Нефтяники воровали подземные воды месторождения «Кокжиде»


Три крупные нефтяные компании загрязнили пески «Кокжиде»


Три нефтяных гиганта в этом году загрязнили пески «Кокжиде». Департамент экологии уверяет, что подземные воды подверглись незначительному влиянию. А независимые экозащитники уверены, что даже малая концентрация углеводородов кардинально изменила химические качества воды.

Артур САЙЫН


Месторождение «Кокжиде» было разведано в 1983 году. Запасы вод, по оценкам экспертов, составляют около 1,5 млрд кубометров, способных покрыть потребность практически всего западного региона Казахстана. Актюбинские экоактивисты не раз заявляли, что вода может быть отравлена в результате варварской деятельности нефтяных гигантов.

В этом году крупные компании, активно добывающие черное золото: АО «СНПС Актобемунайгаз», ТОО «Фирма Ада Ойл» и АО «КМК Мунай» - загрязнили нефтью земли в районе месторождения «Кокжиде». К тому же, одна из них без разрешения использовала подземные воды. Об этом стало известно из официального ответа Департамента экологии, подписанного его руководителем Нуржаном Аккул, на журналистский запрос репортера «АТ». Нарушения удалось выявить в ходе совместной проверки, проведенной экологами и прокурорами.

Кто и что натворил?

В результате последних проверок экологи выявили локальные загрязнения земли нефтепродуктами возле 20-и скважин АО «КМК Мунай». Максимальная площадь загрязнения, как следует из ответа экологов, не превышала 2м2 при глубине пропитки не более 15-20 см. За допущенные нарушения экологического законодательства на компанию наложено 50 административных штрафов на 12,3 млн тенге и выдано предписание о возмещении экономического ущерба на сумму 3,2 млн тенге.

На одной скважине АО «СНПС Актобемунайгаз» выявлено загрязнение 2,5 м2 земли при глубине проникновения не более 20 см.

«По выявленным нарушениям на месторождениях «Жанажол», «Северная трува» и Жанажольского нефтегазоперерабатывающего комплекса наложено 54 административных штрафа на сумму 228,6 млн тенге и выдано предписание о возмещении экономического ущерба за загрязнение окружающей среды на сумму 792,2 млн тенге. В настоящее время по иску АО материалы находятся на рассмотрении в суде», - указано в ответе.


Ежегодно фиксируются загрязняющие вещества в подземных водах, но их концентрация якобы не превышает критической отметки.


Покусились на воду

ТОО «Фирма Ада Ойл» загрязнило земли площадью 40 м2 и глубиной не более 2,5 м возле 22 скважин. Также выяснилось, что ТОО не погнушалось использовать подземные воды «Кокжиде», однако в департаменте не уточнило, для каких именно целей:

«За допущенные нарушения экологического законодательства на ТОО наложено 24 административных штрафа на общую сумму 64,8 млн тенге. Кроме того, выявлено использование без разрешения на специальное водопользование подземных вод «Кокжиде», за что к ТОО предъявлен и взыскан экономический ущерб на сумму 17,03 млн тенге, также за выбросы в атмосферу без разрешения на эмиссии в окружающую среду при разработке песчаного карьера предъявлена претензия на сумму 5,5 млн тенге и наложен административный штраф на сумму 0,6 млн тенге».

Что говорят нефтяники?

Проблему загрязнения позёмных вод «Кокжиде» редакция «АТ» вместе с общественностью поднимает с 2011 года. Но только (для полной объективности) ни разу не удавалось поговорить с представителями нефтекомпаний. В августе мы направили журналистские запросы с просьбой о проведении интервью четырём фирмам. Однако ни одна из них не изъявила желание беседовать об уникальном в своем роде месторождении «Кокжиде», одни сослались на карантин, другие просто не стали ничего объяснять.

Предвидя подобный результат, редакция в тех же запросах попыталась выяснить, как компании предотвращают загрязнение подземных вод, используют ли их для собственных нужд и многое другое. Далее мы приведем ответы каждой компании.

ТОО «Фирма Ада Ойл»

ТОО «Фирма Ада Ойл» оказалась наименее открытой к журналистам. ТОО в своем ответе не сообщило ни об объемах ежегодно выкачиваемой нефти, ни о количестве нефтяных скважин. По данным, предоставленным Министерством энергетики газете «Актобе Таймс», фирма имеет 38 действующих и 15 недействующих нефтяных скважин. В 2022 году компания планирует пробурить еще 2 скважины.

Фирма осуществляет промышленную эксплуатацию месторождения «Башенколь» с 2013 года. Как было сказано выше, экологи установили, что компания использовала подземные воды «Кокжиде» без разрешения, хотя в ответе на наш запрос фирма сообщила: «Вода, сосредоточенная в песчаном массиве «Кокжиде», ни в технических, ни в технологических, ни в каких-либо иных целях компанией не используется. Водозаборные скважины располагаются за пределами песчаного массива «Кокжиде».

«В 2019-2020 годах специализированной организацией проводились научно-исследовательские работы по выявлению возможных загрязнений в пределах территории песчаного массива «Кокжиде» месторождения «Башенколь». Согласно их заключению, неблагоприятное влияние производственной детальности компании на окружающую среду не выявлено», - значится в официальном ответе за подписью генерального директора Ким Тэён.

АО «КМК Мунай»

АО «КМК Мунай» имеет 67 нефтяных скважин вблизи песков «Кокжиде». По информации Министерства энергетики, у компании также есть 16 недействующих скважин. Нефть добывается механизированным способом. За 7 месяцев этого года добыто почти 50 тысяч тонн нефти, а в прошлом году более 90 тысяч тонн. К слову, 50% акций АО «КМК Мунай», по данным официального сайта компании, владеет АО «СНПС Актобемунайгаз».

На вопрос, используются ли воды из «Кокжиде», компания отвечает следующим образом:

«В соответствии с утверждённой технологической схемой, для технических нужд и поддержания пластового давления используется попутная вода с нефтяных пластов после подготовки на участке подготовки нефти. Техническая вода дополнительно используется в качестве питательной воды для работы парогенераторов.

Вода, используемая для технических нужд, берется из водозаборных скважин месторождения Кумсай, которые расположены на расстоянии около 15 км от песчаного массива «Кокжиде». Водозаборных скважин для технических нужд в пределах массива «Кокжиде» нет», - говорится в ответе за подписью и.о. президента АО «КМК Мунай» Самата Берденова.

Случаи загрязнения подземных вод фирма также не выявляла.

АО «СНПС-Актобемунайгаз»

АО «СНПС Актобемунайгаз» имеет 10 действующих и 2 ликвидированные нефтяные скважины на месторождении «Кенкияк-подсолевой». Нефть добывают фонтанным и газлифтным способом. За 7 месяцев текущего года добыто почти 16 тысяч тонн черного золота, тогда как в прошлом году удалось добыть свыше 29 тысяч. Компания также уверяет, что не использует подземные воды для своих нужд:

«Добыча нефти на месторождении «Кенкияк-подсолевой» производится без поддержания пластового давления, то есть закачка воды для вытеснения нефти в этом блоке не применяется, компания не осуществляет забор для целей обратной закачки.

На месторождении «Кенкияк» закачка воды в пласт проводится только в двух зонах, которые находятся вне песков «Кокжиде», и в геологическом плане отделены месторождения пресных вод. Закачка воды в пласт в этих двух зонах осуществляется для поддержания пластового давления в герметизированной системе подземных коллекторов. Для этой закачки используется попутная (подтоварная) вода, которая отделяется от нефти, добываемой не на месторождении «Кенкияк-подсолевой», а на месторождении «Кенкияк-надсолевой». В пределах песков «Кокжиде» добыча нефти производится на естественном режиме энергии пластов без закачки фронта воды.

Фактов загрязнения подземных вод месторождения «Кокжиде» со стороны АО «СНПС-Актобе Мунайгаз» не было», - указано в официальном ответе администрации генерального директора компании.

Фирма также рассказала и о других мерах, препятствующих загрязнению подземных вод в районе добычи:

«Основным мероприятием по предотвращению загрязнения подземных вод при бурении в песчаном массиве являлось строгое соблюдение конструкции скважины, спроектированной на основании «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

В целях обеспечения безопасности подземных резервуаров вод скважинный ствол в процессе строительства перекрывался обсадными трубами с последующим цементированием затрубного пространства, что давало гарантию разобщения пластов и недопущения загрязнения поземных пресных вод».

«Мы говорим о тотальной загрязненности воды»

Как мы видим, все три компании единогласно утверждают, что не загрязняют подземные воды «Кокжиде». Стоит отметить, что пробы отбираются подрядными организациями по договору с нефтекомпаниями, отсюда, естественно, вытекает вопрос о прозрачности и достоверности данных.


Пробы с подземных вод берут аффилированные с компаниями подрядчики, в таком случае насколько обеспечивается достоверность и прозрачность данных?


Выявление незначительных загрязнений, о которых нам сообщает Департамент экологии, вовсе не означает, что пресная вода Кокжиде находится в безопасности. Об этом заявляет кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии Акылжан Телеуов:



- Все зависит от состава нефти в первую очередь: тяжелая или легкая. Но самое главное, что очень трудно определить традиционными методами масштаб и характер загрязнения по всему горизонту водоносного слоя. По- любому, идет засоление пресных вод и загрязнение их компонентами нефтяного происхождения. Ведь часть нефти при разложении распадается и идет осаждение. А если есть проникновение нефти, значит, и буровые растворы, и различные растворители попадают, то есть мы говорим о тотальной загрязненности воды. Снижение нефтепродуктов, как утверждают власти, связано с тем, что нефть распадается. Окисляется, расщепляется под действием микроорганизмов и так далее, то есть трансформируется, меняя геохимические качества воды.

По данным Министерства энергетики, в ближайшие 5 лет в районе песков «Кокжиде» планируется бурение еще 6 нефтяных скважин. В 2019 году общественники предупреждали, что интенсификация поисковых и разведочных работ может привести к безвозвратной утрате месторождения подземных вод «Кокжиде».

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031