Деградация городов: как Актобе не повторить архитектурные ошибки Атырау, Туркестана и Астаны

Деградация городов: как Актобе не повторить архитектурные ошибки Атырау, Туркестана и Астаны

Фигуры оленей в парке Пушкина тоже можно считать частью исторического наследия.


Столичный архитектор-исследователь Темиртас Искаков рассказал, какие места и объекты можно сохранить в Актобе в качестве наследия. Он привел примеры откровенного варварства, которые практикуют в других регионах, и рассказал @aktobe_times как не дать разрушить и предать забвению то, что любишь в своем родном городе.

Артур САЙЫН


Темиртас Искаков занимается проблемами исторического наследия. Он собирает архивную информацию о столице, чтобы показать, как она меняется с течением времени и как могут навсегда исчезнуть памятные места, которые дороги горожанам (если о них не заботиться). Темиртас начинал с публикаций в Instagram, где выставлял фотографии исчезающего старого города, постепенно он собрал многотысячную аудиторию и небольшую команду. Сейчас его проект Fading.TSE проводит лекции, мастер-классы и даже исследования, посвященные проблемам городской среды. Недавно Темиртас по приглашению руководителя проекта «Горожанин Актобе» Батыржана Кусаинова побывал в нашем городе и на встрече с актюбинцами рассказал о важности исторической среды и о путях ее сохранения.

- Когда я жил уже 10 лет в Астане, то наблюдал, как каждодневно город исчезает, - рассказывает Темиртас Искаков. - Деградация исторической среды была налицо, но этот процесс был постепенный. Если ты не замечаешь, не документируешь и не изучаешь, то очень сложно понять, что и как пошло не так. Я только на десятый год жизни в Астане осознал, что зданий, с которыми у меня связаны воспоминания, просто нет. Я начал задаваться вопросом: что могу сделать. И начал много фотографировать, так и собрал большой архив.

На одной из первых фотографий изображено здание «Триумф Астаны». Раньше с ним соседствовали частные одноэтажные дома. И вот на одном из снимков Темиртас запечатлел бросающийся в глаза контраст: старенький дом на фоне современной высотки:

- Когда я опубликовал это фото, много людей начали писать в комментариях. Оказывается, в этом доме жил учитель физкультуры, так вскрылся большой запрос в городе на осмысление и обсуждение. И тогда я понял, что очень важно и нужно показывать город с той стороны, с которой в журналах не печатали.


Одна из первых фотографий проекта Fading.TSE вызвала большой интерес у астанчан. На снимке: частный дом на фоне здания «Триумф Астаны». Сейчас частных домов там нет.


Что объединяет города Казахстана?

По словам Темиртаса, есть две главные проблемы городов, которые актуальны для Казахстана:

- Первая - это деградация существующей исторической среды, снос исторической застройки и кризис идентичности городов. Это когда город теряет свое лицо. Мы это ощутили особенно в девяностых, в начале двухтысячных, некоторые исследователи в шутку называют это периодом турбокапитализма, когда мы перешли от государственной собственности к быстрой приватизации, и этот капиталистический бум привел к тому, что идентичность многих городов пришла в коллапс. И вторая основная проблема – это отсутствие внутренней мотивации к работе с наследием у всех стейкхолдеров. Под стейкхолдерами подразумеваю не только горожан, которые в принципе очень пассивные, но и акимат, и бизнес.

Одна из основных причин деградации исторической среды — это отсутствие продуманной и согласованной с обществом концепции развития городов в Казахстане. В самой Астане, например, нет градостроительного совета. Нас перед фактом поставили, что разработан генплан до 2030 года, и вот он будет принят, а люди не могут с ним ознакомиться. Вторая причина (деградации среды. – Авт.) – это отсутствие понимания, что такое наследие и зачем оно нужно.

По словам Темиртаса Искакова, памятные объекты в Казахстане практически ничем не защищены. Закон есть, но не всегда работает, объясняет эксперт.

- В Атырау есть микрорайон «Жилгородок» – это памятник республиканского значения, несмотря на это он сейчас полностью уничтожен, - продолжает Темиртас Искаков. - Потому что орган, который должен заниматься защитой, ссылается, что по бумагам у него только 4 адреса: это дворец культуры, водонапорная башня и два дома, а вся остальная жилая застройка оказалась разрушенной. Акимат снимает с себя ответственность, это в целом показывает, что нет никакой работы по защите.


Эта телефонная будка служила туалетом для одной из столичных семей. Активисты построили семье новое отхожее место, а будку почистили, отреставрировали и выставили в качестве экспоната.


Также эксперт отмечает, что в акиматах избирательно подходят к охране памятников, отдавая предпочтение современным, в ущерб тем, что достались нам с давних времен.

- На практике у акимата есть бюджет (например, 800 миллионов на содержание всех памятников). В 2015-2016 году из всего этого бюджета в Астане 600 миллионов тенге ушло на перекладывание плитки возле триумфальной арки «Мангилик Ел». Каждый год там отваливается плитка, потому что нет ливневой канализации, и во время снеготаяния и дождей там все топит. И потом, когда мы приходим в акимат с вопросом, почему фасад осыпается у того или иного здания исторического, они говорят: «Ну, у нас денег нет». Это к вопросу о том, какое наследие лучше или ценнее для акимата.

Что можно спасти в Актобе?

Критериев для оценки того, что является памятником или нет, очень много. По словам эксперта, их можно свести к нескольким главным:

- Если обращаться к критериям ЮНЕСКО, то основные признаки - это аутентичность и встроенность в среду. Под аутентичностью подразумевается подлинность строительных материалов, конструкции, строительной техники. Встроенность в среду - это то, что объект находится на своем месте, что его не разобрали и не собрали в другом.


Жилгородок в Актобе хорошо сохранился, считает эксперт.


Печальным примером, по словам архитектора-исследователя, может послужить перенос исторического здания аэропорта в Алматы. Турецкая компания вместо этого начала сносить здание и планирует его воссоздать в другом месте. Однако это уже не будет иметь ничего общего с историей.

- К сожалению, в Казахстане большинство объектов, признанных памятниками, из-за этих многолетних периодических манипуляций-реставраций утеряли свой подлинный вид, - говорит Темиртас. - В Туркестане, как вы знаете, не только мавзолей, но и комплекс сооружений, некрополей, подземных мечетей. То, в каком состоянии это все находилось, подразумевало его ценность, но, когда там начали проводить ремонт, аутентичность была во многом утрачена.

Темиртас побывал и в актюбинском Жилгородке. Архитектор говорит, что городу пока удаётся сохранить подлинный вид зданий и жилых домов.

- Мы проходили в Жилгородке, я увидел, что у фрагмента одного из домов отвалилась штукатурка, и там был виден послевоенный кирпич, который, скорее всего, привезли из Германии в качестве репарации. В Астане тоже когда-то целые улицы застраивались этими строительными материалами из Европы. Этот материал уникален тем, что был создан в то время, и мы его не сможем воссоздать, даже эту штукатурку. Отмечу, что дома такие, как у вас, лучше сохранены, чем в столице.

Второй критерий для признания объекта памятником, как говорит Темиртас Искаков, это историческая ценность.

- Если зданию физически больше 100 лет, и оно становится свидетелем или участником разных событий, например, в нем принимались решения об установлении советской власти. В Казахстане общественные и жилые здания 40-50-ых годов, я думаю, мы должны рассматривать, как исторически ценную застройку, потому что у нас период урбанизации очень короткий. Но это вопрос, конечно, дискуссионный.


Освобождение тополя-долгожителя.


Третий критерий – это символическая ценность, в этом случае памятником можно признавать все то, что сами люди считают ценным.

- Это могут быть самые незначительные пространства, места, которые имеют важную эмоциональную или символическую ценность для большого количества людей. В Англии есть госпортал, где даны инструкции, как подать тот или иной объект в качестве наследия. Если он соответствует критериям и проходит модерацию, утверждается комиссией, то он становится наследием. Например, лавочка, где сидел Джон Леннон: если определенное количество горожан посчитает объект важным, то его сохранят.

Эксперт также побывал в парке Пушкина. Там его внимание привлек фонтан с оленями, который, по его мнению, может иметь символическую ценность.

- Чаще всего такие маленькие детали, которые в сердце каждого горожанина, первыми уходят под снос. Если будет ремонт парка Пушкина, я на 99% уверен, что этих оленей просто снесут, - отметил Темиртас.

Спасали тополь-долгожитель и очищали здание от духа НКВД

Чтобы история города не забывалась, чтобы люди чувствовали с ним связь и сознавали значимость тех или иных мест, Темиртас предлагает актюбинцам последовать его примеру. В Астане он со своей командой организовывает пешие экскурсии по городу, устраивает лекции с участием местных историков и краеведов, и другими людьми, способными рассказать о том, что пока еще не вошло в учебники. Команда также стремится вдохнуть жизнь в давно позабытые места.

- У вас, я знаю, музей переехал в новое здание. Конечно, вы утратили капитал, как культурного объекта, у нас тоже практически схожая история с вами есть, - говорит Темиртас. - На протяжении 40 лет у нас был историко-краеведческий музей. Там последние 20 лет было посольство Украины. И когда оно съехало, там поселился архив. Мы пришли и предложили провести там фестиваль. У нас был маленький бюджет, мы просто договаривались с людьми, и нам предоставили бесплатно экспонаты и фотографии. Говорят, что здание строил один купец для своей невесты из Санкт-Петербурга. Она когда-то приехала в Акмолинск, и они прожили там три года, потом коммунисты забрали здание. В 30-е годы там размещался НКВД. Мы провели своеобразный обряд очищения, устроили сессию с кобызом. Для людей это был большой сеанс психотерапии, ведь коллективная память людям очень нужна, чтобы чувствовать связь с этим местом.

Еще одна из примечательных историй о том, как команда Fading.TSE борется за сохранение исторических объектов, связана со столичным тополем–долгожителем. Дерево, которому в 2020 году было 120 лет, скрывал высокий забор. Активисты создали аккаунт в Instagram и стали собирать фотографии горожан, сделанные в разные годы. Самый ранний — черно-белый снимок 1950 года, как пишет издание «Вечерняя Астана». Так собрался приличный архив, и горожане возмутились тем, что такое уникальное природное достояние закрыли от всех глухим забором. В конце концов, акимат убрал забор, а министр экологии пообещал, что возглавляемое им ведомство готово взять на себя ответственность по сохранению тополя.


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930