Психологи или сектанты: как недоучки и дилетанты зарабатывают на душевном здоровье казахстанцев

Психологи или сектанты: как недоучки и дилетанты зарабатывают на душевном здоровье казахстанцев


Почуяв золотую жилу, шарлатаны и проходимцы ринулись на поприще врачевания человеческих душ. В Казахстане объявлять себя психологами начали сомнительные лица без специального образования, но владеющие сертификатами, раздаваемыми налево и направо. Настоящие психологи бьют тревогу: после сеансов с такими горе-специалистами жертвы оказываются в глубоких ямах экзистенциального кризиса. Пациенты отдают последние деньги, но их проблемы только усугубляются. После перенесенного опыта не каждый находит в себе силы обратиться к квалифицированным специалистам. А всё потому, что из-за расплодившихся дельцов психология и психотерапия напрочь дискредитируются.

Артур САЙЫН,
Ренат ТАИПОВ


Девушка, называющая себя психологом и психотерапевтом, с гордостью сообщает на своей странице в Instagram, что у ее клиентов происходит «радикальная трансформация сознания» уже на втором сеансе.

«За неделю убираем все детские травмы, психотравмы, депрессии и так далее. Весь навоз в голове и душе – всё вычищаем!» - заманивает она. Психологиня подразделяет свои услуги по «пакетам»: чем больше проблем, тем дороже курс терапии. Одна из якобы довольных клиенток отзывается: «Всего за 4 часа я нашла себя и своё любимое дело!»

Другой психолог (он называет себя «экспертом по осознанным переменам») предлагает шаманские услуги. И при этом в своем портфолио демонстрирует диплом психолога государственного образца!

Следующий «эксперт» с серьёзном видом декламирует: «Позор тем мужчинам, что берут в долг деньги у женщин. Ты не состоялся как личность. К тебе нет доверия. Уж лучше последнее продать, чем терять свое мужское достоинство». К слову, на него подписано больше полумиллиона человек.

Таких специалистов объединяет несколько моментов. Зачастую никто из них не показывает дипломов о наличии профильного образования (за исключением той девушки, что практикует шаманизм).

Все они обладают множеством сертификатов, подтверждающих прохождение, к примеру, 10 часов курса психотерапии. Некоторые не гнушаются демонстрировать простые сертификаты участия в разнообразных онлайн-лекциях.

Не всегда понятно, каких направлений и школ придерживаются эти «психологи». Но каждый норовит доказать свою успешность и профессионализм - будто бы знает как выбраться из любого кризиса.

Псевдопсихологи выглядят апостолами новых учений, относясь к клиентуре, как к преданной пастве. Кажется, что вся терапия зиждется на их личности, на их авторитете, но никоим образом не подкреплена научными знаниями. Об этом свидетельствуют отзывы последователей таких «психологов», которые благодарят судьбу и Бога, что встретили именно этих врачевателей человеческой души. Еще одна особенность: апостолы от психологии, как правило, избегают слова «клиент» и предпочитают обращаться к своей аудитории таким образом: «мои люди», «мои девочки», а иногда даже – «мои джедаи».

Такое поведение и обращение с пациентами явно противоречит профессиональным стандартам и этическим нормам.

Отлаженный бизнес

Врач-психотерапевт с многолетним стажем Ирина Гречка констатирует: так называемых психологов действительно развелось очень много. И всё из-за отсутствия должного контроля. Новоявленные псевдоспециалисты обходятся краткосрочными курсами и сразу же принимаются лечить душевные раны.



- Сейчас у нас всё в два притопа, три прихлопа: везде идет реклама курсов по обучению психологии, - признает Ирина Гречка. - Многие успешные психологи предпочитают преподавать нежели зарабатывать на практике, потому что так больше заработаешь денег и, по сути, не отвечаешь за результат. Конечно, у этих людей (прошедших курсы. – Авт.) не академическое образование, они просто получают сертификат. А как практически они эти навыки отрабатывают, остаётся под большим вопросом. Причем у них степень самоуверенности круче, чем у тех, кто получил академическое образование. Ко мне пациентка пришла с проблемой (она сама проходит подобные курсы) и говорит мне: «А почему бы и вам не пройти? Я вот уже практикую, помогаю людям». А потом приходит ее сын, и там все ясно становится о её «помощи»…

Ирина Гречка отмечает, что некоторые из так называемых специалистов обладают знаниями манипулятивных техник, но не способны распознать причину недуга.

- Многие из них идут как психологи-педагоги, и потому не видят клинической подоплеки, - поясняет И. Гречка. - Соматика оказывает влияние на психику и наоборот – это взаимный процесс, а у них это мышление не отработано. Они обладают знаниями манипулятивных техник, которые помогают им решать некоторые психологические проблемы.

«Почти все мои пациенты прошли через этих психологов»

По словам эксперта, многие психологи берутся работать над проблемами, относящимися к психическим патологиям. И это приводит к печальным результатам.

- Они тоже могут заниматься психотерапией, но полного объема патологий они не видят. Есть такое понятие, как панические атаки или паническое расстройство личности. И здесь, чем раньше человек обратится, тем быстрее мы решим эту проблему, - продолжает Ирина Гречка. - Без медикаментозной помощи никакое «бла-бла-бла» не пройдет. А они могут подолгу философствовать по данному поводу, всякие психоанализы проводить, вести борьбу со страхами и прочее. Почти все пациенты, которые приходят ко мне с паническим расстройством личности, прошли уже через этих психологов. Получается, что человек страдает, у него же есть соматические проблемы. Допустим, на фоне панических атак появляется давление, если не блокировать это состояние, то в конце концов это может перейти в органическую форму заболевания с действительной гипертонической болезнью. Хорошо, что некоторым из психологов хватает ума отправить человека к врачу, но многие продолжают свои изыскания проводить.



Однобокий подход

Эксперт также обращает внимание на то, что многие дилетанты придерживаются одной методики или направления в психологии и психотерапии. Тем самым, не считаясь с индивидуальными особенностями человека.

- Есть несколько школ, направлений в психотерапии, я одной какой-то методики не придерживаюсь: знаю НЛП, эриксоновский гипноз, гештальт, психоанализ - всё это используется для каждого случая индивидуально. А этим «экспертам» что вбили в голову, того они и придерживаются. Чаще всего у них принцип лечения – погружение в травмирующую ситуацию. Непременно надо им, чтобы человек лицом к лицу встретился со страхом. Они говорят: «Вот давайте вспомним эту травму» - и постоянно макают психологически в эти воспоминания. Слушайте: чтобы помочь человеку, надо сначала найти его ресурсное состояние! Если поднимешь это состояние, он сам справится со своей травмой. А у них всё строится вокруг того, что все вокруг оказываются виноваты. Например, родители когда-то создали травмирующую ситуацию. Да, она была, но сейчас ты уже взрослый человек, и надо показать, как действует взрослый человек. Можно с помощью препаратов, с помощью гипнотерапии поднять ресурсное состояние личности. Вот основная тактика психотерапевта!

Без денег и надежды

Возможностью заработать на душевных ранах пользуются и врачи, которые не имеют никакого отношения к психотерапии.

- Даже врачи, чаще всего неврологи, тоже таких пациентов берут и пытаются сами их лечить. Хотя должно быть разделение. Невропатологи занимаются больными с поражением нервной системы, а здесь психическая патология, органического повреждения нерва как такового нет. Ты это видишь, и твоя задача - отправить к психотерапевту. Зачем ты его крутишь и свои дорогие лекарства впихиваешь, да притом те, что не работают? Так люди деньги тратят, ходят на обследования всякие, а потом они приходят к тебе обесточенные, без денег и не верящие ни во что.



Надо лицензировать

Стоит отметить, что врачи-психотерапевты обязательно обладают лицензиями для работы с пациентами, в отличие от психологов немедицинского профиля. Кандидат психологических наук, профессор кафедры «Психология» университета «Туран», член Ассоциации психологов РК Анара Касымжанова считает, что именно отсутствие требований по обязательному лицензированию деятельности психологов привело к тому, что в стране расплодилось огромное число врачевателей душевных травм:

- К сожалению, у нас в Казахстане (да и на постсоветском пространстве) нет лицензирования деятельности психологов. Сейчас в нашей стране совершаются попытки поднять вопрос по лицензированию психологов, психотерапевтов, которые занимаются частной практикой и обучением. И мы надеемся, что это станет нормой.

А что там на Западе?

Еще одним механизмом контроля над психологами и психотерапевтами могли бы стать профессиональные ассоциации. Если на западе членство в ассоциации - важный критерий для оценки профессионализма психолога, то в Казахстане институциональная значимость таких ассоциаций находится на низком уровне.



- У нас есть Ассоциация психологов Казахстана, я уже более 15 лет являюсь её членом. При приеме в ассоциацию, мы подтверждаем свою квалификацию, уровень, специализацию, опыт работы. Но не все психологи, к сожалению, в ней состоят. Ассоциация является сообществом профессионалов, там оказывается взаимная поддержка, супервизия, обучение, повышение квалификации, обмен опытом. За рубежом ассоциации имеют больший вес: если коллеги видят нарушения этических норм, профессиональных норм, прав клиента или еще что-то, то они могут об этом сообщить. Могут применяться определённые санкции, вплоть до исключения из ассоциации и изгнания вообще из профессии, с лишением права заниматься этой деятельностью. У нас, к сожалению, таких норм нет, и поэтому ответственность в выборе специалиста остается за клиентом, а соблюдение этических и профессиональных норм остаётся личной ответственностью психологов, - заключила Анара Касымжанова.

Как выбрать своего психолога?

В консультировании и терапии существуют разные направления (психоанализ, гештальтпсихология, экзистенциальная психотерапия и др.). Какое из них подойдет именно вам, заранее сказать невозможно. Хороший психотерапевт обычно владеет несколькими методиками и сможет подобрать нужную.

Не каждый психолог подходит клиенту. Это как в спорте: вроде и спортсмен способный, и тренер заслуженный (многих в чемпионы вывел), но ничего у них с пациентом не получается. Не сработались. Если с одним конкретным психологом у вас не сложились отношения, не стоит отказываться от психологической помощи, нужно искать другого специалиста.

Лучше, чтобы у психолога было нечто, способное заменить лицензию в наших диких условиях. Например: свидетельство солидного учреждения о постдипломном образовании (желательно по психоанализу или клинической психологии), рекомендации от людей, внушающих доверие (внимание: дорогая реклама и ошеломляющая цена за визит рекомендацией не являются!), наличие научных работ (известный в профессиональной среде специалист не станет рисковать своим добрым именем).

Работа с психологом – это в первую очередь ваша работа. И не всегда она будет приятна. Часто именно болезненные моменты являются показателем продуктивности терапии.

Профессиональный психолог не дает советов, поэтому запрос (цель), с которыми вы придете, не должна быть сформулирована в стиле «доктор, подскажите, что делать?».

И все-таки вы должны для себя сформулировать запрос (цель): что вас в себе беспокоит, с какими проблемам вы хотели бы справиться? Работать без запроса – тяжело и неэффективно. В результате первые месяцы вашей работы будут потрачены исключительно на его формулировку.


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930