«Отдел ЖКХ не знает, что такое асфальт»
Столичные специалисты объяснили сотрудникам городского и районных отделов ЖКХ, как проверять качество строительства и ремонта дорог, сообщает @aktobe_times
Татьяна ТОКАРЬ
Отвратительные автодороги - реальность не только города Актобе.
- По всему Казахстану жалуются на плохое качество ремонта автодорог, - говорит дорожный инженер отдела диагностики автодорог и мостов «Центра качества дорожных активов» Мадияр Мырзалимов. - Большую роль играет климат, бывают технологические нарушения при строительстве и ремонте автодорог.
Если на климат повлиять невозможно, то технадзор и заказчики строительства вполне могли бы работать лучше. С такой идеей РГП «Центр качества дорожных активов» собрал в городе Актобе сотрудников отделов ЖКХ, которые подписывают акты выполненных работ по строительству и ремонту автодорог. Для них гости из столицы провели семинар.
Как считает руководитель АФ РГП «Центр качества дорожных активов» Тельман Малаев, сотрудники отделов ЖКХ не знают, что такое автодороги:
- Даже в городе трудно найти специалистов по ремонту и строительству автодорог, а в районах их вообще нет, - считает Тельман Малаев. – Заказчиком выступает отдел ЖКХ, который даже не знает, что такое асфальт. Мы хотим улучшить качество их работы благодаря однодневному обучению.
Как объяснил Тельман Малаев, проблема не только в госслужащих, но и в качестве работы технадзора.
– Технадзор привлекают только при среднем и капитальном ремонте автодорог. На ямочном ремонте он отсутствует, - продолжает Малаев. - В результате заказчик остаётся один на один с подрядчиками. Важно соблюдать технологию работ, иначе всё будет бессмысленно.
- Почему в Актобе плохие автодороги, которые ремонтировали капитально, и те, где шёл средний ремонт?
- У подрядчиков тоже нет специалистов. У них есть юристы, экономисты, бухгалтера, а дорожников нет. Подрядчики не знают, сколько раз каток должен проезжать по одному и тому же месту, чтобы создать уплотнение. Осенью в поры асфальта впитывается вода и выстреливает со льдом зимой, если уплотнение оказалось недостаточным. С начала строительства автодорог технадзор днём и ночью должен находиться на объекте. Он должен смотреть толщину асфальтобетонного покрытия, фиксировать нижние слои основания асфальта. Но в данный момент такие процедуры, могу сказать, не проходят. Поймать и посадить технадзор на участок вообще трудно. Вы пройдите на любую улицу, где идёт средний ремонт автодороги и спросите, где находится технадзор? Никто об этом не знает. Сейчас центральный аппарат «Центра качества дорожных активов» готовит письмо в министерство, чтобы технадзор нёс ответственность в период гарантийного срока за качество работ. Тогда эти специалисты будут контролировать свои участки. В прошлом году мы добились того, что на 8 млн тенге оштрафовали подрядчика и технадзор. Двух инженеров технадзора, которые не следили за качеством работы подрядчиков, лишили лицензий. В этом году мы тоже будем работать в этом направлении.
Нарушения в каждой десятой пробе
АФ РГП «Центр качества дорожных активов» работает в регионе с 2020 года.
- За это время мы обследовали более 300 объектов, отобрали 5 000 дорожно-строительных материалов. Лабораторные испытания показали, что порядка 500 не соответствуют требованиям норм РК, - продолжает Тельман Малаев.
Он привёл конкретные примеры.
- В прошлом году были претензии к капитальному ремонту улицы Джамбула. Там не соответствовал угол наклона, то есть вода собиралась на проезжей части. Это выявили наши специалисты. Раньше такие дороги принимали, но они быстро разрушались. В этом году мы выявили недочёты, написали в государственный архитектурно-строительный контроль (далее ГАСК) о том, что технадзор в своё время не проконтролировал, а подрядчик допустил эти нюансы. И ГАСК оштрафовал подрядчиков ТОО «АСК Курылыс» и технадзор, каждого на 556 тысяч тенге.
Всего за 2021 год АФ РГП «Центр качества дорожных активов» забраковал ремонт 5-6 улиц. К примеру, на улице Заречная подрядчик ЖК «Рауан» провёл недостаточное уплотнение асфальта во время капитального ремонта. Выявили сегрегацию (шелушение асфальтобетонного покрытия) на площади порядка 30 квадратных метров на объекте ТОО «КТП». Подрядчику объяснили, он исправил недостатки.
Как сообщил Тельман Малаев, при соблюдении технологии капитального ремонта дороги должны оставаться пригодными к эксплуатации 8 лет. Из них 3 года составляет гарантийный срок, и ещё 5 лет – межремонтный срок. После среднего ремонта автодорога должна протянуть 5 лет. Из них 2 года составляет гарантийный период и ещё 3 года – межремонтный. Однако пока, к сожалению, многие дороги рассыпаются уже во время гарантийного срока.
Автор: