Древний город, открытый на берегу Каспия, оказался легендарной Аспаботой

Этот полис был описан великим античным ученым Клавдием Птолемеем. На протяжении полутора тысяч лет местонахождение города не было известно. Археологи Андрей Астафьев и Евгений Богданов уверены, что Аспаботой является город Каракабак в Мангистауской области, раскопки на котором они ведут с 2017 года. Открытие, сделанное учеными, переворачивает представление о месте Древнего Казахстана в истории мировых цивилизаций Запада и Востока.
Об открытии древнего города Каракабак на казахстанском побережье Каспийского моря газета «АТ» рассказывала в декабре 2023 года. В те дни в Актобе проходила выставка предметов, обнаруженных в ходе раскопок этого удивительного города, и научная конференция. Присутствовали на ней и сами археологи, совершившие уникальное открытие – казахстанец Андрей Астафьев, сотрудник Мангистауского государственного историко-культурного заповедника, и россиянин Евгений Богданов, представитель Сибирского отделения Института археологии и этнографии РАН. Ученые на полях конференции согласились дать интервью нашему изданию. По всей видимости, уже тогда археологи знали, но держали в секрете тот факт, что открыли не просто древнее поселение, а нашли легендарный полис Аспаботу, который был описан великим античным ученым Клавдием Птолемеем. Тем самым который доработал и утвердил геоцентрическую модель мира, так и названную - Птолемеевой.

Карта Азии Клавдия Птолемея с нанесенной Аспаботой на побережье Каспийского моря.
Внимание ученого, работавшего в 1-2 веке н.э. в Александрийском мусейоне, было обращено не только к звездам, но и к земной тверди. В 8-томном труде «Руководство по географии» он собрал все сведения о землях, известных на тот момент античному миру. Он опубликовал координаты и составил 27 карт земной поверхности, в том числе Азии и Гирканского (Каспийского) моря.
Сопоставление птолемеевских карт с действительными современными очертаниями Каспия и привело археологов к выдающемуся открытию. Но об этом позже.

Вид на останец, на котором располагался древний город Каракабак-Аспабота.
Город на белом останце
Возведение Каракабака-Аспаботы началось, по всей видимости, не позднее 1 века нашей эры. Построили его на побережье Кочак Каспийского моря на останце высотой 100-110 метров. Размеры возвышенности позволили расположить здесь большой город. Площадь только жилой застройки составляет не менее 5 гектаров.

Археологи, открывшие Каракабак-Аспаботу: Евгений Богданов и Андрей Астафьев.
- В Каракабаке, по нашим расчетам, проживало в периоды расцвета не менее 1,5 тысячи человек. Конечно, уже просматриваются различные части города, были здесь и крупные улицы, и площади. Был, видимо, и дом правителя или наместника, - объяснял Андрей Астафьев.
На плато, защищенном от хищников и набегов, жители города пасли скот – коз и овец. В значительно меньшем количестве держали коров.
Занимались рыболовством и охотой, ходили в том числе и на тигра, тогда еще обитавшего на казахстанских просторах.

Перстень со вставками, вероятно, был изготовлен византийскими мастерами, работавшими в Аспаботе. «Перстень сделан из толстой серебряной пластины и великолепно отшлифован. Шинка расширяется к щитку и украшена слева и справа от него двумя небольшими сердцевидной формы углублениями, оконтуренными тонкими золотыми полосками».
Одним из основных занятий каракабакцев являлось ремесленничество. Город был одним из центров, расположенных на Великом Шелковом пути. В Каракабаке действовали «фабрики», в которых выковывали оружие, мастерили мебель, шили одежду, лепили и обжигали посуду, создавали впечатляющие даже по современным меркам ювелирные изделия.
«Очень важным открытием является представленная доказательная база о присутствии на Каракабаке мастеров византийской школы, которые изготавливали различную ювелирную продукцию, в том числе в полихромном стиле. Для этого использовались не только устоявшиеся в западной ойкумене в постгуннское время технические приемы, но и индийские, цейлонские гранаты (альмандины), прибалтийский янтарь», - пишут Астафьев и Богданов в недавно изданной монографии «Поселение Каракабак на северо-восточном берегу Каспийского моря (I – середина VI в.)».

Алтынказган. Реконструкция обряда выкладывания тел на дахме.
Большая часть жителей Каракабака, судя по всему, исповедовала зороастризм. В 20 километрах от города расположен погребально-поминальный комплекс Алтынказган, куда каракабакцы относили умерших. По зороастрийским обычаям мертвых не предают ни земле, ни огню. Тела укладывали на дахмы - постаменты, обнесенные невысокой стеной. После поминальных обрядов, которые удалось реконструировать ученым, тела оставляли на этих постаментах. Затем их расклевывали птицы.
Часть Каракабака была обнесена стенами. К тому же, для защиты плато, через которое с юго-востока открывался путь к останцу, каракабакцы возвели фортификационное сооружение, ныне называемое археологами валом Байлама.
«Протяженность Байламы равна 550 метрам, а изначальная высота стены от скального основания рва с учетом парапета могла составлять более 3 метров, - пишут Астафьев и Богданов. - Примерная оценка объема трудозатрат при возведении вала составила около 3 000 тонн перемещенного камня и примерно 1 500 кубометров извлеченного грунта».

Плато, огороженное с юго-востока рвом Байлама.
Естественно, на карты Клавдия Птолемея город попал не из-за размеров защитного рва, а по причине значимости Каракабака-Аспаботы для трансконтинентальной торговли.
Заявить о том, что Каракабак является античной Аспаботой, Андрей Астафьев и Евгений Богданов решились только в конце 2024 года. В 2025-ом они издали монографию «Поселение Каракабак на северо-восточном берегу Каспийского моря (I – середина VI в.)». Археологи любезно поделились результатами своих исследований с читателями «АТ».
Доказательства
Каким же образом археологам удалось доказать, что Каракабак является Аспаботой, описанной в трудах античных ученых.
«К сожалению, до настоящего времени сохранилась лишь малая часть наследия Клавдия Птолемея относительно мироустройства в пределах Каспийского моря, - объясняют археологи. - Одним из источников являются описания и гравированные карты для переиздания «Географии», выполненные фламандским географом и картографом Герардом Меркатором в 1578 году и выложенные в цифровом формате… Указывая географические координаты населенных пунктов и водоемов, Птолемей учитывал «четыре основные категории сведений: 1) сетку ключевых широт и долгот – так называемых «климатов» и «часовых поясов»; 2) геометризированную схему очертаний основных регионов; 3) периплы или описания побережий на основе каботажных плаваний; 4) итинерарии или описания дорог… Нам показалось интересным обратиться к анализу птолемеевских карт Азии (II, III, V, VII) и сопоставить их с современными представлениями об исторической географии Каспийского моря. Для воссоздания полных очертаний контура Каспия, с прилегающими к его берегам населенными пунктами, реками и историческими областями, карты сводились к единому масштабу, согласно одной координатной сетке. Совмещение меркаторовских и «цифровых» очертаний Каспия показали практически полное совпадение».
«Для нас особенно важным представляются указанные Птолемеем четыре крупных населенных пункта (полиса) каспийской береговой локации – Албана, Гейтара, Кирополис и Аспабота, причем первые три сконцентрированы на юго-западном секторе побережья Каспийского моря, и лишь один - Аспабота - на восточном, - объясняют ученые. - В своем приложении к седьмой карте Азии Клавдий Птолемей сообщает: «Ἀσπάβωτα», «полис, расположенный на восточном побережье Гирканского моря, севернее устья Окса, входит в число важных городов Скифии по эту сторону Имаонских гор» (Ptol. VI. 14, 2). «В Аспаботе самый длинный день – 153/8 часа. Расстояние от Александрии на восток составляет примерно 2% h (23/4 ч)».

Раскопки древнего города.
В античные времена Оксом называли Амударью. Которая ныне, как известно, с трудом доносит свои воды до остатков Аральского моря. Но в годы, когда трудился Клавдий Птолемей, Амударья впадала в Каспийское (Гирканское) море, что является научным фактом. Известна даже часть сохранившегося старого русла Амударьи, именуемое Узбой.
С 4-го века нашей эры, когда Амударья изменила свое течение, и связывают начало периода расцвета открытого археологами полиса. В это время купцам из Азии стало удобнее и выгоднее доставлять свои товары по небольшому сухопутному участку до Каракабака-Аспаботы, являющегося к тому же морским портом.
Археологи считают, что образовавшийся «новый торговый маршрут начинался в районе Каракабака-Аспаботы, вел через Северный Каспий к устью реки Терек и далее в Северное Предкавказье». «Оттуда, по кубанскому речному коридору, он продолжался через Северное Предкавказье к побережью Азовского моря (Меотиды)».
Торговый центр
Предметы, обнаруженных в ходе раскопок, указывают, что Каракабак имел очень обширные торговые контакты – «с Индией, Ираном, Согдом, Хорезмом, населением Нижней Сырдарьи и Среднего Поволжья, Прикаспийского Дагестана и Центрального Предкавказья, античными колониями Нижнего Дона, Кубани и Крыма».

Торговые пути, проходившие через Каспийский регион.
Простоял Каракабак-Аспабота до середины 6-го века. К упадку город пришел, вероятно, из-за разрушительного землетрясения, вслед за которым последовало значительное обмеление Каспийского моря, называемого учеными дербентской регрессией. В этот период уровень воды опускался на 32 метра.
Несмотря на то, что раскопки на Каракабаке стартовали в 2017 году, можно сказать, что археологи находятся лишь в начале своего исследовательского пути. Еще неизвестно, кем был основан античный город. И когда именно на Каспии зародилось мореходство. Так, Андрей Астафьев и Евгений Богданов пишут, что в папирусах 5 века до нашей эры, обнаруженных в египетском Мемфисе, сообщается о племени каспиев, которые строили персидский флот.
Иллюстрации взяты из монографии Астафьева А.Е. и Богданова Е.С. «Поселение Каракабак на северо-восточном берегу Каспийского моря (I – середина VI в.)», опубликованной в XXV томе «Материалов и исследований по археологии Казахстана».

Совмещение меркаторовских и «цифровых» очертаний Каспия показали практически полное совпадение», - объясняют археологи.

Реконструкция жилых строений, раскопанных на Каракабаке.

Элементы благоустройства жилой комнаты.

