Как хобдинская Жанна д’Арк подняла восстание против царизма и была предана казахской элитой
«Легенда», Ирина Курманалина, Актобе.
Продолжить крестьянскую войну, начатую Емельяном Пугачевым, решила 22-летняя Сапура Матенкызы. Историки считают, что она стала автором более чем любопытной мистификации – породила чудовище, прозванное в народе Коктемиром-Невидимкой. «Чудесным» образом ей удалось собрать армию и двинуть войска на Оренбург, где заправлял «персонаж» из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.
Ренат ТАИПОВ
В июне Областной музей искусств провел онлайн-симпозиум для художников из нескольких городов Казахстана. Участникам было рассказано о полумифической героине сопротивления казахского народа колониальной политике царской России. В историю эта женщина вошла под именем Сапура, дочь Матена. Художникам предложили воплотить ее образ в технике масляной живописи и представить свои работы музею в довольно короткие сроки. Согласились с условиями 11 живописцев. Каждый из них после завершения работы получил грант в размере 280 тысяч тенге.
4 августа в стенах музея открылась выставка, ставшая итогом симпозиума. Большая часть художников изобразила Сапуру в воинском обмундировании, хотя достоверных свидетельств, что молодая женщина принимала участие в боях с царскими войсками не существует. Что же вообще послужило основанием для предположения о реальном существовании женщины, которую современные публицисты называют не иначе как казахской Жанной д'Арк?
Историк Наиля Бекмаханова.
Известна Сапура стала благодаря исследованиям российского историка Наили Бекмахановой, дочери выдающегося казахского ученого Ермухана Бекмаханова, подвергшегося репрессиям в 50-е годы. Наиля Ермухановна является ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН. Источниками сведений о Сапуре стали донесения татар-шпионов, работавших на царское правительство, а также прошения казахских султанов, которых испугало «Восстание Невидимки», якобы организованное в том числе Сапурой. Султаны просили российских чиновников прислать карательные отряды в хобдинские степи для подавления восстания.
Конвоировал Пугачева лично генералиссимус Суворов. Фрагмент картины Татьяны Назаренко «Пугачев», 1980 год.
Надежда на новый поход
1775 год. 10 января на Болотной площади в Москве казнен предводитель крестьянского войны Емельян Пугачев – его отрубленную голову насадили на кол, а тело подвергли колесованию. Но народы, в том числе участвовавшие в восстании казахи Младшего жуза, не прекращают борьбу с царским режимом. Они не верят, что Пугачев мертв, и надеются на его скорое возвращение, которое сможет даровать степнякам больше свобод и спасет от произвола баев, ханов и султанов.
Голова человечья, а рога быковые
В сентябре 1775 года по аулам, кочующим в Западном Казахстане, расходится весть о появлении некоего Невидимки, также называемого Коктемиром. Обретается он якобы на берегах Хобды, бывает в одном из аулов родов Табын и Тама, а с народом общается при помощи совсем еще молодой женщины. Через нее называет себя преемником Пугачева, пытается созвать рать несметную, чтобы атаковать российские войска и дойти до Саратова. При этом вид Коктемир имеет якобы преужасный и на человека не похож вовсе.
Вот как описывает Наиля Бекмаханова разносившиеся тогда слухи об облике Коктемира:
«Яко тот Невидимка о четырех ногах, в Урде живет, говорит человечьим голосом, из Урды уходит, пропадает сутки по два и по три, а куды уходит не знает, а когда идет обратно, будто ревет по-скотски как корова, а когда в Урде бывает всё бунчит, а видеть никто не может. Только одна женка, которая находится при нем, разводит огонь, она видит и пересказывает, что ходит на четырех ногах, на всех ногах сапоги, а называет себя бусым быком, голова человечья, носит шапку, а рога быковые, спина вся железная».
Оренбургский губернатор Иоганн Рейнсдорп.
Слухи о чудовище и подстрекателе доходят до Оренбургского губернатора Иоганна Рейнсдорпа (он станет прообразом одного из второстепенных персонажей повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина). Рейнсдорп отправляет на берега Хобды под видом татарских купцов двух шпионов, Губандуллу Адгамова и Рахимкулу Ибраева. Минуя различные препятствия, добираются они до аула, где и живет Коктемир-Невидимка.
«В России свой народ разорили, а теперь и нас хотите»
«Кочевал Невидимка в устье реки Хобды с двумя тысячами кибиток, и при подъезде к селению татары были поражены, услыхав «странный, никаких речей не составляющий голос, похожий не столько на человеческой, сколько на рошковой или другой какой», - пишет Наиля Бекмаханова. - «В ауле кибитка Невидимки стояла обособленно и была похожа на мечеть с полумесяцем наверху. Татар заставили выполнить религиозный ритуал, слезть с лошадей, поцеловать двери кибитки и священный сундук якобы с сокровищами Святого. Купцы, стремясь войти в доверие к Невидимке, оставили для него на сундуке кораллы и жемчуг. В кибитке приезжих встретила молодая казашка, готовившая мясо. При ней собравшиеся казахи подробно расспросили купцов об их именах и намерениях. Подтверждая еще раз дар провидения у Невидимки, женщина сообщила, что вчера он ей сказал: «Будет посланник с большею черною бородою и с бельмом на глазу, как-то он Ибраев и есть». А ночью у женщины был припадок, «она троекратно кричала, так как бы будучи от кого-либо битая с глубоким унижением, и поутру де видимы были на ее лице синие знаки». Она объяснила свое поведение ночью приходом Невидимки, который сердился, что в аул были допущены купцы, и предупредила их об опасности».
Изрубить их саблею
На следующий день шпионов пригласили в юрту. Где они еще раз увиделись с этой молодой женщиной. С ней вновь случился припадок, занявший несколько минут. Придя в себя, женщина выгнала «купцов», заявив, что приближается Коктемир-Невидимка.
«Невидимый сон Коктемира», Каир Оразгалиев, Уральск.
Татары услышали странный звук, исходящий из юрты, но разговаривать с ними продолжила все та же казашка. Она назвала купцов засланными разведчиками. Последовало и обвинение: «Вы там в России свой народ разорили, а теперь и наш разорить хотите». Вынесла женщина и приговор – изрубить засланцев саблею. Но татарские купцы смерти избежали, сумели откупиться. И дело свое шпионское продолжили. А завершив его, отправились к Рейнсдорпу с донесением, из которого следует: Коктемир, он же Невидимка, он же Чародей, он же Святой – полнейшая мистификация. Автором мистификации является 22-летняя женщина. Зовут ее Сапура. Она дочь Матена из рода Табын. Первый муж ее был убит беглыми калмыками. После чего замуж была взята младшим братом убитого – мужчиной по имени Жанболат. И муж этот ей во всем помогает, в том числе и в поддержании легенды о существовании чудовища Коктемира. Также шпионы выяснили, что происходит все это не без ведома местного «олигарха» Дусалы султана.
Восстание
Деятельность Сапуры, вероятно, некоторое время действительно была выгодна властным элитам. Им удалось собрать необходимые войска, чтобы атаковать царскую армию, российские укрепления и города.
«Сапура Матеновна», Манас Кожакулов, Актобе.
«Казахские отряды в 1775-1776 годах беспокоили гарнизоны крепостей и форпостов по всей Оренбургской линии укреплений от Гурьева-городка до крепости Красногорской. В нападениях принимали участие казахи родов Табын, Тама, Байбакты, Джегалбайлы, Чикли, Шомкей, Шекты, Кердари, - пишет Наиля Бекмаханова. - Большие отряды казахов общей численностью до 10 000 человек сосредоточились в верховье реки Большой Хобды, между Гурьевом-городком и Кулагиной крепостью и по речке Чингурле и «намеряются итти в Россию для разбития крепостей». О движении этих отрядов мы узнаем из донесения Чернореченского коменданта Соболекова Рейнсдорпу. Первоначально отряды устремились к крепости Красногорской, но штурмом ее взять не удалось. Тогда по заранее решенному плану пошли к Оренбургу, крепостям Чернореченской и Илецкой защите.
Казахские отряды совершили нападения на крепости Верхнеуральскую, Кизильскую, Таналыцкую, Орскую и Ильинскую. Вооруженные отряды неоднократно пытались захватить крепости Ильинскую и Илецкую защиту. Табынец Калыбай, таминцы Кадыр, Садыр, Жанболат и Ташболат и джагалбайлинцы разбили редут Калпацкий. Были разорены казачьи хутора по Уралу при урочище Кирсанов Яр и между Иртецким и Гвенвардовским форпостами. Казаки организовывали защиту поселений, но спасти их от разгрома не смогли. Часть казахских отрядов действовала в районе Гурьева-городка, разбила селения Красный и Черный Яр и собиралась идти к Саратову».
Предательство
Набравшее такой размах восстание изрядно напугало казахские элиты. Опасаясь потери власти, Дусалы султан перестал поддерживать Невидимку и запросил помощи у царских властей: направьте карательный отряд для разгрома движения Коктемира. С такой же просьбой к Рейнсдорпу обратился и хан Младшего жуза Нуралы.
«Если упомянутые разбойники, населяющие берега Илека и Хобды, за свои преступления не будут вами наказаны, то я опасаюсь, что с наступлением лета к этим сбившимся с пути присоединятся и другие, - пишет Нуралы хан Рейнсдорпу, - Я удивлен и поражен, почему вы жалеете совершающих разбои киргиз-кайсаков из родов Табын и Тама, которые находятся близко от вас, на берегах Илека и Хобды». Нуралы-хан даже советовал направить на казахские аулы башкир, так как «в той местности племена обезсилены, вследствии истощения их скота», - утверждает Наиля Бекмаханова.
Но российские власти карательных отрядов не отправляют. Тогда Нуралы хан решает расправиться с Невидимкой самостоятельно. Он собирает небольшой отряд и отправляется к аулу Коктемира. «Намерен я был истребить, а дом его сжечь и как в то место ехал, то та женка со всем тем улусом, в коем она находилась, откочевала на речку, называемую Кыил», - пишет он в своих донесениях.
Преследовать откочевавший аул Нурал хан, видимо, не решился. О дальнейшей судьбе Сапуры историк Наиля Бекмаханова ничего не пишет.
Возможно, какие-то сведения о ней еще хранят российские архивы. Актюбинские же активисты, пораженные ловкой мистификацией, утверждают, что существуют изустные предания о жизни Сапуры. Но доверять им довольно сложно.
Сила в слабости
Представляется, что наиболее точно и правдиво с исторической точки зрения к воплощению образа Сапуры подошла актюбинская художница Ирина Курманалина. Своей работой, представленной на выставке, она фактически проиллюстрировала одну из сцен, описанную Наилей Бекмахановой. Сапура с саблей в руке ведет допрос татарских лазутчиков.
Актюбинская художница Ирина Курманалина при создании картины вдохновлялась персидской миниатюрой.
«Первое желание было нарисовать этакую амазонку казахских степей, - пишет Курманалина в автоаннотации к картине. - Но потом я подумала, что вряд ли молодая женщина в исторических обстоятельствах того времени была воином. Ее сила была в ее слабости. Она, видимо, болела эпилепсией. А в народе такие люди всегда наделялись способностью говорить и связываться с духами и через них получать предсказания и рекомендации, как поступать в тех или иных случаях. Стилистически я выбрала за основу восточную миниатюру, с ее яркостью, некоторой театральностью композиции и детальной проработкой всех персонажей».
Многие участники выставки пошли по пути героизации Сапуры, отчасти лишая легенду о ней индивидуальности и превращая в очередной миф эпохи постколониализма.
«Невидимка», Гаухар Алиманова, Актобе.
«Маленькая Сапура», Бактыгерей Жапар, Актобе.
Автор: