Школы и колледжи будут переходить на трехъязычное обучение
Актобе с визитом посетил вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев. На встрече поговорили о школьной форме, истории Казахстана, экспериментальных группах и подготовке преподавателей.
Елена РЫШКИНА
О традициях и телепроекте
Встреча работников образования с высоким гостем прошла в Актюбинском колледже транспорта, коммуникаций и новых технологий. В своем выступлении Есенгазы Имангалиев вел речь о разработке проекта документов по обновлению образовательных стандартов.
В основу разработки должны лечь: модернизация отдельных направлений нормативно-правовой базы, новая концепция развития спорта и физической культуры до 2025 года. А так же будет меняться подход к культурной политике. Вице-министр подчеркнул, что на базе фонда Первого Президента планируется создание общенационального центра по изучению казахстанских ценностей.
Рассказал в своем выступлении Есенгазы Имангалиев и о тех проектных планах, которые до сих пор в нашей стране были представлены мало. Так, задуман и будет внедряться специальный проект «National digital history». При нем из библиотек, архивных фондов будут сформированы специальные разделы оцифрованных материалов по теме национальной истории.
- Мы хотим разработать телепроект «Удивительный Казахстан» по малоизвестным достопримечательностям страны, - сообщил педагогам Есенгазы Имангалиев. – А так же разработать план мероприятий по совершенствованию правил использования и продвижения государственных символов. Так как у нас в стране шестнадцать регионов, восемьдесят семь городов и сто семьдесят шесть районов, то каждый из них имеет свой герб и флаг. При этом нормативная работа по символам никак не регулируется. Нужно создать геральдическую службу в министерстве культуры. Теперь будет проводиться работа с казахской диаспорой за рубежом, чтобы учесть весь наработанный опыт. Хотим сделать очень многое, в том числе, комплексный план по созданию масштабных кинокартин, телесериалов, передач, повествующих об истории страны с древнейших времен казахстанской культуры, современной жизни страны, исторических личностях и рядовых граждан. Считаю так же необходимым расширение выставочного пространства в ведущих казахстанских музеях.
О трехъязычии
- Сегодня мы придерживаемся политики трехъязычия, но при этом приоритет имеет государственный язык, - отметил Есенгазы Имангалиев. - Мы должны поддерживать приоритет государственного языка. Идентичность и единство народа не должны существовать только на базе государственного. Если любой человек, который живет в нашем государстве, будет хорошо понимать и знать культуру и язык других народов, то он может называться патриотом. Каким образом нужно совершенствовать знания? Мы говорили о том, что только элитные школы могут преподавать отдельные предметы естественно-технического цикла на английском языке. Сейчас глава государства уже поставил перед нами задачу, чтобы начинать трехъязычное обучение в старших классах. Одинаковая задача ставится для колледжей и вузов. Они будут готовить преподавателей, которые смогут вести предметы на трех языках. Например, полностью: от начала и до конца будет идти на английском языке математика.
Но подходить к любым экспериментам и инновациям надо очень тщательно.
- Уже есть много преподавателей, которые в совершенстве владеют и дают хорошие уроки на английском языке, - продолжил вице-министр образования и науки. - Даже в такое сложное время государство находит возможность делать вклады в совершенствование профессионально-технического образования. Колледжи не должны в этом отставать. Каждый колледж должен открыть хотя бы минимум одну группу на английском языке. Для того чтобы наше молодое поколение наравне себя чувствовало со всеми ведущими государствами, нужно свободно владеть иностранным языком.
Актюбинский политехнический колледж для внедрения экспериментальных программ уже выбрал две специальности.
- Первая – вычислительная техника и программное обеспечение, вторая специальность – технология машиностроения, - говорит директор колледжа Касымбек Алдияров. - Для разработки экспериментальной образовательной программы за основу была выбрана австралийская программа. В ней сделан акцент на подготовку специалистов по микроэлектронике и мобильным устройствам. Для второй специальности - великобританская программа. Был подготовлен сводный расчет расходов на 2016-2018 год на общую сумму - 162 миллиона тенге. Со следующего года планируется прием студентов по этим двум специальностям на базе одиннадцатого класса. Нами была подана заявка для оснащения лаборатории кабинетов. С мая четыре преподавателя спецдисциплин и три заместителя директора прошли обучение в Астане. Будет проводиться подготовительная работа в организации дуального обучения по специальностям технология и машиностроение. В этом году холдингом «Касипкор» совместно с министерством образования были отобраны десять партнерских колледжей, среди которых и наш Актюбинский политехнический колледж. Холдинг «Касипкор» планирует внедрение новых образовательных программ. Наш опыт будет в дальнейшем передаваться в другие колледжи.
Об общеобразовательных предметах
- В последнее время слышу от некоторых: «Зачем в колледже нужны общие предметы?», - рассуждал вице-министр образования. - Это неправильный подход. Мы говорим о том, что специалист должен быть конкурентоспособным. О какой конкуренции может идти речь, если у студента нет оконченного среднего образования. Нужно мотивировать студентов на изучение общих предметов. Говорить, к примеру, что из него не получится нормальный квалифицированный газосварщик, если он не будет знать химические свойства металла. Только тогда человек заинтересуется. Нужно плотно поработать всем нашим колледжам.
- У нас сейчас по республике столько выпускников имеют по два-три диплома, - продолжил вице-министр. - А работать некому. Ценится только труд и профессионализм. Если человек хороший каменщик, то обязательно будет востребован в государстве. К примеру, за границей к хорошему электрику выстраиваются в очередь. Специальность нужно выбирать по интересу и по востребованности, а не просто получать корочки. Так, сейчас нужно много строителей. И здесь не должно быть соревнований между колледжами и школами. Детям ни в коем случае нельзя говорить: по тебе плачет ПТУ или колледж. Не принижайте рабочие специальности. Или некоторые родители говорят: зачем моему сыну или моей дочери английский? Разве это правильный подход к будущему своего ребенка?
О школьной форме
Этот наболевший вопрос всегда интересовал и учителей, и родительскую общественность.
- Никакого центрального давления из Министерства по школьным формам нет, - подчеркивает Есенгазы Имангалиев. - Но мы устанавливаем общую политику. Даем такие рекомендации, что форма нужна. Это есть в гарантированных стандартных требованиях. Директора вместе с родительским сообществом проводят педсоветы и утверждают каждый свою форму. Одежда для школьников действительно дисциплинирует. Единая форма той или иной школы - это тоже знак престижа. Ученики, у которых высокие учебные показатели, с гордостью носят форму. И с другой стороны, должно быть равноправие. Но мы, повторяю, даем общестандартные требования.
Автор: Редакция