«Тридцать лет - это всего лишь миг»

«Тридцать лет - это всего лишь миг»

Арутюн МИКАЕЛЯН, председатель Совета старейшин армянской общины «Урарту»

Третий участок

Детство моё прошло в Ереване. Мои родители переехали в Советскую Армению из Греции, из города Салоники, в теперь уже далёком 1932 году. А когда началась война, отец ушёл на фронт и был там серьёзно ранен.


У нас была довольно большая семья: две бабушки, отец, мать и четверо детей - три брата и одна сестра. Район в Ереване, где мы жили, располагался на окраине, назывался он «Ерорд мас» - по-русски «Третий участок». Это был большой комплекс, включающий в себя множество заводов и жилых зон вместе с необходимыми для жизни объектами, в сущности, город в городе. Этот район был преимущественно рабочим, и здесь располагалось большое количество различных производств. Начиная с восьмого класса, мы один день в неделю работали на заводе, обучаясь выбранной специальности. Я освоил профессию слесаря-инструментальщика и сразу после школы устроился на работу. Впоследствии я поступил в политехнический институт в Ереване, который окончил в 1968 году.

Преддипломную практику проходил на автозаводе в Минске, в Белоруссии. После её завершения меня направили на работу в научно-исследовательский институт, на котором я проработал до 1980 года, занимаясь научной деятельностью. В частности, мы сотрудничали с кафедрой автоматизации Московского высшего технического училища имени Баумана, разрабатывали новый метод попутного точения. Постепенно я достиг должности старшего научного сотрудника и при этом занимался изобретательской деятельностью. У меня даже есть две медали ВДНХ СССР за достижения в этой области.

Барэв дзез, Казахстан

В Казахстан, в Актюбинскую область, я приехал 1981 году. Сначала трудился на Чилисайском руднике, который в то время был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой. Позже меня перевели на работу в компанию «Актюбинскнефть». Когда это предприятие было продано китайским инвесторам, я проработал там ещё некоторое время, но затем решил уйти в частный бизнес.

Этот период совпал с тяжелыми временами для нашей страны – распался Советский Союз, на его месте возникли новые государства, каждое из которых столкнулось с огромными трудностями.

Деньги потеряли свою ценность, при этом их никому не хватало. В этот период мы объединились с несколькими предпринимателями и вместе начали искать способы обеспечения населения. Разные схемы были использованы: когда зарплат не стало, мы начали предоставлять товары вместо денежных выплат - хлеб, продукты и так далее. Мы разработали систему, которая помогала снабжать людей необходимыми вещами. В те времена у меня было небольшое производство – швейный цех в Кандыагаше, где мы шили одежду и разные тёплые вещи.

С давних пор в Казахстане люди всегда помогают друг другу, и относятся с особым почтением и заботой к старикам. Это сыграло в то время особую позитивную роль. В отличие от России, где число нищих и попрошаек тогда стало довольно высоким, здесь, в Казахстане, практически не встречались люди, живущие на улице. Я вспоминаю, как во время поездок на Подольскую швейную фабрику часто сталкивались с ситуациями, когда местные жители подходили к нам и просили еду. Это было непростое время...

Боль Армении

В Армении всё было намного хуже. Почти сразу после распада Советского Союза началась война в Нагорном Карабахе, и страна оказалась фактически в блокаде. Поставки газа прекратились, не работали электростанции, электричество в дома подавали всего на один час в день. В те времена самые востребованные предметы в домах жителей Еревана были керосиновые лампы, свечи и печи-буржуйки. Для отопления использовали ветки, собранные в парках, старые заборы и даже книги, которые собирались годами. Сильно ухудшилась ситуация с продовольствием.

Промышленность Армении, вместе с распадом СССР, практически прекратила своё существование, более 80% заводов и фабрик обанкротились. Конфликт в Нагорном Карабахе вылился в полномасштабные военные действия, где обе стороны применяли тяжёлое вооружение и авиацию. Эти события стали известны как Первая карабахская война, в результате которой погибло около 30 тысяч человек, и более миллиона людей стали беженцами.

Постепенно там жизнь, к счастью, тоже нормализовалась, но проблемы в отношениях с соседями, имеющие свои исторические корни, к сожалению, остались до сих пор.

«Урарту»

После выхода на пенсию я стал активно участвовать в жизни актюбинской армянской общины. Она была основана в 1997 году и получила название в честь древнего государства Урарту, которое существовало на территории Армении в первом тысячелетии до нашей эры. Наша главная задача заключается в создании благоприятных условий и оказании помощи всем армянам, проживающим в Актобе, чтобы они могли действовать в правовом поле Казахстана. В нашем городе также работает почётное консульство Армении.

В составе нашего этнокультурного сообщества на сегодняшний день нас насчитывается около тысячи человек. С момента создания мы непрерывно занимаемся благотворительной деятельностью, проводим встречи в школах с детьми, знакомим с армянской культурой и искусством, оказываем помощь тем, у кого есть трудности. Наши активисты регулярно организуют спортивные и творческие мероприятия.

Душа поэта

Несколько лет назад мы издали книгу «Дуновение с Арарата» («Арараттан ескен леп»). Это - антология армянской поэзии начиная с Х и до конца ХХ века, в ней собраны произведения 13 наших поэтов-классиков на казахском языке в переводе известного актюбинского поэта Ертая Ашыкбаева. Эта книга в позапрошлом году стала победителем на республиканском конкурсе поэзии. Я выступил в роли составителя и издателя этой книги.


Сам я увлекаюсь японской поэзией хокку (хайку). Эта короткая форма стихотворения с определённой схематикой слогов, состоящая всего из трёх строк, при этом каждое произведение должно передавать чёткий и сжатый смысл и затрагивать глубокие эмоции и прекрасные моменты в жизни. Этот жанр японской поэзии в последнее время завоевал популярность по всему миру.

Последние пять лет я был призёром во всех международных конкурсах, в которых участвовал. Вот примеры моих хайку:

Полная тишь
Подоткнул края земли
Снегопад


Первый поцелуй
Долгое тепло
Пощёчины

А это моё стихотворение заняло 2-е место на 13-м международном конкурсе «Современное хайку»:

Капель
Огрызок снега
Караулит ёлка.

Лучше гор могут быть только горы

Любовь к горам у меня, наверное, с самого детства. Я являюсь кандидатом в мастера спорта СССР по альпинизму, сертифицированным инструктором и спасателем.

Мой первый опыт восхождения был на гору Эльбрус. Это было, конечно, потрясающее ощущение - высота свыше пяти тысяч метров, и это была моя первая вершина. Мы отправились в Баксанское ущелье, где долго готовились к высотному восхождению и проходили акклиматизацию. Потом остановились в знаменитой гостинице «Приют одиннадцати» на Эльбрусе, расположенной на высоте 4050 метров - это последний пункт, откуда начинается подъём к вершине.

Нас, начинающих альпинистов, в команде было несколько человек. Когда дошли до определённого трудного этапа, некоторые новички начали испытывать дискомфорт, и наш руководитель разрешил вернуться назад всем, кто не мог продолжать. У меня тоже были некоторые сомнения, но чувствовал себя я достаточно хорошо и решил не возвращаться. В итоге мне единственному из новичков удалось добраться до вершины. Помню, как меня поразили восход и закат солнца, которые я впервые наблюдал на высоте: цвета были совершенно другими, чем внизу, на земле. Не красного или оранжевого цвета, а сначала желтого, который переходит в зелёный, потом в фиолетовый и далее, в совершенно удивительные цвета, которым я не знаю названия ни на одном из языков.

Я потом на протяжении 20 лет увлекался альпинизмом и успел увидеть множество разных захватывающих моментов. Но именно эти первые впечатления - самые яркие и незабываемые.

Немного истории

На встречах, которые проводит наша община, я рассказываю об истории взаимоотношений наших народов.
В Армении есть уникальная библиотека древних рукописей, известная как Матенадаран. В ней хранятся античные тексты, содержащие удивительные факты из истории.

Так, например, в 12 и 13 веках на территории современного Львова было образовано армянско-кипчакское сообщество. Оно находилось под протекторатом Польши, что позволило ему получить автономные права, включая возможность иметь собственные судебные органы. У них были свои судебники, а так как у кипчаков не существовало своего алфавита, для создания книг на кипчакском языке использовался армянский шрифт.

В Армении существует село, до 1947 года называвшееся Кыпчак. В начале 13-го века на территорию Закавказья прибыло около 40 тысяч кыпчаков, которые были выходцами с территории современного Казахстана. Здесь они объединились с местными ополчениями и вместе оказывали сопротивление завоевателям.

Кыпчаки основали свои поселения на северо-западе Армении. В процессе совместного существования с армянами некоторые из них освоили язык и культуру местного населения. По оценкам, тогда в регионе осталось около 500 семей кыпчаков. Они построили собственную церковь и приняли христианство, в то время как до этого религией кыпчаков было тенгрианство.

Оставаться собой

Во время своих встреч с исламскими священнослужителями я часто поднимаю этот вопрос. Я говорю: «Я давно изучаю историю Казахстана и нигде не встречал информации о том, что на протяжении более, чем 500-летнего существования страны казахские женщины носили паранджу, хиджаб или чадру. У казахов есть свои культурные традиции, своё мировоззрение и свой стиль одежды.

Меня очень беспокоит процесс арабизации. Я не против арабов, но почему Казахстан должен следовать этому пути? Пусть арабы сохраняют свои особенности, а казахи должны оставаться верными своим традициям и национальному самовосприятию.

Это очень серьезный вопрос, к которому следует подходить с осторожностью. Мы понимаем, что эти изменения происходят под влиянием каких-то внешних сил, которые оказывают финансовую поддержку этим процессам. Однако наше государство должно предпринять со своей стороны шаги для предотвращения негативных последствий. Мы не должны превращаться в Афганистан или что-то похожее. Наш народ гораздо более цивилизован. Нам не стоит допускать этого.

Родные люди

Моя старшая сестра Тереза и младший брат Александр также, как и я, когда-то переехали в Актобе, где прожили до конца своих дней. Родители вместе с нашим средним братом Хачатуром эмигрировали в США, обосновались в Лос-Анджелесе. Они прожили вместе 70 лет и ушли из жизни с разницей в десять дней. Папе было 93 года, маме 88.


У меня здесь, в Актобе семья, я и жена Светлана. Был сын Микаел, он погиб в автокатастрофе. Старшая дочь, Лилит, живёт в Ереване, а младшая, её тоже зовут Светлана, недавно поехала учиться на дизайнера в Челябинск.

С верой в будущее

Я долгое время проживаю в Казахстане и идентифицирую себя, как казахстанца. Когда мы отмечали 90-летие моего отца в Лос-Анджелесе, в качестве подарка мы презентовали ему казахский чапан и камчу.


По своему взгляду на жизнь я - оптимист и верю в светлое будущее нашей страны. У меня есть большие надежды на то, что Казахстан будет уверенно стоять на крепких ногах и развиваться.

30 лет для государства - это всего лишь миг. Казахстан обладает множеством возможностей, но еще не использует их в полном объеме. Я верю, что новое поколение, которое живёт в стране, более открытой для мира, и получает хорошее образование, в том числе, за границей, сможет справиться с основными проблемами нашей страны, включая коррупцию. Это требует времени, но преодоление этих недостатков обязательно произойдет вместе с развитием нашего государства.

Конечно, мы допускали ошибки и что-то делали неправильно. Нам предстоит продолжить работу по созданию истинно демократического и справедливого общества. Возможно, это звучит как высокие амбиции, но на самом деле это наша цель. Мы стремимся создать такую страну, в которую все мечтали бы приехать и жить, а не уезжать из неё.


Автор: Марат Танкаев

Похожие новости
Календарь новостей
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031