«Каким будет финал, зависит от зрителя»

Артём МОСКАЛЕНКО, актёр и художественный руководитель русской труппы театра драмы имени Т.Ахтанова.
Таинственное объявление
Моя история с театром началась в 2007 году. Всё, надо сказать, вышло довольно забавно: услышав по радио объявление о наборе в русскую труппу, я поехал на прослушивание. Перед этим пару дней готовился: басню выбрал, монолог, стих – всё, как полагается, вызубрил от и до. Прихожу в драмтеатр, а там никакого набора и в помине нет, никто даже и не знает об объявлении. Но я-то точно его слышал! А на сцене идёт репетиция полным ходом, актёры готовятся к премьере. Тем не менее, мне решили дать шанс.
Я три дня проходил прослушивание, меня внимательно слушали, давали советы. На следующий день приходил – опять слушали, опять советовали. А потом говорят: «Ну, всё, с первого февраля можете приносить документы». Тогда мне было всего восемнадцать. И вот уже, получается, девятнадцатый год я в театре.
Кстати, до сих пор так никто и не знает, откуда взялось то самое объявление на радио.

Ну комедия!
С самых первых моих месяцев работы в театре мне сразу стали предлагать комедийные роли. Режиссёры говорили, что у меня получается легко и непринуждённо дурачиться на сцене, конечно, в рамках приличия. До сих пор обожаю играть в комедиях, когда видишь улыбки на лицах зрителей, когда у них поднимается настроение.
Во время спектакля могут происходить и какие-то неожиданные вещи. В театре ведь всё по-настоящему, вживую, нет никаких дублей. Всё происходит прямо здесь и сейчас, на сцене.

Да, чего только не бывает! То у актрисы каблук сломается прямо на сцене, то с шиньоном что-то не так, то коса отвалится. Бывает, у актёра вдруг отклеивается борода или усы. И приходится выкручиваться прямо во время действия: бежать за кулисы, чтобы гримёр быстро всё подклеил или импровизировать, чтобы зритель не заметил, что что-то пошло не по плану, не понял, что так не было изначально задумано.
Помимо самих представлений, курьёзные случаи нередко случаются и во время подготовки к ним. До сих пор с улыбкой вспоминаем с коллегами забавный эпизод, произошедший лет десять назад перед премьерой спектакля «Примадонны» (этот спектакль, кстати, до сих пор остаётся у нас в репертуаре и пользуется успехом у зрителя). Сюжет его строится вокруг приключений двух британских актеров, маскирующихся под женщин ради получения наследства.
Мы с партнёром по сцене, игравшим ту же роль, отправились по магазинам города на поиски женской обуви. У меня большой размер ноги, примерно 45-46. Представляете реакцию продавцов, когда два здоровых парня заходили в обувные магазины и спрашивали женскую обувь такого размера?! Мы до сих пор помним удивленные взгляды продавщиц, их слова о том, что такого размера не бывает и что вообще вряд ли можно где-то найти подобную обувь. Приходилось объяснять, что это нам для спектакля, начинали рассказывать нашу историю. В итоге, в городе мы подходящего варианта так и не нашли - нам заказывали обувь из Алматы.
Оправдать героя
Когда меня спрашивают о любимых и нелюбимых ролях, то я отвечаю, что для меня такого понятия не существует. Вообще, я никогда не отказываюсь от ролей, да актёр и не должен отказываться, нравится ему роль или нет. Если режиссёр выбрал тебя на эту роль, то нужно работать и полностью вживаться в образ персонажа.

Я стараюсь принять и полюбить каждую роль, каждого своего героя оправдать, понять мотивы своего персонажа, даже если сам в жизни поступил бы иначе. Я мыслю, как Артём Москаленко, а мой герой действует по-своему, и мне важно понять, почему. Мне нравится процесс работы над ролью.
Самое интересное – наблюдать, как герой меняется на протяжении спектакля. Пришел на сцену одним человеком, а ушел совсем другим, прожив целую жизнь. В этом вся соль.
Вот, например, в «Хануме», когда Татьяна Владимировна Лукомская ставила спектакль, я иначе себе князя представлял. В итоге он получился более колоритным: балагур, любитель шумных компаний. Я обычно думаю о будущем, строю планы. А мой герой живет одним днём: сегодня хорошо, а что будет завтра – неважно. Как я оправдал князя? Человек, который никогда не работал, там даже есть цитата такая: «Князья никогда не работали». Может быть служили на службе у государя, но никогда не работали, это для них ниже достоинства. Князь из «Ханумы» просто привык так жить. С детства у него было всего в изобилии, но он всё растратил. Поэтому работать для него – это продать что-то, заложить, он по-другому просто не умеет. Даже последние часы отдал, сестрино кольцо заложил. И что у него осталось? Только княжеский титул. Вот им он и кичится. Титул – это единственное, что позволяет ему приглашать гостей в дом, где осталась одна тахта. Всё остальное пропил. Но он все равно князь! Вот так я его и оправдал: просто он не может жить иначе.
В «Моей дорогой Памеле» персонаж полицейского Джо Янки сначала кажется просто душкой - отзывчивый, всем помогает. Но как только речь заходит о деньгах, его будто подменяют. Он готов на всё, даже на убийство близкого человека, той самой Памелы. Происходит полная трансформация, и зритель, очарованный вначале, к концу пьесы начинает его ненавидеть. Я видел его как человека, не добившегося особых успехов. Сержант - звание небольшое, возможно, с деньгами туго. И вот, хороший в общем-то парень просто сходит с ума от жажды наживы. Когда перед ним замаячила большая сумма, когда он решил, что Памелы больше нет, и можно сорвать куш, его словно переклинило. Я старался показать, что он в принципе хороший человек, просто в какой-то момент сорвался из-за этих самых нулей. Он даже говорит, что вид больших цифр лишает его разума. В итоге, когда оказывается, что Памела жива, он раскаивается. Финал получился очень трогательным.

«Что случилось в зоопарке?»
18-20 мая у нас состоится премьера спектакля «Что случилось в зоопарке?» по пьесе американского драматурга Эдварда Олби. В центре повествования – встреча двух совершенно разных людей, чьи жизненные принципы диаметрально противоположны. Один из них стремится открыть глаза другому на иную перспективу, показать другую сторону жизни, отличную от привычной рутины.
Этот спектакль сейчас ставит актёр Станислав Бахмутов, это его дебютная режиссёрская работа. Мы уверены, что результат будет захватывающим. Он предложил некую новую форму, которую мы всецело поддержали, и сейчас полным ходом идёт подготовка к премьере.
Раскрывать все детали пока не стану, но могу с уверенностью сказать: ничего подобного в репертуаре нашего театра ещё не было. Уникальность заключается как в форме, так и в содержании. Наш зритель, возможно, не привык к такому формату, но это будет не просто спектакль, а полноценный диалог между актёрами и залом. Спектакль камерный, предназначен для малой сцены, где и состоится премьера, что позволит установить тесный контакт со зрителем. То есть мы ведём диалог, ведём диалог со зрителем, полностью контактируем, какие-то моменты спектакля приходят прямо в зрительном зале, среди зрителей. Мы будем реагировать на всё происходящее в зале. Если кто-то закашляет или у кого-то из зрителей зазвонит телефон, несмотря на наши просьбы, мы прервём действие, дождёмся, пока он выключит телефон или даже ответит на звонок, и затем продолжим спектакль. Такой вот необычный подход.
Ещё один интересный факт: в спектакле целых шесть разных финалов. Какой именно финал увидит зритель, зависит только от него самого. То есть, как аудитория себя поведёт, такой и будет исход. Один вариант поведения – один финал. Другой – другой. И так до шести совершенно непохожих концовок.
Так что финал полностью в руках зрителя, и мы даже в описании спектакля предупреждаем: не торопитесь вызывать такси сразу после того, как погаснет свет в зале, ведь продолжение ещё впереди! И снова ключевую роль играет публика. Не мы, не артисты, а именно зрители. Их реакция, их поведение – вот что определяет ход событий. Мы готовы к любому повороту, к абсолютно любому. Мы продумали все сценарии: от пассивного зрителя, не желающего взаимодействовать, до активно вовлеченного, включая даже словесную перепалку с исполнителем роли – мы учли и это. Мы предусмотрели и конфликтное поведение, и стремление публики поскорее завершить просмотр и отправиться домой. В общем, мы адаптируемся к любой динамике развития событий.

Право выбора
Театр крепко связан с моей жизнью, ведь моя жена, Ирина Москаленко, тоже актриса. Она пришла в наш театр сразу после учёбы. Там мы и познакомились, и целых девять лет просто общались: сначала как коллеги, а потом-как друзья. В итоге наши отношения переросли в нечто большее, и теперь мы семья. У нас есть дочка, Катя, ей девять лет, и она заканчивает третий класс. Часто бывает, что мы с женой проводим день порознь, и вечером делимся впечатлениями. Но если работаем вместе, то дома стараемся не говорить о театре, а переключаемся на другие темы.
Кстати, наша дочь тоже дебютировала на сцене, сыграв в спектакле «Панночка»: в этой постановке роль Вия исполняет девочка. Режиссер Вячеслав Виттих хотел видеть именно ребёнка в финале. Это была его идея, которую он успешно реализовал ранее в Калининграде: в кульминационный момент, когда панночка произносит свои слова, на сцене появляется маленькая девочка в белом одеянии, с распущенными волосами. Зрелище, признаться, не для слабонервных, это производит сильное впечатление. Зрители, ожидающие увидеть что-то огромное и страшное, как в фильме, вдруг видят эту невинную фигурку, которая просто указывает пальцем. Люди удивляются такому повороту, а после спектакля говорят, что это было очень эффектно. Режиссёр попал в точку.

Станет ли моя дочь актрисой – это ей решать. Я придерживаюсь той же позиции, что и мои родители. Они не заставляли меня выбирать конкретную профессию, а уважали моё решение. Так же и я буду уважать выбор своего ребёнка, его профессиональный путь.
Мои родители были совершенно далеки от театра. Абсолютно. Отец работал охранником, а затем в службе доставки. Мама всю свою жизнь посвятила медицине, работала в больнице. И когда их спрашивают, чем занимается их сын, они отвечают: «В театре». И люди удивляются: «Как такое возможно? Такая нетворческая семья, совсем не связанная с искусством». Я и сам не знаю, как так вышло. Не понимаю, как театр вошёл в мою жизнь, но это случилось ещё в детстве, причём не с внезапного желания стать актёром. С малых лет участвовал в школьных мероприятиях в каргалинской школе №53, в которой учился, в КВН, организовывал праздники.
Будущий театр
В ноябре 2024 года я был назначен художественным руководителем русской труппы. Для меня это решение было вообще неожиданным: вызвали наверх, долго убеждали, я сначала как-то сомневался: всё-таки большая ответственность за всех, за всю команду. Но в итоге уговорили, и вот с тех пор руковожу труппой.
Теперь делаю всё, что в моих силах, чтобы труппа развивалась и не теряла запал, была всегда «в тонусе». Недавно отметили 60-летие, выпустили несколько постановок, и детскую новогоднюю сказку тоже сделали. Сейчас вот к премьере готовимся. Были на фестивале в Кызылорде, кучу всего пересмотрели, познакомились с разными людьми – директорами, худруками, режиссерами.
Планируем кого-нибудь из них к нам пригласить, для совместной работы над интересным проектом. Фестиваль «Ахтанов фест» уже второй год проводим, в этот раз, правда, в сокращенном варианте из-за плотного графика, премьер, гастролей и разных фестивалей.
У нашей труппы много интересных задумок. Мы планируем постановку нескольких новых спектаклей с участием приглашённых режиссеров. Кроме того, ориентировочно осенью, в начале нового сезона, надеемся отправиться на гастроли.
Как стало известно совсем недавно, в районе «Алтын Орда» планируется возведение нового театра. Под строительство уже выделен земельный участок, и в перспективе театр туда переедет. Пока неясно, останется ли русская труппа в старом здании, или же переедет вместе с казахской. Со своей стороны, мы приложим максимум усилий для сохранения русской труппы. Планируем привлекать к этому вопросу ведущих актеров, задействуем все ресурсы, чтобы труппа продолжала свою работу. Думаю, что для того, чтобы наша труппа перестала существовать, должны произойти какие-то совсем уж экстраординарные события. Хотя, конечно, многое зависит и от публики. Если зрители будут дальше проявлять интерес и посещать наши спектакли, то у театра будет будущее.


Автор: Марат Танкаев