В Актобе разработали новую Дорожную карту для улучшения экологии

В Актобе разработали новую Дорожную карту для улучшения экологии


Главные экологические проблемы Актобе найдут свое решение в ближайшие годы. В департаменте экологии рассказали о предстоящих меропри ятиях, которые кардинально повлияют на окружающую среду города. На повестке дня вопросы, которые волнуют горожан более всего. Это проблемы загрязнённости атмосферного воздуха, управления бытовыми и производственными отходами и очистка реки Илек от шестивалентного хрома и бора.

Мансур АМАНГЕЛЬДИЕВ


Не секрет, что Актобе как один из развитых крупных промышленных центров испытывает проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Для комплексного и поэтапного решения вопросов, связанных с экологией, в регионах разрабатываются специальные Дорожные карты, такую практику реализуют и у нас.

Дорожная карта включает в себя целевые мероприятия, которые необходимо осуществить в ближайшие годы в регионе, в том числе отдельно по городу Актобе. Проблемы, связанные с экологией, из года в год могут меняться, равно как и пути их решения, и потому требуется периодическая актуализация. Так, буквально недавно в Дорожную карту по решению экологических проблем были внесены изменения. Глава департамента экологии Ербол Куанов в интервью репортёру @aktobe_times рассказал о планах, которые экологи совместно с местными исполнительными органами и гражданскими активистами внесли в Дорожную карту.

Чище воздух

Одна из животрепещущих проблем, требующих решения, касается качества атмосферного воздуха. Ербол Куанов, рассказал, какие мероприятия планируют осуществить крупные промышленные объекты для снижения загрязнений в атмосферу.



- В основном, огромное воздействие оказывает на качество атмосферного воздуха деятельность объектов 1-ой категории – это Актюбинский завод ферросплавов, Актюбинский завод хромовых соединений, «Актобе ТЭЦ», - говорит Ербол Куанов.
Компания «Казхром», по словам Ербола Куанова, планирует провести масштабную работу по улучшению ситуации с выбросами на АЗФ.

- Наверное, все жители города наблюдают смог со стороны завода АЗФ, - продолжил Ербол Куанов. - В прошлом году по результатам совместной работы с местными исполнительными органами и Актюбинского завода ферросплавов прежний аким области Ералы Тугжанов подписал меморандум с АО «Казхром». Согласно подписанному меморандуму, компания взяла на себя обязательства по модернизации газоочистных сооружений цеха №1 АЗФ. В соответствии с международными стандартами, степень очистки должна составлять не менее 99%. АЗФ в третьем квартале в этом году завершил модернизацию в первом цехе, на сегодня идут пуско-наладочные работы. Также прошла модернизация газоочистных сооружений цеха №2. Так, сегодня такой картины, как раньше мы видели со стороны цеха, нет. Я сам два-три раза объездил и проверял. Также все наблюдают: постоянно 4 факела горят в районе 4-го цеха. Там к 2025-2026 году завод намерен получать электроэнергию от ферросплавного газа, то есть речь идет о появлении утилизационной станции. Планируется модернизация плавильной печи цеха №1. Также завод планирует посадить 100 000 саженцев, эту работу они начали.

Актюбинский завод хромовых соединений аналогично планирует провести работы по снижению выбросов в атмосферу.

- Идет работа и по Актюбинскому заводу хромовых соединений, в период 2024-2026 годы планируется замена электрофильтра на печном конвейере №4, завершить замену и 11 рукавных фильтров. Это существенно снизит выбросы в атмосферный воздух, - отметил Ербол Куанов.



В режиме онлайн

В целях непрерывного контроля за выбросами из источников, на крупных предприятиях устанавливаются автоматизированные системы мониторинга.

- Сейчас, согласно требованиям Экологического кодекса, все предприятия первой категории, куда относятся АЗФ, ТЭЦ, АЗХС, должны установить автоматизированную систему мониторинга выбросов именно на источниках, то есть такие датчики стоят, допустим, в тех же трубах, откуда идут выбросы. Все данные интегрированы с национальной базой данных, которая сейчас прорабатывается комитетом экологического контроля и регулирования. Эта работа на сегодняшний день продолжается, - продолжил Ербол Куанов. - Раньше мы проверяли с лабораторно-измерительными приборами, ходили и измеряли, сейчас всё будет автоматизировано.

По словам Ербола Куанова, также прорабатывается вопрос о том, чтобы информацию о степени загрязненности воздуха выводили на LED-экраны, чтобы это могли увидеть горожане.

Пожары на полигонах исключить возможно

Один из острых вопросов на сегодня кроется в частых пожарах на полигоне ТБО.

- Пожары на полигоне - это однозначно одна из экологических проблем, - продолжил Ербол Куанов. - В этом году на полигоне ТБО было 16 возгораний. Конечно, это оказывает существенное влияние на качество атмосферного воздуха и на состояние здоровья населения, это бесспорно. Поэтому было решено рекультивировать старый полигон. На сегодня там почти 80-90% уже засыпано глиняным замком, 60 см с газоотводами. То есть, на сегодня старый полигон гореть не будет. Я тоже проехал, посмотрел, это колоссальная работа, закрыли, как саркофаг.

Как известно, в Актобе сделано 18 новых карт, где будут размещаться отходы ТБО. Пожары на новых картах тоже возможны, для их исключения требуется раздельный сбор. Отметим, что акимат города Актобе планирует запустить новую мусоросортировочную линию в ближайшие годы.

- Если систему сортировки и раздельного сбора мусора не наладить, новые карты ждет такая же судьба – это однозначно, - говорит Ербол Куанов. - Сортировочный комплекс в городе уже есть, но городскому акимату надо построить объект, чтобы там его размесить. Это мероприятие включено в дорожную карту.

- Отмечу, что мы часто обнаруживаем вокруг города стихийные свалки, это в основном строительный мусор. Почему? Потому что городской полигон не вправе принимать строительные отходы. Из-за этого получился такой замкнутый круг, поэтому в Дорожной карте мы включили строительство площадки с дробильной-сортировочной установкой, то есть строительные отходы будут приниматься отдельно. После дробильной-сортировочной установки, полученное вторичное сырье можно будет повторно использовать в строительстве.

Модернизация КОС

Неприятный запах в городе - еще одна проблема, существенно влияющая на качество жизни горожан.

- Станции мониторинга качества воздуха улавливают сероводород по городу, это чувствуется и по запаху, источником запаха являются канализационные сети города. В основном, это в районах Шанхай и Жилгородок, - продолжил Ербол Куанов. - Особенно сильно запах ощущается в районе канализационно-насосной станции №11. В этом плане городским акиматом, конечно, принимаются меры, ежегодно закупают катализаторы сероочистки, которые заливаются в КНС. Есть градация выбросов: экстремально высокое загрязнение и высокое загрязнение, когда, допустим, предельно-допустимая концентрация сероводорода, скажем, превышает в 10-20 раз. До применения катализатора превышений было больше в 2017-2018 году, а, например, в этом году только один раз, летом. То есть, в этом плане экстремальное высокое загрязнение и высокое загрязнение уже исключены, но запах присутствует иногда. Мы тоже предложили акимату, чтобы во время предстоящей реконструкции КОС предусмотрели утилизацию канализационных газов: метана, диоксида углерода, сероводорода, водорода из городских канализационных сетей. Речь идет пока о реконструкции КНС№11. Согласно обязательствам, которые город на себя берет при строительстве КОС, должна пройти эта реконструкция. Проблема в том, что на сегодня аналогов такой работы нет, но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Надо своих же инженеров, специалистов привлекать и начать работу. Почему мы всегда должны смотреть в Европу и другие страны. У нас же тоже есть светлые головы. Это реально осуществимое мероприятие, поэтому мы в Дорожную карту заложили данную работу.



Очистка реки Илек

Как известно, река Илек подвержена историческому загрязнению в результате влияния крупных промышленных объектов. В реке присутствуют хром, бор, и другие опасные химические элементы.

- Это серьезный вопрос, есть три основных воздействия на реку Илек. Первое – это загрязнение реки бором. Второе - шестивалентным хромом, и третье - загрязнение реки Илек канализационно-сточными водами города Актобе. Три таких факта имеют существенное воздействие на качество воды реки. Бор воздействие имеет уже в районе города Алга, там раньше был Алгинский химический завод, на сегодня его не существует, но там имеется 20 шламонакопителей, которые эксплуатировались в те годы, когда завод работал. Там около 26 миллионов тонн бора хранится, и они просачиваются и попадают в Илек. В этом районе предельно-допустимая концентрация бора присутствует с превышением. Далее в черте города подключается шестивалентный хром – это загрязняющее вещество, очень опасное, канцерогенное. Это результат деятельности Актюбинского завода хромовых соединений. Потом, в низовьях реки стоят у нас канализационно-очистные сооружения. На сегодня эффективность очистки очень малая, в весенне-паводковые период воды сбрасываются в реку Илек вместе с загрязняющими веществами с превышением.

В целях решения проблем с рекой Илек, по словам Ербола Куанова, в стенах департамента экологии недавно прошло совещание с участием экоактивистов и видных ученых.

- 8 ноября провели научно-практическое совещание, чтобы решить две проблемы по бору и шестивалентному хрому. Без научного подхода такие мероприятия проводить нельзя. Там в советское время начали строить стену в грунте, хотели оградить шламонакопители, чтобы подземная вода нигде не поступала в реку Илек, но стену не достроили. На сегодня мы предлагаем сделать технико-экономическое обоснование на завершение строительства стены, чтобы исключить попадание бора в реку.

- Ранее озвучивалось намерение ликвидировать эти отходы. Что сейчас с этим вопросом?

- Действительно, предусматривалось мероприятие по ликвидации отходов 1 и 2 шламонакопителя с бором, это те 26 миллионов тонн. Но на сегодня ученые говорят, что трогать их нельзя, потому что для этого придется захоронить их в другом месте, и так появится третий очаг загрязнения. Надо, как саркофаг, закрыть, и стену в грунте достроить. Помимо бора, на заводе есть еще более 700 тысяч тонн химических отходов, их ликвидацию предусматривает другой проект. Они находятся на поверхности, и попадают в реку Илек под воздействием осадков. Эти химические отходы тоже опасны и подлежат ликвидации. Для этого мы написали предложение в министерство экологии.

Воды Илека будут пригодны для технических нужд

После строительства новых канализационно-очистных сооружений предполагается, что сточные воды будут использовать в промышленности. Так, по крайней мере, один из факторов загрязнения будет исключен.

- Задача новых КОС - очищать сточную воду, которая на сегодняшний день сбрасывается в реку Илек, до предельно допустимой концентрации рыбохозяйственного значения. То есть вода должна быть чистой, после строительства КОС вода должна использоваться, как техническая. Это такая основная задача, - заключил Е. Куанов.


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930