«Мы заложили прочный фундамент для того, чтобы театр жил»

Любовь ТОРМЫШЕВА, актриса, режиссёр, театральный педагог
Кирзовые сапоги
Я прекрасно помню тот момент, когда решила стать актрисой, училась тогда в музыкальном училище в Актюбинске. На первом курсе забрала свои документы и отправилась в Москву, чтобы поступить на актёрский факультет. Я попробовала свои силы сразу в нескольких театральных вузах: в Щукинском училище провалила первый тур, в ГИТИСе смогла пройти полтора тура, а во ВГИКе прошла два с половиной тура. Но уже само участие в этих конкурсах было для меня тогда победой.
Однако моя мама приложила все усилия, чтобы я вернулась к учёбе в Актюбинске. Её взгляды, очевидно, были более трезвыми, чем у юной девушки, которую настигла эйфория свободы. В то время, как я пыталась покорить неприступных столичных жрецов Мельпомены, мама ходила в актюбинское музыкальное училище и уговаривала педагогов, завучей и директора принять обратно мои документы, которые я так неосмотрительно забрала. Она сделала всё возможное, чтобы дать мне шанс получить образование.
Наше музыкальное училище славилось высоким уровнем подготовки и выпускало квалифицированных музыкантов, и в этом учебном заведении я впоследствии по-настоящему полюбила музыку. Особенно запомнился курс, который вела Наталья Александровна Фоменко. Она была не только талантливым педагогом, но и истинным фанатом хоровой музыки, настоящим мастером своего дела. Хоровая музыка всегда занимала важное место в её жизни, и это вдохновение она щедро передавала нам, погружая в мир музыки мощно, с какой-то невероятной энергией. В любом творческом учебном заведении важен индивидуальный подход к каждому студенту. Поэтому мой низкий поклон ей и сегодня, ведь только с течением времени мы осознаём, насколько значимы в нашей жизни хорошие учителя.
И знаете, что меня всё-таки «щёлкнуло» и заставило в итоге выбрать театр? Несмотря на всю мою любовь к музыке, на посещение концертных залов и множество других мероприятий, на шедевры в исполнении симфонических оркестров, - вся эта музыкальная палитра не смогла перекрыть одну важную деталь. Я вдруг осознала, что не могу вписаться в эту среду: не могу надеть кирзовые сапоги, не могу подстричься коротко. Мне требовалось какое-то внешнее самовыражение, а в мире классической музыки я не могла этого реализовать. Мы не можем развиваться, не ощущая борьбы с консерватизмом. Личность не растет в условиях комфорта. Нам нужно бросить вызов обществу. Мой же вызов заключался тогда в том, чтобы надеть кирзовые сапоги. Я купила их за 6 рублей и надела, и это стало своеобразным актом бунта. Это бунтарское начало присутствует в каждом молодом человеке и всегда будет существовать. Я уверена, что без этого бунта личность вообще никак не сможет развиваться.
Внутреннее противоречие между моей юношеской свободой и консерватизмом дало о себе знать, и в итоге привело меня в мир театра. Это был тот самый момент, от которого я и начала свой путь, тот самый щелчок, от которого я оттолкнулась.
Дорога к театру
В театральной студии, которая базировалась в Доме культуры строителей (там, где сейчас театр «Алакай») я занималась одновременно с учёбой в музыкальном училище. Занятия в этой студии вёл сам Анатолий Евсеевич Полянкин, известный по своей работе руководителем московского театра «Сатирикон».
Мы все были безумно очарованы его выдающимся талантом, умом и харизмой и делали всё, что он нам говорил. Благодаря его руководству, наши спектакли получались великолепными. Мы ставили классические произведения Островского, Чехова и многих других авторов, а также современные пьесы. Я очень горжусь этим педагогом, потому что он настолько был умён, интересен, обалденно эрудирован и информирован. Не удивительно, что позднее ему удалось построить успешную карьеру в Москве, в этой «театральной Мекке».
Вот этот момент, связанный с Полянкиным, действительно важен для меня. Я всегда подчеркиваю, как мне повезло с учителями. Они были удивительными, и я воспринимаю их, как подарок судьбы. Это просто какая-то Божья благодать, подарок от Бога для меня - мои учителя!
Творческая география
Мне посчастливилось увидеть множество актёров, различных форматов и направлений, а также разные подходы к театральному искусству. Город привлекал сюда многих творческих людей, и это способствовало развитию театральной культуры.
Артисты в то время долго никогда не засиживались в одной труппе. Они часто меняли театры, работая не больше 5-7 лет на одном месте. У актёров не было при себе ничего, кроме чемодана книг. Поэтому им легко было собраться, взять в руки этот чемоданчик с книгами и поменять город. Там давали такую же ведомственную квартиру, и можно было так же продолжать жить и работать.
Наш город географически расположен на пересечении дорог Европы и Азии, что обеспечивало возможность приезда актёров из Ташкента, Самарканда, Новосибирска, Свердловска, Горького - городов, где есть театральные училища и вузы. У нас работали также несколько выпускников ВГИКа и актёры из Щепкинского училища, такие как Стас Шевченко и Нина Лепихина, а также Валентин Машкович, выпускник Щукинского училища. Эти замечательные артисты привносили в наш театр невероятную силу. И я хочу подчеркнуть, что статус театра, как областного драматического, также способствовал привлечению таких талантов.
Работаю здесь очень долго, так как я человек, глубоко укоренённый в этом городе. Конечно, могла бы уехать, но вырваться из дома могла лишь на такие рискованные шаги, как поступление в институт. И я, можно сказать, открыла для нашего творческого коллектива двери в театральный институт в Екатеринбурге. Учась там, опять получила божественный подарок, так как моим преподавателем был заслуженный деятель искусств Российской Федерации Вячеслав Иванович Анисимов, выпускник курса Г.А.Товстоногова в ЛГТИМК. Я попала в нужный момент к нужному человеку. Вместе с моим вторым преподавателем, Антониной Владимировной Ивановой, которая вела курс по сценической речи, они сыграли важную роль в моем становлении, как актрисы.
Театр, как зеркало времени
В нашем театре каждое десятилетие был тот режиссёр, который соответствовал, если так грубо сказать, моде того времени.
В 80-е годы, когда формировался образ будущего строителя коммунизма, героя советского времени, ставились патриотические спектакли, и зал никогда не заполнялся зрителями так, как нам хотелось. Тогда в репертуар театра ворвалась постановка спектакля «Интердевочка», став настоящим бестселлером, потому что литературное произведение, на котором он был основан, пользовалось большой популярностью в те времена. Этот спектакль стал частью стратегического плана тогдашнего главного режиссера Франца Пуховича. «Интердевочка» неизменно собирала аншлаги, а, когда мы гастролировали в Талдыкоргане, зрители буквально взломали двери театра, чтобы попасть на представление.
90-е годы тоже уже стали частью нашей истории, и мы все помним, какие это были времена. Для одних это были «лихие» годы, для других - бедные, а для некоторых и вовсе голодные. В театре каждая конфета делилась на четыре части, когда мы пили чай, а беляш разделяли на восемь кусочков, чтобы каждому достался хотя бы маленький кусочек. Курящие артисты собирали деньги на мешочек махорки и мастерили себе самокрутки. Тем не менее, всё это сблизило нас, сделало более дружными. Действительно, общие испытания сплачивают людей, и это было заметно в нашем коллективе.
Личности играют ключевую роль в развитии любого коллектива, и в нашей труппе в то время была сильная личность - главный режиссёр Татьяна Владимировна Лукомская. Чтобы предотвратить полный крах театра и его исчезновение с театральной карты Казахстана, она приняла стратегическое решение: собрать курс молодых актёров, так как все прежние профессионалы разъехались после распада Советского Союза. Лукомская создала новую труппу, набрав 12-14 молодых артистов на базе тогдашнего культпросветучилища (сегодня это гуманитарный колледж). Из этого набора на сегодняшний день в театре работают две актрисы: Ангелина Недюжина, которая стала примой театра, и Виктория Пятова, тоже талантливая актриса и художница.
Курс оказался очень своевременным и необходимым. Это была молодая, свежая группа. Как говорил Станиславский, всегда нужно обновлять коллектив молодёжью. Это действительно правильный подход. Ведь, как в любой группе, семье или обществе, молодёжь необходима: она вдохновляет нас и движет к прогрессу. И театр выжил!
Недавно я увидела телеграмму от тогдашнего директора, который уехал в Германию, думая, что всё кончено, и здесь ничего не останется. Он выразил огромную благодарность управлению культуры и актюбинским властям за то, что они сохранили и поддержали театр.
На самом деле театр сохранили не только решения властей, но и личности, фанаты, люди, которые были влюблены в свою профессию. Вы же понимаете, что творческая профессия не всегда о деньгах. Здесь всегда присутствует что-то большее: духовная настройка, душа. Помимо финансов, существует любовь и преданность своему делу. Вот так Татьяна Лукомская действительно вошла в историю этого театра.
В 2000-е годы к нам пришёл молодой парень Вячеслав Виттих, который приехал из Киргизии вместе с отцом, учёным-химиком, направленным сюда на работу. Мы получили замечательного молодого режиссёра с новой эстетикой, новой формой существования и оригинальным подходом к постановке спектаклей на сцене. Совсем юный, он создал здесь свой первый спектакль «Все мальчишки дураки», который совершенно не походил ни на один из тех, что мы ставили ранее, или которые я видела в других городах.
Дыхание сцены
Время меняется. Проходят годы, изменяются стили и формы, появляются новые режиссёры. Сегодня пространство интернета активно заполняется театральными постановками, и для просмотра спектаклей не обязательно куда-то выезжать. Однако следует отметить, что интернет не может передать того ощущения художественности, которое мы испытываем, находясь в театре и наблюдая за живым выступлением. Это чувство невозможно полностью ощутить через экран.
Соприкосновение с художественным произведением напоминает опыт прослушивания музыки. Совсем другое дело, когда ты сидишь в зале и наслаждаешься игрой симфонического оркестра, или, когда просто включаешь запись. То же самое можно сказать и о просмотре футбольного матча: ощущения от игры на стадионе отличаются от просмотра её трансляции по телевизору. Наши восприятия устроены так, что мы нуждаемся в прямом контакте, в том, чтобы видеть, чувствовать и «дышать» действием.

Я, пожалуй, никогда не мечтала увидеть в нашем городе столь современную режиссуру. Но нас стали баловать этим - в этом году наш город уже в седьмой раз принимает фестиваль «Балауса». Это фестиваль современной режиссуры, современных пьес и современного театрального искусства. И я наблюдаю здесь такой яркий цветник авангардного театра, такую палитру и разнообразие форм. Сверкает одна постановка за другой, и я начинаю понимать, какая режиссура рождается сегодня.
Классическая труппа
Нынешняя русская труппа театра возглавляется молодым актёром и режиссёром Артёмом Москаленко. Она настолько разнообразна, настолько разнолика. Наверное, она соответствует тому классическому пониманию труппы, которое есть в каждом театре, где должны быть героиня-герой, молодые героиня-герой, должны быть характерные, социальные актёры-герои, как мужчины, так и женщины, и в принципе в нашей труппе представлены все эти амплуа.
Среди молодых героинь выделяются Руфина Ибрагимова-Кылосова и Серафима Костер, которые активно ведут репертуар. К ним также присоединяются ещё молодые исполнительницы - Ольга Калашникова, Дарья Магомедова и Елизавета Пятова-Иова. Что касается молодых героев, здесь стоит упомянуть Станислава Бахмутова, который, на мой взгляд, является настоящим украшением нашей труппы. Он приехал к нам из Магнитогорска и зарекомендовал себя, как актёр с высоким уровнем мастерства. На сцене он выглядит очень достойно, а его вокальные данные впечатляют. Также следует отметить Артёма Москаленко, который постепенно переходит от ролей героев к характерным персонажам. Из зрелых мужчин у нас, я знаю, многие женщины любят Валихана Кенжебаева и Владимира Венгера. Ангелина Недюжина, безусловно, является примой театра, так как исполняет все главные роли текущего репертуара на протяжении 30 лет.
Нынешний директор театра Сайлау Камиев является инициатором множества успешных проектов, осуществляемых как в русской, так и в казахской труппах. Он активно обращается к актёрам с просьбой о самостоятельной работе, хочет видеть молодёжь на сцене, жаждущую нового направления, и мотивирует их к этому.
Мои дети
Почему у актёров не очень складно всё получается с семьями? Потому что мы все женаты на своей профессии, и отдаём ей всю энергию и любовь.
Моя дочь София погибла в 2013 году. Она училась на третьем курсе кинофакультета Казахской национальной академии искусств имени Т.Жургенова и за 3 года своего обучения побывала на четырех международных фестивалях со своими работами. Её имя внесено в каталог молодёжного фестиваля ВГИК 2011 года. Я была готова на всё ради талантливой дочери, лишь бы помочь ей развиваться в карьере.
Когда у меня родился внук Савва, София позвонила и сообщила, что у него очень хороший слух. Это действительно подтвердилось, и Савва оказался весьма музыкальным. Я поняла, что было бы большим грехом не дать ему музыкального образования, ведь у него есть все данные для этого.
Однако процесс обучения музыке оказался нелёгким. Музыка, как правило, требует упорства, и, к сожалению, любовь - это не всегда залог успеха. Мы перепробовали множество инструментов: у Саввы была и скрипка, и домбра, и фортепиано. На сегодня мы остановились на электрогитаре и классе виолончели в первой музыкальной школе нашего города. Я очень благодарна педагогам, которые помогают ему развиваться в этом направлении.
Любимые роли
Я никогда не следовала конъюнктуре. В молодые годы, конечно, во мне присутствовало много бунта. Я любила умное, тонкое - то, что мало кому нравилось. И от этого кайфовала, потому что должна была быть ни на кого не похожей, и когда все вокруг мне делали комплименты, испытывала даже небольшое оскорбление, считая, что таким образом понизила свою ценность в собственном рейтинге. Я не должна была нравиться всем, я должна нравиться только узкому кругу людей.

Одна из моих любимых ролей - это мальчик Гуинплен из «Человек, который смеётся». Это была роль настолько интересная, насколько созвучная с моим внутренним миром. Тот самый ещё юношеский максимализм, который во мне сидел, тот самый протест, который существует в юношеских мозгах и юношеской душе - всё слилось в этой роли. И мне нравилось, что внешнее уродство этого мальчика не испортило его чистую душу.
Ещё одна любимая работа - это роль Люськи в советском ещё спектакле «Рядовые» Алексея Дударева. Это была роль трагедийного плана.
Сейчас, в нынешнем репертуаре, с которым работаем, любимой остаётся роль Тамары Ивановны в спектакле «Баба Шанель».
Но моя самая любимая роль, я думаю, не сыграна. Она осталась несыгранной и в юные и в более зрелые годы, поэтому, когда работаю в качестве режиссёра или ассистирую другим постановщикам на спектаклях, я словно передаю свои несбывшиеся роли молодым актрисам. Не буду сейчас раскрывать этого режиссерского своего секрета, но я вижу результат моих несыгранных ролей. То, что мне не удалось сыграть в свои 19 или 27 лет, я сегодня с удовольствием воплощаю с начинающими актрисами.
Предшественники будущего театра
15 февраля мы празднуем 60-летие нашей русской труппы, но для меня это не просто юбилей, а начало нового этапа. Шесть десятков лет позади - это период завершённый. За ним стартует 61-й год, и с ним откроется новая глава театра, и будет совершенно другой театр. Я не берусь предсказать, каким он будет: может, он станет лучше, а может, хуже по сравнению с сегодняшним, но точно станет другим. Я уверена, что и зритель изменится. Как именно - мы увидим со временем.

60 лет - это порог и старт к будущему. Готовясь к юбилею, мы столько материалов исторических перекрутили, переписали, оцифровали. И я думаю, что мы оставляем всё это для будущих поколений.
Завтра нас здесь не будет, но наш вклад останется, а история театра будет продолжать свой путь. Она будет развиваться согласно своим законам, со своей правдой и вымыслом. Что именно произойдет завтра - покажет время. Будет меняться мода, будет меняться, наверное, и культура нашего региона.
Я не могу ответить на вопрос, каким будет Русский театр в Актобе? Я считаю, что предшественники будущего, то есть мы, которые сегодня настоящие, заложили достаточно прочный фундамент для того, чтобы театр был и театр жил.

Автор: Марат Танкаев