Аэропорт предлагают перенести за 30 км от Актобе
Алматинская компания ведёт корректировку генплана с выносом аэропорта за пределы города.
Татьяна ТОКАРЬ
ТОО «Урбостиль» по заказу управления строительства Актюбинской области реализует «Корректировку генплана с выносом аэропорта города Актобе». За корректировку генплана компания получит из бюджета около 300 млн тенге. Руководитель ТОО «Урбостиль» Любовь Нысанбаева побывала в Актобе и рассказала корреспонденту @aktobe_times о том, каким видят специалисты развитие областного центра до 2050 года. Предполагается, что в ближайшие 30 лет количество жителей Актобе достигнет 950 тысяч человек.
Изначально власти ставили вопрос поворота взлётной полосы, но оказалось, что это составит 70% затрат на строительство нового аэропорта. И, самое важное, поворот блокирует развитие Актобе в сторону южных территорий. Ещё одна причина отказа от поворота: земли уже выделили и частично застроили.
- Глиссада (траектория, по которой самолет снижается при заходе на посадку) сейчас проходит над городом и разделяет его на две части, - рассказывает Любовь Нысанбаева. – Сейчас в микрорайоне Батыс-2 самолёты взлетают и садятся буквально в 100 метрах от земли. Это очень опасно. Огромные самолёты летают над жилыми домами, выбрасывают отработанные газы, распространяется шум при норме не выше 60 до 90 децибел. В нашем генплане предложено вынести аэропорт за пределы города Актобе.
Представители ТОО «Урбостиль» объездили 20 площадок в городе Актобе в поисках благоприятного места для переноса аэропорта.
- Мы выбрали два направления, - продолжает Нысанбаева. – Одна площадка находится в 23 км от Актобе близ посёлка Нурбулак Алгинского района, а вторая в 37 км от Актобе – рядом с посёлком Кайындысай (бывшая Берёзовка) в Хобдинском районе. Эти варианты уже подтвердила фирма «Аэропроект» - наш субподрядчик. Она делает раздел в этом ТЭО.
Построить новый аэропорт в Актобе, как стало известно от директора палаты предпринимателей «Атамекен» Актюбинской области Сулупан Шинтасовой, приглашают турецкие компании. Но пока не известно, возьмутся ли они за этот проект.
После переноса аэропорта, как считает Нысанбаева, на месте гаражных кооперативов в 8 микрорайоне появится возможность возвести высотные комфортабельные дома, которые могли бы стать украшением центра города.
Что будет с реками и дачами
- По дачам мы будем делать чистые и красивые набережные вдоль рек, как в Сингапуре, - продолжает Любовь Нысанбаева. - Ваши реки требуют очень большой работы. Затопление, которое происходит весной – это не только проблема рек, но ещё и рельефа почвы. Так получилось, что город как раз в низине стоит, поэтому паводки – большой бич для него.
Определились проектировщики и по вопросу дач, расположенных в пойме рек:
- Дачи, которые полностью заполонили все прибрежные территории, нарушили все нормы, - убеждена Л. Нысанбаева. - Не соблюдена водоохранная полоса. В прибрежной зоне нельзя строить дом, если ты заботишься о себе и своих детях! По генплану решение такое: дома, возведённые на склонах, всё равно придётся сносить, предлагая новое жильё.
Как объяснила Нысанбаева, вопрос сноса такого жилья будет решаться за счёт частных инвесторов.
Рестораны вместо поликлиник
Стратегию развития города Актобе представители ТОО «Урбостиль» попытались обсудить 30 июня с депутатами маслихата Актюбинской области, руководителями крупных предприятий и госслужащими. Собравшиеся в первую очередь поднимали вопросы отсутствия государственных поликлиник, дефицита общеобразовательных школ и детских садиков в новых микрорайонах Батыс-2, Батыс-3 и в микрорайоне Есет батыра.
- Ещё в 2008-2011 годах на этапе проектирования мы определяли земли в Батыс-2 и микрорайоне Есет батыра для строительства полноценных государственных поликлиник и больниц, - говорит руководитель профсоюза медицинских работников, профессор хирургии ЗКМУ им. Оспанова Кайрат Сабыр. – И землю отводили, оформляли её на облздрав. Но всё изменилось: на этих местах построили рестораны! Сейчас женщины с грудными детьми, беременные, вынуждены на маршрутных автобусах ехать куда-то в город к врачу. Не у всех же есть автомашины. Я не могу сказать, что аким виноват, но изначально в этих микрорайонах были запланированы объекты здравоохранения. Я считаю, что первым делом нужно заниматься фундаментальными вещами: строительством школ, садиков и больниц. Все социальные объекты должны находиться в шаговой доступности к жилым массивам.
Аналогичные проблемы со школами и детскими садами существуют в новых микрорайонах города. Руководитель ТОО «Урбостиль» Любовь Нысанбаева объяснила, что недавно в городе Алматы этот вопрос поднимали на форуме Союза градостроителей Казахстана:
- Как президент Союза градостроителей Казахстана, могу сказать, что пока у нас не запрещено использовать участки под социальные объекты на другие цели, - комментирует Любовь Нысанбаева. - Мы на форуме в городе Алматы принимали этот вопрос и готовим обращение в правительство. Важно, чтобы новый Земельный кодекс запрещал использовать на другие цели участки, предназначенные для социальных нужд.
Автор: