Содержание хрома в воде выше нормы в 88 раз
Депутат облмаслихата Асхат Айтжанов поднял на обсуждении генплана проблемы с питьевой водой.
- Мы взяли на анализы пробы питьевой воды с глубины 30 метров, и оказалось, что в ней превышены ПДК шестивалетного хрома в десятки(!) раз. Это же чистый яд! Мы посадили деревья, начали поливать - не растут деревья. Стали предъявлять претензии к садовникам, а оказывается, проблема в воде! - сообщил Асхат Айтжанов.
Корреспондент @aktobe_times попросила рассказать об этой скважине главного инженера ТОО «Дастан» Алтая Сулейменова:
- На Мартукской трассе в районе АЗФ есть недавно построенный мост, - рассказывает Алтай Сулейменов. – Там слева стоит заправка, рядом железнодорожный тупик. Мы пробурили скважину и взяли воду. Хотели использовать её для питья и полива деревьев. Получили из скважины воду лимонного цвета, отвезли её в испытательную лабораторию. Там нам сообщили, что, кроме всего прочего, в скважине находится 44,259 миллиграммов шестивалентного хрома на литр. Получилось превышение нормы содержания феррохрома в 88 раз! Мы никуда эту воду не стали использовать. Теперь пытаемся выяснить, как такое могло произойти. Пруды-накопители завода АЗХС расположены на противоположной стороне железнодорожной ветки от места бурения скважины.
Почётный геологоразведчик РК, лауреат государственной премии СССР, консультант совета директоров АО «АЗХС» Ефим Книжник узнал от журналиста «АТ» о загрязнении подземных вод в районе АЗФ шестивалентным хромом:
- Я готов выехать на место, взять пробы скважины и выяснить вместе с группой гидрогеологов, почему такое произошло.
НПЗ предложили перенести
Ещё один болезненный вопрос, по мнению депутата, - размещение мини-нефтеперерабатывающего завода в районе 41-го разъезда.
- У нас промзона по розе ветров давно определена в районе заводов, - говорит Асхат Айтжанов. - Но находится один деятель, который построил НПЗ на 41 разъезде. Как он мог его поставить? Ветер постоянно дует на город! И мы теперь дышим парами НПЗ! Его надо срочно убирать, но никто не хочет это делать. Это небольшой завод, не АЗФ или АЗХС. Он, как асфальтный завод, легко переносится. Мы хотим, чтобы люди жили в красивом, чистом городе!
Два кольца лесопосадки
ТОО «Урбостиль» запроектировало вокруг города кольцо лесопосадки, которое берёт воду для полива из специально построенного для этих целей канала.
- Нужно сформировать водоёмы для накопления воды в период паводка, они будут давать воду в канал и создадут полив насаждений, - убеждена Л. Нысанбаева. – Деревья защитят город от ветров и жары.
Насколько жизнеспособен вариант наполнения канала водой в годы с малым количеством осадков, Нысанбаева не уточнила.
Напомним, что идея переброски воды из Актюбинского моря в Саздинку закончилась зря потраченными миллионами и пустующими арыками.
Не хватает воды, газа и электричества
Руководитель ПрК «Актюбгражданпроект» Аубакир Ажгалиев напомнил, что для города важно увеличить мощность электрических, водных и газовых сетей. В Батыс-1 и Батыс-2 электроснабжение идёт из одного источника, а электрическая подстанция в Батыс-3 пока находится на стадии проекта. Третья нитка газопровода Бухара-Урал, которая могла бы снять дефицит голубого топлива в Актобе, ещё не построена.
- В 2 км от города в посёлке Жеруйык нарезали земельные участки под ИЖС, но там нет даже мобильной связи, не то, что всего остального, - говорит директор палаты предпринимателей «Атамекен» Актюбинской области Сулупан Шинтасова.
Развивать логистику и переработку
Руководитель ТОО «Урбостиль» Любовь Нысанбаева предлагает развивать в Актобе транспортно-логистические центры и промышленность.
- Сегодня уже 30% ВВП приходится на перевозки. Мы закладываем в генеральный план 4 индустриальные зоны и 2 мультимодальных хаба, - продолжает Нысанбаева. – Мультимодальный хаб - это система складов, перемещения и распределения грузов, которая сможет даже заменить нефть. Сейчас грузовая зона аэропорта растёт такими темпами, что это говорит о выгодности географического положения Актобе. Транспортно-логистические центры, малотоннажная металлургия и малотоннажная химия могли бы дать городу вторую жизнь.
Депутаты пообещали предоставить ТОО «Урбостиль» свои предложения о развитии Актобе.
- Нужно спроектировать так, чтобы это принесло реальную пользу, а не для отчётности, - отметила Сулупан Шинтасова. - В последнее время мы видим, что деньги у нас, грубо говоря, отмываются, и всё на этом заканчивается. 300 млн тенге стоимости проекта – это немалые суммы. Учите хотя бы малую толику того, что необходимо. Чтобы наконец-то что-то было для людей.
Автор: