Фальшивые профосмотры: как жителей Актобе превращают в инвалидов

Фальшивые профосмотры: как жителей Актобе превращают в инвалидов


Из-за страха потерять работу, актюбинцы вынуждены терпеть тяжелые условия труда. Они скрывают на профосмотрах возникшие заболевания. Врачи, проводящие осмотры, обладают низким качеством знаний. Владельцы предприятий утаивают информацию о санитарном состоянии цехов, не желая платить заболевшим сотрудникам. Власти ликвидировали клиники и санатории, в которых казахстанцы, могли получить лечение.

Ренат ТАИПОВ


На казахстанских предприятиях отмечается чрезвычайно низкая выявляемость профессиональных заболеваний. И происходит это отнюдь не потому, что на заводах и фабриках в республике созданы прекрасные условия. Наоборот, уровень загрязненности, на многих предприятиях очень высок, нормы гигиены труда зачастую не соблюдаются. Но выявлять профессиональные заболевания не стремятся ни врачи, ни работодатели, ни сами работники. Всё это приводит к тому, что сотни казахстанцев страдают множеством заболеваний, в том числе вызванных различными видами хронических интоксикаций. А это в конечном итоге ведет к инвалидизации населения. О причинах происходящего в интервью @aktobe_times рассказывает врач-гигиенист и токсиколог, профессор ЗКМУ Арыстан Мамырбаев.



- Во вредных и опасных условиях труда у нас в Казахстане, согласно официальной статистике, занято почти 1,5 миллиона человек. В нефтегазодобывающей и нефтехимической промышленности (здесь преимущественно идет речь о трех областях Западного Казахстана) заняты около 350 тысяч рабочих. И, по сути, сейчас никому нет никакого дела до оценки условий труда, оценки охраны безопасности труда на этих предприятиях. Очень хромает качество проведения периодических медицинских осмотров. Нет дела и до оказания качественной специализированной медицинской помощи, - констатирует профессор.

Куда пропали профболезни?

- Дело дошло до того, что в Мангистауской и Атырауской областях, где сосредоточены предприятия нефтегазодобычи, за последние 10 лет не выявлено ни одного случая профзаболевания. В то время как в Карагандинской области ежегодно выявляются от 200 до 300 случаев первичной профессиональной заболеваемости. В Восточно-Казахстанской области - от 150 до 250 случаев таких заболеваний. Хотя условия труда (по вредности и опасности) приблизительно одинаковые, - объясняет профессор.

В соседней России, по словам Арыстана Мамырбаева, на аналогичных предприятиях в 2 раза чаще выявляют профзаболевания, а в Германии, Дании и Финляндии выявляемость выше в 5 раз.

- О чем это говорит? Не о том, что у них условия труда хуже, а о том, что у них более качественно поставлена медицина труда и диагностика, - признаёт профессор. - Наиболее грязное и опасное производство как раз-то у нас, в Казахстане. Согласно официальной статистике, в 20-30% случаев воздух рабочей зоны на всех промышленных предприятиях страны не соответствует санитарно-гигиеническим нормам по химическим веществам. По физическим факторам (шум, вибрация) – где-то от 10 до 20% несоответствия. По микроклиматическим параметрам – от 20 до 40% случаев. По тяжести и напряженности труда - от 10 до 20%.

Не хватает знаний

Как объясняет Арыстан Мамырбаев, одной из главных причин плохой выявляемости профболезней является низкое качество проведения медицинских осмотров, а это, в свою очередь, является следствием низкой квалификации медперсонала, который проводит осмотры.

- Должен оформляться заключительный акт периодического медосмотра, - поясняет профессор. - Должны выделять пять групп: здоровые, с начальными стадиями общих заболеваний, с выраженными формами общих заболеваний, с воздействием профессиональных рисков, непосредственно выявляемая профессиональная заболеваемость. И вот эти пять групп фактически нигде не формируют. И здесь вопрос не в том, что врачи не хотят этого делать: они просто не могут. У них нет достаточных знаний. Чтобы, к примеру, определить раннюю стадию хромовой интоксикации, у них должны быть реальные знания. А этого зачастую нет. Врачи должны проходить усовершенствование, специализацию по профпатологии, за что получают соответствующие сертификаты. Но если проверить, то бывает, что и сертификатов у многих нет.

Проверьте воздух рабочей зоны

Второй причиной плохой выявляемости профзаболеваний Арыстан Мамырбаев называет низкую заинтересованность работодателей:

- Если такое заболевание выявлено, то это прямо или косвенно указывает на то, что условия труда на предприятии не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Что на заводе уровень вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны значительно превышает гигиенические нормативы. С другой стороны, если выявится профессиональное заболевание, то работодатель должен обеспечить работнику за свой счет ежегодное санаторно-курортное лечение, должен будет оказывать помощь чуть ли не до конца жизни. Этого работодатели избегают.

Конверт – на лапу

Третьей причиной низкой выявляемости, по мнению профессора, служит страх, который испытывают рабочие:

- Если у сотрудника будет выявлена профзаболеваемость хотя бы в легкой форме, он должен с этого места работы переводиться на другую, менее опасную. А это ведет за собой потерю в заработной плате – двукратную, а может, даже трехкратную. Поэтому рабочие сами стараются идти на сокрытие профессиональной заболеваемости разными путями.

Самый простой путь – конверт для врача с вознаграждением за отметку «Здоров!».

Оставили, что приносило прибыль

Называет профессор Мамырбаев и четвертую причину коллапса.

- Советская система здравоохранения, действующая на промышленных предприятиях, ликвидирована. Раньше цеховой врач постоянно находился на заводе, контролировал условия труда, следил за состоянием здоровья работников. И вот эта цеховая служба здравоохранения полностью разрушена, ее нет как таковой! Были медсанчасти при заводах и предприятиях, работали санатории и профилактории, где можно было проводить реабилитационные, оздоровительные мероприятия – всё это уничтожено! В 90-х годах предприятия были приватизированы, и всю социальную сферу новые владельцы убрали: ликвидировали медсанчасти, санатории и профилактории. Оставили только то, что приносило прибыль, то есть сами предприятия. Это в общем-то и привело к тому, что условия труда в настоящее время на промышленных предприятиях оставляют желать лучшего.

Как рассказывает профессор, в советские годы при актюбинском филиале Национального центра гигиены труда действовала клиника, где работники предприятий с профзаболеваниями получали регулярное стационарное лечение. Аналогичные клиники были открыты в Шымкенте и Усть-Каменогорске. В настоящее время осталась лишь одна такая клиника, она действует в Караганде.

Профессор Мамырбаев считает, что казахстанские власти в ближайшие годы должны принять все меры для того, чтобы повысить качество медицинских осмотров и увеличить выявляемость профзаболеваний. А от руководства компаний необходимо потребовать соблюдения всех санитарных и гигиенических норм. Иначе здоровье населения республики будет только ухудшаться.

- У нас в Актюбинской области есть предприятия хромовой промышленности. Профзаболеванием здесь является хромовая интоксикация, - приводит пример Арыстан Мамырбаев. - Хром воздействует практически на все органы и системы организма – на центральную нервную систему, органы дыхания, на печень, на почки, на кроветворную систему. Хром обладает отдаленными эффектами – то есть влияет на гонадотропную функцию, на эмбриотропную функцию, обладает канцерогенным действием. И в советские времена на этих предприятиях в год фиксировалось от 2 до 30 случаев первично выявляемой хромовой интоксикации. Но последние 5 лет в Актюбинской области она вообще не выявляется!

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031