13 000 кошек и собак уничтожены: зоозащитники требуют прекратить массовое убийство животных в Актобе



В городе не утихают споры вокруг бездомных животных. Общественники заявляют об участившихся случаях насилия над собаками и кошками. А также сообщают о том, что горожане стали массово избавляться от своих питомцев из-за боязни коронавирусной инфекции. Выбрасывают на улицу даже породистых.

Артур САЙЫН


Пятого октября состоялся круглый стол с участием зоозащитников, ученых, госслужащих и депутатов городского маслихата.

Председатель актюбинского общества защиты животных «Камкор» Татьяна Острецова принесла в качестве доказательства изуверств кошку без одной лапы и глаза, а вдобавок с ожогами на голове.

- Вы все знаете, что 4 октября весь мир отмечал День защиты животных. К сожалению, если весь мир отмечает какие-то успехи, у нас это день плача, - говорит Острецова. - Потому что защита животных у нас далеко не на том уровне, на каком должна быть. Я принесла вам кошечку, которую просто выбросили по гендерному признаку, потому что она не котик. Ей выбили глаз. Посмотрите на ее хвостик, – он наполовину мертвый, на голове след от ожога, левой лапки у нее вообще нет. Лапка удалена специалистом, наложен шов, при этом кошка валялась на улице. Сейчас кошку стерилизовали, ее зовут Мурочка. Это последнее мое «приобретение», которое в полной мере характеризует состояние нашей помощи животным. Мы встречаем каждый день брошенных животных, потому что наши люди «очень добрые». В районе «Болашак» стаи собак не дают пройти: а откуда они? Это дачный сезон закончился, теперь они не нужны. Да, может быть, нас называют «зоошизами», но лучше пускай так, чем зооманьяками.

Как врач-педиатр, как преподаватель с большим стажем, я могу сказать, что сейчас мы видим какое-то дикое озлобление у детей. Они с радостью выкручивают лапки, причем родители, бывает, поощряют это. Последние два года тяжелые для нас с вами: люди болеют, да и сам вирус сильно влияет на психику. Начались массовые выбросы кошек на улицу, потому что у кошек есть коронавирусная инфекция, но она у них всю жизнь была. Кошки не являются опасными для человека в этом плане.



Татьяна Петровна напомнила собравшимся, что вопрос гуманного регулирования численности бездомных животных волонтёрами поднимался не раз, причём при акиме области. Общественники настаивают на введении массовой стерилизации.

- Вопрос по поводу бездомных животных я поднимала на заседании общественного совета 5 раз: при бывшем акиме 3 раза и 2 раза при новом, - отметила Острецова. – Стерилизация - это один из гуманных методов, применяемых во всем мире. «Казхром» сегодня - единственное предприятие в нашем городе, которое уже в течение трех лет спонсирует эту программу. Но это капля в море. Потому как, чтобы получить достаточный эффект, нужно простерилизовать в течение года как минимум 2 000 особей, у них же получается 200 (максимум). И мы понимаем, что возможности тоже небезграничны...

Далее взял слово эколог Юрий Тимофеев. Мужчина в 2018 году провел 10-месячное исследование по проблеме бездомных собак и защитил магистерскую диссертацию на эту тему. Он вывел научно обоснованную методику для сокращения особей безнадзорных животных.



- Целью моей работы было провести экологический мониторинг популяции бездомных собак, - говорит Юрий Тимофеев. - Для выявления численности использовался метод учета по типовым участкам. Территория города была разделена на примерно равные участки. При данном разделении получились области с примерно одинаковой плотностью застройки, населением и инфраструктурой. С помощью метода учета была получена примерная численность бездомных собак для каждого типа городской застройки и в целом для города Актобе, она составила 2 357 особей. Средняя плотность населения бездомных собак составила по городу примерно 11 особей на квадратный километр.

- В качестве мер по регуляции численности бездомных нужно на законодательном уровне обязать владельцев предприятий вести учет охранных собак на их территориях, потому что в промзоне достаточно большое количество собак, где они размножаются бесконтрольно, они находятся на свободном выгуле. Необходимо проводить их стерилизацию, обеспечивать питанием, проводить ежегодный ветеринарный осмотр и вакцинацию. Также предлагается ужесточить меры контроля над содержанием собак в частном секторе. Каждая собака, содержащаяся в доме или на дворовой территории, должна состоять на учете, проходить ветеринарный контроль и быть привитой. Владелец обязан контролировать воспроизводство животного путем их стерилизации либо контролировать эти случаи с последующей регистрацией и «пристройством» приплода. Также вести строгий контроль и учет над содержанием домашних собак в квартирах. Таким образом, плотность популяция снизилась бы естественным путем. Агрессивных и больных животных предлагается подвергать умерщвлению гуманным путем либо распределить их по местам временного содержания. Эффективным методом для контроля численности предлагается также ликвидация мест, которые могут быть использованы домашними животными в качестве логова: заброшенные строения, законсервированные стройки, открытые подвалы, теплотрассы, - заключил он.

Гуманностью не пахнет

В Актюбинской области бюджетом не предусмотрены ни стерилизация, бездомных животных, ни их содержание в приютах. К слову, о последнем: в решении маслихата Актюбинской области от 5 июня 2013 года за №122 «О правилах содержания и выгула собак и кошек, отлова и уничтожения бродячих собак и кошек в городах и других населенных пунктах Актюбинской области» значится, что пойманные животные должны содержаться не менее 10 дней в изоляторе до их умерщвления. Это на случай, если найдется хозяин или добрые руки. Однако такого изолятора ни в городе, ни в районах нет.



Заместитель руководителя управления ветеринарией Иса Базаров уверяет, что ветеринаров заставляет заниматься уничтожением животных закон:

- Дело в том, что в Законе «О ветеринарии» прописаны наши функции: это отлов и уничтожение, а слова «содержание» нет. Поэтому на сегодняшний день деньги на это не выделяются. Я специально пошел в управление экономики, управление финансов. Писал письмо министру сельского хозяйства с тем, чтобы поменяли закон, потому что общество требует этого. Мы занимаемся лечением животных и уничтожением, последнюю функцию надо убрать и отдать в конкурентную среду. Недавно ездил в Нур-Султан, я говорил об этом с Даригой Назарбаевой. В конце концов, вы правы: кто-то должен этим заниматься. Но закон не позволяет нам. Никто не выделяет деньги на содержание, а на отлов и уничтожение - пожалуйста. У нас гуманная специальность, но дают такие распоряжения. Мы вынуждены этим заниматься, ведь мы - государственные служащие.

По словам Исы Базарова, в этом году на отлов и уничтожение выделено 34 миллиона тенге. В области уже уничтожено 13 тысяч бродячих собак и кошек, из них 4 300 по городу.



- Как с течением времени менялась сумма на отлов и уничтожение? У вас есть обоснование, проводился ли анализ? – задал вопрос И. Базарову депутат городского маслихата Хайдар Ильясов.

- Ну, разные суммы были: один год 50 миллионов, другой - 40 миллионов. А анализ какой? Каждый год, сколько уничтожается собак и кошек, берется среднее число, плана у нас нет, работаем по заявкам. Допустим, сельские округа дают заявку на 30 миллионов, соответственно и выделяются деньги, - поспешил ответить И. Базаров.

Черный бизнес?

Бездомных животных из Актобе служба отлова отвозит в частный приют «Ника» в посёлке Кызылжар. Там же расположены и печи для сжигания трупов, которые в аренду берет государство у «Ники». В собачьем «концлагере», (так прозвали его волонтеры) репортер «АТ» побывал зимой этого года вместе с акимом города и защитниками животных. Тогда волонтеры нашли больных собак, которые не были изолированы от других. («Это не приют, а концлагерь». №4 (727) 28.01.2021). Здесь кое-как положенные 10 суток животные ждут окончательного решения: усыпят или заберут. В районах области дело обстоит еще хуже: таких приютов практически не найти, в этом случае времени на раздумья просто нет.

У зоозащитников большие сомнения вызывает деятельность «Ники». По их мнению, это место приносит солидный доход за убийство животных:

- Я нашла материал 2016 года, там «Ника» называлась неправительственной организацией. Теперь они стали частной организацией, - продолжила Татьяна Острецова. - Статуса конкретного нет у нее. У меня, допустим, погибает собака, я звоню человеку, чтобы он забрал труп, спрашиваю, сколько стоит кремация, мне говорят: 3-4 тысячи. Я прошу квитанцию, он мне не дает. Эта собака потом может быть записана как бездомная - и идет второй учет. Это у нас какая-то неприкосновенная организация? Как у вас налажен там вообще учет? Почему бы не организовать и не поддерживать другие мини-приюты? Надо понимать, что в домах, где нет кошек, при уровне нашей санитарной культуры, обязательно появляются мыши и крысы. Есть волонтёры, которые душой горят, а есть и те, которые ищут выгоду.

Представитель управления ветеринарии отметил, что о таких фактах ему неизвестно: якобы все случаи умерщвления документируются в специальном журнале.



Заведующий одним из секторов отдела сельского хозяйства Мир Мамутов считает необоснованными обвинения в адрес приюта:

- Вы сейчас обсуждаете «Нику», а о проведении этой конференции они оповещены? Надо было их пригласить. Единственный, вроде бы, приют, который временно содержит собак и кошек. За глаза их обсуждать - зачем это? Я их не защищаю. Но если кто не знает: владелец ее - участник афганской войны, которую прошел лично со своим псом.

- Мы уже тысячу раз это обсуждали. По-вашему, там хорошие условия, вы там были? – возразила Татьяна Петровна.

- Я не соглашусь, что там живодеры и всех направо-налево уничтожают. Ну, плохие или хорошие, ну, определённые условия существуют… Проблемы есть, ссылаемся на отсутствие закона. Есть специалисты, пусть они тоже инициируют какие-то шаги для положительного решения этого вопроса, давайте в эту сторону думать, - заключил Мир Мамутов.

- Этот вопрос не решится, потому что на сегодня деньги не выделяются на строительство приюта. Пока не выделят - вопрос не решится! - повторил Иса Базаров.

В завершение круглого стола градус конфликта стал снижаться. Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии университета им. Жубанова Акылжан Телеуов предложил вновь поставить вопрос о бродячих животных в маслихате.



- Вопрос о бродячих животных в научном плане ранее в Казахстане не был освещен, это показывает отношение к этому вопросу не только на законодательном уровне, но и на бытовом. Те вопросы, что поднимает Татьяна Петровна, – это, по большему счету, крик души. Сейчас показали котенка, которому хирургически отрезали лапку и бросили на улице. Мне кажется, нам должно быть стыдно. Мы не владеем ситуацией, мы должны выйти с предложением в маслихат, чтобы провести мониторинговые учетные исследования. Мы должны понимать, кто есть волонтёр, а когда человек извлекает какую-то выгоду, - отметил Акылжан Телеуов.

Проектный юрист Информационно-консультативного центра «Дәріс» Наталья Исхакова предложила тщательнее рассмотреть вопрос стерилизации животных.

- Я тоже принимала участие в поиске нормативно-правовых документов, - говорит Наталья Исхакова. - Меня поразило, что в каждой области, каждом регионе свои отдельные правила (по отлову и уничтожению бродячих животных. – Авт.). – Это, конечно, недопустимая ситуация: должны быть единые стандарты по всей республике. Второе: не только закон о защите животных, но и массу подзаконных актов сразу нужно проработать. Заниматься этим должны не только в парламенте, но и снизу, причем предметно. В том числе, если будут узаконены приюты, пусть ими занимаются не неизвестно кто, а должен быть фонд, определённая организация. Я хотела бы, чтобы сравнили эффект от уничтожения животных и стерилизации. С каждым годом ведь уничтожают тысячи, но, значит, собак и кошек меньше не становится?

Отметим, что, хотя вопросы гуманного регулирования численности собак и кошек поднимаются чуть ли не ежегодно, общественники считают, что их не слышат.




Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930