«Увидев впервые фортепиано, безоговорочно влюбилась в это искусство»
Дина НИЯЗОВА, музыкант, культурный деятель
Встреча с фортепиано
16 лет моей жизни посвящены получению музыкального образования. В Алге, где я родилась, из дополнительного образования только и были спортивная школа и музыкальная, поэтому большого выбора не было, пишет @aktobe_times
Еще обучению в музыкальной школе способствовало то, что мама была педагогом этой школы, поэтому разговоров, кто чем должен заниматься, особо и не было. Все мои сестры и братья были зачислены в эту школу по личной инициативе нашей мамы. И только я, честно признаюсь, увидев впервые фортепиано, безоговорочно влюбилась в это искусство.
Учеба в музыкальном училище
Годы, которые прошли в музыкальном колледже, в моей памяти остались теплыми воспоминаниями. Это было начало 90-х годов. Я жила в общежитии, родственников в городе никого не было. Еды не было, так как не было денег. Стипендии ни на что не хватало. Тогда на втором курсе я начала подрабатывать.
В составе вокально-инструментального ансамбля мы ездили по свадьбам. За один той мы получали 25 000 рублей, тогда еще национальной валюты не существовало. Мы эти деньги делили на всех участников, получалось по 5 000 рублей. Деньги были неплохие, ведь ровно такую же я получала стипендию. Заработанных средств хватало не только мне: удавалось еще помогать родителям. В родном городе закрыли завод, им приходилось очень тяжело. Поэтому выступления на свадьбах стали большим подспорьем.
Свадьбы в палатках
Это было замечательное время. Развал Советского Союза никак не повлиял на проведение свадеб. Они были очень частыми в нашей области. Тогда современных ресторанов не было, все свадебные церемонии проходили в палатках или под навесом, а для нас, музыкантов, было особо отведенное место.
Специально открывали гараж, ворота распахивали настежь, и мы играли в нем. Целый час антракта, люди, не переставая, танцевали и веселились. Ну, а мы после очищали загрязненные пылью инструменты.
В группе я была клавишником. Меня взяли из-за того, что я отлично подбирала мелодии. Играли мы на старой аппаратуре, о новом синтезаторе можно было только мечтать. На тот момент цена приобретения клавишного инструмента равнялась покупке автомобиля. Денег, конечно, не было на это. Но при всем этом свадьбы были веселыми. Казахские и русские торжества отличались проведением: если на русских свадьбах был только тамада с хорошей аппаратурой, то на казахских обязательным условием было наличие ансамбля.
«Вместе мы гастролировали по свадьбам»
Мой супруг старше меня на 8 лет, но он обучался на курс младше. Пришел он в музыкальное училище после армии, для меня он уже был агашкой. Тогда они все, кто отслужил в рядах армии, но имел музыкальное образование, играли по ресторанам. Он из таких же.
Когда был сформирован ансамбль, он был нашим руководителем. Вместе мы гастролировали по свадьбам. Так и прошли наши годы вместе, пока я была студенткой музыкального колледжа. В 1994 году я решила поступать в консерваторию. Тогда люди вообще не нуждались в искусстве и музыке, но я была уверена в правильности своего выбора.
Когда он понял, что после поступления в Алматы я не вернусь в Актобе, то сделал мне предложение. В 19 лет я поступила на заочное отделение в консерваторию имени Курмангазы, поскольку замужество для меня было куда важнее, чем учеба.
Вместе с папой учили песни
Таких, как я, было очень много. Поступающих по семейным обстоятельствам на заочное отделение приходилось 3 человека на место. Но я прошла! Музыкальный дар и особый подход папы к моему таланту, наверное, помогли. Вообще, я тот ребенок в семье, который получил всю материнскую любовь и отцовскую заботу.
Старшие брат и сестра были на воспитании у бабушек и дедушек, к моему рождению родители в полной мере подошли к моему воспитанию. Папа, заметив мое увлечение музыкой, помогал чувствовать ритм, различать сильные и слабые доли, он много времени этому уделял. Потом специально приобрел радиолу, понакупал мне кассет, и мы стали разучивать песни. Учили то, что нравилось ему. Весь репертуар Высоцкого, Герман, Пугачевой я знала наизусть.
Первое выступление на большой сцене
В советское время были смотры художественной самодеятельности. В Алге был большой завод, там работали мои дяди. И вот однажды мне надо было выступить за честь этого завода. До сих пор помню этот ДК, где выступала…
И в практике музыкальных школ есть выступления, но концертные залы в учреждениях образования, как правило, маленькие. Поэтому выступление на таких площадках не дает такого впечатляющего ощущения. Такие внутренние выступления больше похожи на экзаменационные. Строгие взоры педагогов, оценивающие взгляды других преподавателей создают чувство страха и дискомфорта. А на сцене Дома культуры в Алге я поняла всю красоту выступления.
Много народа, незабываемое чувство, когда объявляют твое имя и твой номер. Когда голос ведущего за кулисами произнес слова: «Дина Арынгазиева. «Счастливое детство», играет автор», то я ощутила превосходство сцены.
Народ оценил мое выступление. Сами заводчане остались довольны. Решив меня отблагодарить, они собрали для меня целую гору сладостей. Я бежала домой к братьям и сестрам, чувствуя себя национальным героем: ведь такое изобилие - редкость в советское время.
О семье
У нас с мужем 2 детей. Старшему сыну Абулхаиру 23 года и дочери Асылжан 16 лет. Они оба обучались музыке, но свой путь профессиональный связывать с ней не собираются. Хотя как сказать… Сын - программист, но вся его деятельность связана с музыкальным освещением. Он занимается установкой LED-экранов, подключает музыкальное оборудование, занимается озвучиванием мероприятий.
О творческой молодежи и образовании
Мой педагогический стаж равен 30 годам. После окончания колледжа меня сразу же оставили работать там в качестве концертмейстера. В 2003 году, когда открыли филармонию, пригласили работать туда. Эта была репетиционная деятельность. Но вскоре директор начал организовывать гастрольные туры, в них я выступала артисткой камерного оркестра.
Вместе с тем, я не прерывала деятельность преподавателя. Несмотря на небольшую разницу в возрасте между студентами и мной, они прислушивались ко мне. Видимо, понимали, что опыта больше, да и знаний тоже.
Наша земля благодатная. У нас много талантливых ребят, которые достойно занимают свое место в искусстве.
Димаша Кудайбергена привели ко мне в 5 лет. Увидев его, я поняла, что он талантливый и одаренный. Тогда я еще была молодым и начинающим педагогом, он обучался у меня по классу «Фортепиано». Свои первые шаги он делал в филармонии и музыкальном колледже.
Я мечтаю, чтобы музыке в Актобе уделяли достойное внимание. Открыли бы школу-интернат для одаренных детей, новое здание для музыкального колледжа, открытие Камерного зала, вуз или факультет для музыкантов...
Беседовала Лязат АСАБАЕВА
Автор: