«Есть работодатели, которые напрочь забывают о Трудовом Кодексе»
Бауыржан Уразаев почти всю жизнь на госслужбе. По его словам, сам он никогда не сталкивался с нарушением трудовых прав, но всегда приходится отстаивать права других. Правовая грамотность людей растет, как и количество заявлений на столах трудовых инспекторов.
«У трудовых инспекторов большие нагрузки. Мы не только рассматриваем заявления, но и участвуем в судебных заседаниях в качестве свидетелей, экспертов»
Вне госслужбы пробыл одиннадцать месяцев. Там и зарплата больше, и работа спокойнее. Но от того, что много лет я был в таком напряженном ритме, наверное, не смог там остаться и вернулся сюда. Привык работать в таком режиме. Я воспитан, вырос в этой системе и судя по отзывам, мнениям окружающих, государственная сфера – это мое.
Я отработал семь лет на заводе «Сельмаш». В восемьдесят седьмом году попал в инспекцию. Был пять лет техническим инспектором труда по Западному Казахстану. В девяносто четвертом году нас из разряда инспекции труда передали в государственную систему. С восемьдесят седьмого года занимаюсь вопросами трудового законодательства.
У трудовых инспекторов большие нагрузки. Мы ведь не только рассматриваем заявления, но участвуем в судебных заседаниях в качестве свидетелей, экспертов. Нас привлекают государственные органы надзора, областная, городская прокуратура. Конечно, если бы у нас в штате было тридцать-сорок сотрудников, дышалось бы легче. Но нас не так много.
Особенно большой наплыв каждодневных заявлений по невыплате заработной платы. За первое полугодие 2015-го было рассмотрено двести семнадцать обращений. Из них – двести по задолженности. В первом полугодии были проведены плановые проверки в государственных учреждениях. Я могу сказать, по сравнению с прошлыми годами, люди к нам обращаются чаще.
Правовая грамотность растет. Исходя из практики, самые крупные суммы, которые задолжали предприятия, порядка пятнадцати-двадцати миллионов тенге. На сегодняшний момент одна из организаций задолжала пятнадцать миллионов, всех людей отправили в отпуска без содержания. На другом предприятии долг - двадцать с лишним миллионов тенге, погасили десять миллионов, девять еще осталось за работодателем.
«Больше всего отсутствует техника безопасности на предприятиях малого бизнеса. Человека не обеспечивают ни спецодеждой, ни средствами индивидуальной защиты»
Есть люди, которые не могут забрать зарплату с бывшего места работы. К нам обратился человек, которому прошлый работодатель задолжал заработную плату двухлетней давности.
Поступает много жалоб, связанных с сокращением рабочих мест. Мы рассматриваем правильность самой процедуры сокращения. Нередки случаи наговора со стороны работника на начальника. Госинспектор должен очень скрупулезно рассматривать все заявления и проверять все факты, которые отразил работник в своем заявлении.
Не все начальники такие звери, какими их может обрисовать работник. Но много работодателей, которые идут напролом и напрочь забывают о существовании Трудового Кодекса.
В сфере крупного предпринимательства, на таких предприятиях как СНПС, Актюбинский завод ферросплавов есть свои службы безопасности по охране труда. У них отлажен механизм работы. Больше всего отсутствует техника безопасности на предприятиях малого бизнеса. Человека не обеспечивают ни спецодеждой, ни средствами индивидуальной защиты. Работник предоставлен сам себе. Инструктажи проводятся формально: приди, распишись и все.
Недавно расследовал несчастный случай. Человек упал с небольшой высоты, повредил суставы. Мы начали разбираться. Оказалось, что этот сотрудник прошел свой периодический медосмотр и был допущен к работе. Хотя по медицинскому заключению ему была противопоказана работа на высоте. И при этом весь год он трудился на высотных объектах. Я оценил вину работодателя на сто процентов.
Если за первое полугодие прошлого года погибло двенадцать человек на производстве, то в этом году – шесть человек.
Очень много организаций, принимающих без трудовых договоров. Конечно, в этом случае усложняется работа наших инспекторов. Ведь в договоре расписаны условия труда, размер заработной платы, количество дней трудового отпуска. Есть определенные отрасли, они относятся к категории вредных. Там применяется сокращенное рабочее время и предусмотрен дополнительный отпуск за то, что человек работает во вредных условиях.
Я сам никогда не сталкивался с нарушением трудовых прав. К счастью, в советское время, когда работал на заводе, были более сильные и высокие требования. Зарплата выплачивалась своевременно, работник чувствовал себя защищенным. Нынешние работодатели часто переступают законы. Наверное, тяжелое экономическое время, но никому не дано нарушать законодательные акты.
«У нас дома был культ чтения. Я полностью прочел Толстого «Война и мир», от корки до корки - роман «Что делать?»
Я вырос в большой семье. Нас семеро братьев и сестер. Отец много лет проработал в партийной системе. Мама тридцать лет отдала школе. Родители нам дали правильное воспитание и хорошее образование. В нашей семье есть доктор филологии, другой брат работает в министерстве иностранных дел, еще один брат – офтальмолог. Я много слышу от окружающих, что у него очень легкая рука. Все родственники, знакомые обращаются к нему. У нас есть семейная традиция: встречаем Новый год в родительском доме. Родителей уже нет, но мы всегда все вместе собираемся тридцать первого декабря.
Те навыки воспитания, которые в нас вложили родители, стараемся передать своим детям. Они работают в разных сферах. То, что они не госслужащие, меня не тревожит. Главное, дети на своих местах.
Надо всегда оставаться порядочным, говорить людям то, что есть на самом деле. Можно сказать прямо, как говорится в лоб, или в мягкой форме, но быть честным. Есть общечеловеческие правила, которых человек должен придерживаться. Конечно, бывают такие случаи, когда кто-то наносит обиду. Стараюсь понять и простить. Я тоже не идеал, и кого-то, наверное, тоже могу обидеть.
Играл раньше в футбол, поэтому у меня много друзей по всему Казахстану. Сейчас футбол только смотрю. Раньше много читал. У нас дома был культ чтения. Я полностью прочел Толстого «Война и мир», от корки до корки - роман «Что делать?». Школьниками выучивали целые абзацами из «Тараса Бульбы», «Войны и мира». Сейчас век другой, скоростной, стараемся жить в ногу со временем. У меня много одноклассников, которые живут в Германии, России. Зарегистрирован в социальной сети «Одноклассники». Хотя меня ругают, что я редко туда захожу.
Отдыхаю в кругу семьи, на даче. Зимой снег убираю во дворе. Стараюсь сам, физически надо себя поддерживать. Когда есть возможность - лучше пройтись пешком. Хотя бы подняться в кабинет на четвертый этаж без лифта.
Молодежь к нам идет, но начинающих специалистов надо учить и учить. Очень слабая база. Трудно сказать, почему так. Прежде всего, отношение самого молодого человека к своей работе.
Первое правило у нас в управлении: встретить человека хорошим словом, постараться помочь ему в решении вопроса. Он и так на многое обижен, пусть здесь почувствует моральную поддержку.
Когда вокруг меня хорошие люди, мне становится на душе легко, все плохое уходит, и я снова готов к бою.
Беседовала Елена РЫШКИНА
Автор: Редакция