палящим солнцем глина застыла так, что эти стены веками стоят. А у нас могильники разрушались, превращаясь в курганы, - объясняет археолог.

Символ крови

Тела своих соплеменников ямники обильно обсыпали охрой – красно-оранжевым пигментом. Видна охра и на фотоснимках скелетов, раскопанных группой Бисембаева.

Один из скелетов, обнаруженных в могильнике Кумсай. Тело покойника обильно засыпалось охрой.

- Охра - это символ крови, а кровь - символ жизни. Видимо, они надеялись на возрождение человека после смерти в другом качестве. То есть, элементы идеи перерождения, позднее развитой в индуизме, уже могли быть в представлениях у ямников, - говорит археолог и высказывает мнение, что идея метампсихоза могла быть занесена в Индию потомками представителей ямной культуры. - Это население в период 2-го тысячелетия до нашей эры рванет на юг. Начнет завоевывать Иранское нагорье, Северную Индию и принесет с собой отсюда многие культурные элементы. В том числе замкнутость социальных слоев, которая закрепится в Индии и превратится в варно-кастовую систему: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры… У ямников и последующих культур (синташтинской, катакомбной, андроновской) тоже действовала жесткая социальная структура – воины, жрецы, пастухи, земледельцы. И нельзя было покинуть свою социальную нишу.

Вторую часть материала о «бронзовых» актюбинцах читайте здесь.

Из статьи вы узнаете о человеческих жертвоприношениях, творимых в степи, познакомитесь с загадочными ритуалами и заглянете в глаза одному из вождей древних жителей Актюбинской области.

Автор - Ренат Таипов
Авторизация

Войдите через свою социальную сеть для быстрого доступа